Понятие законности и её гарантии




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. Понятие законности и её гарантия..................................................................... 4

2. Роль демократии в правовом государстве........................................................ 7

3. Взаимосвязь и взаимодействие демократии и законности.............................. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................. 14

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы определяется тем, что на данном этапе развития государства и стремительного развития общества, законность несет особое значение в отношении обеспечения прав, демократизации общества, защиты свобод и законных прав (интересов) личности, интеграции в мировой правопорядок и решение задач национально-государственного устройства.

Понятия законность и демократия тесно связаны между собой и играют важную роль в развитии общества и государства.
Цель реферата – соотнести понятия законность и демократия и рассмотреть процесс их взаимодействия.

Задачи:

1. Изучить понятие законность.

2. Определить роль демократии в государстве.

3. Охарактеризовать соотношение демократии и законности.

Предмет исследования составляют теория правового государства, а также фундаментальные категории теории государства и права: законность, демократия, правопорядок.

Структура работы включает в себя введение; основную часть, раскрывающую основные вопросы истории разработки теории, сущности, факторов и принципов формирования правового государства, и особенности его становление в РФ; заключение.

Методы – анализ и синтез научных источников по теме исследования.

 

Понятие законности и её гарантии

 

В научной и гражданско-правовой литературе термин "законность" стал известен только в XIX веке, в то время, когда в обществе были определены соответствующие мировоззренческие и социально-экономические предпосылки. Изначально его использовали именно в научно-публицистической литературе, для выражения интересов политической сферы, в качестве идеологического средства. Данный термин возник в результате достижения государственно-правовой организацией соответствующего уровня развития. С течением времени и нарастанием стремления всех развитых государств к демократии, законность стала неотъемлемым элементом демократии и реальной защиты прав личности, человека и гражданина.

Достаточно большое количество определений законности существует в настоящее время. Но каждое из них закрепляет за собой саму сущность законности - это неуклонное, строгое и равное исполнение и соблюдение норм права, закрепленных законодательством определённого государства, всеми участниками правоотношений. Анализируя каждое определение законности и её роль в жизни общества и государства можно заметить, что суть её независима от места, времени и условий в разные исторические периоды.

Изучая теоретические аспекты любого явления, важно четко и точно понимать его сущность (природу). Как раз таки сущность законности подразумевает строгое и неуклонное исполнение и соблюдение действующего законодательства всеми субъектами правоотношений. Однако сущность никогда нельзя толковать абсолютно точно, скорее её нужно рассматривать как цель общественного развития, которая заключается в достижении полного законопослушания граждан государства.

Цель законности не есть законность. Цель присутствует в любом общественном явлении и представляет собой идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Законность не тождественна реализации права, но она включает в своё содержание определённые требования по выполнению правовых предписаний. Законность - это строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Исходя их анализа самого понятия законности, можно вывести её основные признаки:

¾ единство (применение и толкование всех нормативно-правовых актов должно быть одинаковым на всей территории государства);

¾ верховенство конституции и закона (НПА и постановления местного самоуправления, законы субъектов государства не должны противоречить единой Конституции и федеральным законам и должны подчиняться им);

¾ гарантированность прав и свобод человека и гражданина (права и свободы человека и гражданина не могут быть реализованы без законности, так как она является их основной гарантией, но в то же время формальное и фактическое наличие и соблюдение прав и свобод указывает на состояние законности в обществе и государстве);

¾ связь с культурой (от уровня культурного развития общества и лиц, занимающих высшие должностные посты, зависит состояние законности, но так же и подчинение законам своей страны и их соблюдение, говорит о высоком уровне культуры населения);

¾ презумпция невиновности (ч.1 ст.49 Конституции РФ закрепляет: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»).

Режим законности считается полноценным при наличии двух взаимосвязанных элементов:

1. Четко выработанное законодательство, которое точно отвечает всем требованиям общества и общественного развития.

2. Строгая, неуклонная, полная реализация действующего законодательства всеми субъектами права без исключения.

Существуют специальные условия и средства для обеспечения неуклонного соблюдения нормативно-правовых актов, свободной реализации прав и свобод граждан и общества, а так же интересов самого государства, такие средства и условия есть гарантии законности.

В научной правовой литературе выделяют следующие гарантии законности:

¾ социально-экономический (экономическая свобода, уровень благосостояния граждан, наличие разных форм собственности и т.п.);

¾ общественные (наличие сложившихся мер, применяемых обществом к нарушителям закона);

¾ политические (в основном это критерии демократизации общества, политический плюрализм, разделение властей и т.д.);

¾ идеологические (уровень правового воспитания и правовой культуры в обществе, уровень нравственного развития, уровень правосознания граждан, уважение к праву);

¾ организационные (наличие специальных структур пресечения нарушений законодательства - прокуратура, полиция, следственный комитет, суды).

 

 


2. Роль демократии в правовом государстве

 

Слово «демократия» употребляется в разном значении: как форма государства; как политический режим; как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а, следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются, прежде всего, гражданин и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося следующими признаками:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества - это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.

Современные демократические государства дополняются рядом других признаков и принципов, например:

¾ соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

¾ конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

¾ уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

¾ верховенство закона;

¾ разделение властей и др.

Демократия - политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократии.

Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

Демократия имеет политический характер:

1) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

2) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека6.

Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что демократия может разделяться по различным основаниям, основной же классификацией видов демократии является ее деление в зависимости от сфер жизни общества, в которой она проявляется. Само же внешнее проявление демократии именуется ее формой.

Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством. Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.

Функции демократии можно разделить на две группы:

1) раскрывающие связь с общественными отношениями;

2) выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:

1. Организационно-политическая - организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами.

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулирование правовых статусов субъектов демократии.

3. Общественно-стимулирующая - обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений.

4. Учредительная - формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы).

5. Контрольная - обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми).

6. Охранительная - обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: