Автор: Семья Старункиных: дочь Екатерина, мама – Елена Александровна




Конкурс «Святая Нижегородская земля»

Номинация: «Литературный конкурс»

Название: «Мордовские корни»

Автор: Семья Старункиных: дочь Екатерина, мама – Елена Александровна

Слайд Шумбрат вечкевикст оят, кельгома ялгат, эрзят, рузт, татарт, чувашт весе, ки сась фестивальс «Единство».

Перевод: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствуем всех эрзян, русских, татар, чуваш и всех, кто пришёл на фестиваль «Единство».

Слайд В нашей Нижегородской области проживает свыше 25000 мордвы. Мордовский народ разделяется на две этнические группы. Это мордвы-мокши и мордвы-эрзи.


Монь чачтымим эрзянь ава,

Эрзянь масторсо касынь.

Эрзякс кортамо басловазь,

Весе пиньгем, весе чим

Перевод:

Меня родила мордовская женщина,

Выросла я на мордовской земле.

Благословлена говорить по-мордовски,

Всю жизнь и каждый день.


Слайд Мы корнями из эрзянского села Великий Враг Шатковского района, где стараются сохранить свой язык, традиции и культуру. В школе изучается мордовский язык. В Доме культуры создан мордовский фольклорный ансамбль «Горнипов», который выступает в национальной одежде

Слайд Мордовский национальный костюм сохраняется во многих сёлах. Изготовляемая вручную, праздничная женская одежда хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению.

Слайд Мордовский костюм отличается богатством своих красок. Не только сам костюм у мордвы являлся произведением искусства. Умение его надевать и носить передавалось из поколения в поколение и тоже являлось искусством.

Слайд Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Праздничные одежды изготавливались из тонкого льняного материала. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали поясом (каркс).

Слайд Пояс обычно изготавливали из шерстяных ниток или из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. К нему подвешивали оружие или другие предметы.

Слайд Женская одежда была похожа на одежду византийских царей. А благодаря богатой вышивке из шерсти, она приобретала тяжесть и величественность.

Слайд Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма у эрзянок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. Грудь рубахи украшалась бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера.

Слайд Вместе с карксом эрзяне повязывали пулай - сложное набедренное украшение. Его оформляли большим количеством ниток, бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. Пулай девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. С этого момента она могла быть засватана. Весит "этот атрибут" одежды эрзянки внушительно: 3-4 кг! Женщине без пулая нельзя было показываться на людях: она считалась неодетой. Даже во время жатвы, в жару она не снимала пулая. Зато зимой в нём было тепло. Считалось, что пулай защищает от дурного глаза. Благодаря этому элементу одежды, мордовки были стройнее и грациознее. Иностранные путешественники подчёркивали, что среди эрзянок совсем не было сутулых и горбящихся.В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками - сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лента ми.

Слайд Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця).Также поверх рубах носили безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади.

Слайд Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.

Слайд В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

Слайд Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения - бусы, браслеты, перстни, кольца. Главным украшением являлась брошь сюлгамо.

Слайд Народный костюм эрзянок, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин.

Слайд Как предмет особой национальной гордости он входит в семейные обряды, ритуалы сельских праздников и фестивалей народного творчества.

В нашей семье хранят, передают традиции и обычаи мордовского народа.

Слайд Многие из них дошли до нас с первобытных времен. Наши далекие предки делили год на три праздничных периода (зимний, весеннее-летний, осенний). Они, как правило, были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных земледельческих работ.

Каждый период праздников был богат событиями и обрядами. Например, во время Вербного воскресения молодежь ходила по домам, ударяя спящих людей веточками вербы. Это делалось для того, чтобы передать человеку пробуждающие силы природы.

Во время праздника Покрова женщины-мордовки совершали обряд – покров баба. На каждой улице одна из женщин надевала вывернутую наизнанку шубу, обувала лапти, на шею вешала пучок пеньки, делала бороду, садилась верхом на палку, в руки брала веник и в таком виде ходила из дома в дом. Там она пела, плясала и проводила веником по стенам и потолку, желая хозяевам здоровья и достатка. В каждом доме покров бабе обязательно давали пирог и благодарили.

Слайд Но цикл обрядов и праздников начинался зимой, когда дни становились длиннее и солнце поворачивало на лето. Самым главным почитаемым зимним праздником мордвы считается «Роштовань кудо» (Рождественский дом). Он появился еще задолго до крещения мордвы, до появления понятия Рождества Христова, который потом стал связываться с ним по времени и названию. Накануне Рождества проводился обряд колядования. День Рождества у мордвы так и назывался – День Коляды (Колядань чи). Он олицетворял рождение солнца, сулил изобилие в предстоящем году. Одним из важнейших моментов обряда колядования было одаривание. Для этого пекли специальные пирожки с различной начинкой (чаще всего с кашей) – калядань прякат, которые раздавались детям во время обхода ими дворов.

Слайд Колядование первыми начинали пастухи, потом дети, за ними – парни и девушки. Дети брали мешочки с зерном, хмелем, подходили гурьбой к дому, стучали палкой по дверям и ставням. Выходили хозяева, которые заранее готовили для детей угощения: орешки, пирожки, свиные ножки и т.д. Дети пели песенки колядки, которые приносили людям богатство, счастье, здоровье. После принятия христианства эти песенки стали называть рождественскими колядками.

Слайд Вот как проходит обряд колядования в селе Великий Враг.

Катя: Шумбраттадо! (Здравствуйте!)

Хозяйка: Шумбра чи! Совадо, совадо, а калядамо маштадо? (Добрый день, заходите, заходите, а колядки знаете?)

Катя: Маштанок! (умеем)


Таусянь, таусянь

Потминезе дикушань

Шкизе, яжизе,

Прякинекс панизе

Мондень максызе.

 

Коляда, коляда

Начинка гречневая,

Собрала, смолола,

Испекла пирожок, мне дала.


 

Хозяйка дает несколько орешек Кате.

Слайд Вместе: Уледе шумбрат! (будьте здоровы!)

Вастомазонок! (до новых встреч!)

Варштыньк орешкатьнень (попробуйте орешки)

Ярсадо (кушайте)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: