СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. Понятие законности и её гарантия..................................................................... 4
2. Роль демократии в правовом государстве........................................................ 7
3. Взаимосвязь и взаимодействие демократии и законности.............................. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................. 14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы определяется тем, что на данном этапе развития государства и стремительного развития общества, законность несет особое значение в отношении обеспечения прав, демократизации общества, защиты свобод и законных прав (интересов) личности, интеграции в мировой правопорядок и решение задач национально-государственного устройства.
Понятия законность и демократия тесно связаны между собой и играют важную роль в развитии общества и государства.
Цель реферата – соотнести понятия законность и демократия и рассмотреть процесс их взаимодействия.
Задачи:
1. Изучить понятие законность.
2. Определить роль демократии в государстве.
3. Охарактеризовать соотношение демократии и законности.
Предмет исследования составляют теория правового государства, а также фундаментальные категории теории государства и права: законность, демократия, правопорядок.
Структура работы включает в себя введение; основную часть, раскрывающую основные вопросы истории разработки теории, сущности, факторов и принципов формирования правового государства, и особенности его становление в РФ; заключение.
Методы – анализ и синтез научных источников по теме исследования.
Понятие законности и её гарантии
В научной и гражданско-правовой литературе термин "законность" стал известен только в XIX веке, в то время, когда в обществе были определены соответствующие мировоззренческие и социально-экономические предпосылки. Изначально его использовали именно в научно-публицистической литературе, для выражения интересов политической сферы, в качестве идеологического средства. Данный термин возник в результате достижения государственно-правовой организацией соответствующего уровня развития. С течением времени и нарастанием стремления всех развитых государств к демократии, законность стала неотъемлемым элементом демократии и реальной защиты прав личности, человека и гражданина.
Достаточно большое количество определений законности существует в настоящее время. Но каждое из них закрепляет за собой саму сущность законности - это неуклонное, строгое и равное исполнение и соблюдение норм права, закрепленных законодательством определённого государства, всеми участниками правоотношений. Анализируя каждое определение законности и её роль в жизни общества и государства можно заметить, что суть её независима от места, времени и условий в разные исторические периоды.
Изучая теоретические аспекты любого явления, важно четко и точно понимать его сущность (природу). Как раз таки сущность законности подразумевает строгое и неуклонное исполнение и соблюдение действующего законодательства всеми субъектами правоотношений. Однако сущность никогда нельзя толковать абсолютно точно, скорее её нужно рассматривать как цель общественного развития, которая заключается в достижении полного законопослушания граждан государства.
Цель законности не есть законность. Цель присутствует в любом общественном явлении и представляет собой идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
Законность не тождественна реализации права, но она включает в своё содержание определённые требования по выполнению правовых предписаний. Законность - это строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Исходя их анализа самого понятия законности, можно вывести её основные признаки:
¾ единство (применение и толкование всех нормативно-правовых актов должно быть одинаковым на всей территории государства);
¾ верховенство конституции и закона (НПА и постановления местного самоуправления, законы субъектов государства не должны противоречить единой Конституции и федеральным законам и должны подчиняться им);
¾ гарантированность прав и свобод человека и гражданина (права и свободы человека и гражданина не могут быть реализованы без законности, так как она является их основной гарантией, но в то же время формальное и фактическое наличие и соблюдение прав и свобод указывает на состояние законности в обществе и государстве);
¾ связь с культурой (от уровня культурного развития общества и лиц, занимающих высшие должностные посты, зависит состояние законности, но так же и подчинение законам своей страны и их соблюдение, говорит о высоком уровне культуры населения);
¾ презумпция невиновности (ч.1 ст.49 Конституции РФ закрепляет: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»).
Режим законности считается полноценным при наличии двух взаимосвязанных элементов:
1. Четко выработанное законодательство, которое точно отвечает всем требованиям общества и общественного развития.
2. Строгая, неуклонная, полная реализация действующего законодательства всеми субъектами права без исключения.
Существуют специальные условия и средства для обеспечения неуклонного соблюдения нормативно-правовых актов, свободной реализации прав и свобод граждан и общества, а так же интересов самого государства, такие средства и условия есть гарантии законности.
В научной правовой литературе выделяют следующие гарантии законности:
¾ социально-экономический (экономическая свобода, уровень благосостояния граждан, наличие разных форм собственности и т.п.);
¾ общественные (наличие сложившихся мер, применяемых обществом к нарушителям закона);
¾ политические (в основном это критерии демократизации общества, политический плюрализм, разделение властей и т.д.);
¾ идеологические (уровень правового воспитания и правовой культуры в обществе, уровень нравственного развития, уровень правосознания граждан, уважение к праву);
¾ организационные (наличие специальных структур пресечения нарушений законодательства - прокуратура, полиция, следственный комитет, суды).
2. Роль демократии в правовом государстве
Слово «демократия» употребляется в разном значении: как форма государства; как политический режим; как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.
Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а, следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются, прежде всего, гражданин и народ.
Демократия нигде и никогда не существовала без государства.
Демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося следующими признаками:
1) признание народа высшим источником власти;
2) выборностью основных органов государства;
3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;
4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.
Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества - это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.
Современные демократические государства дополняются рядом других признаков и принципов, например:
¾ соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;
¾ конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
¾ уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
¾ верховенство закона;
¾ разделение властей и др.
Демократия - политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.
Признаки демократии.
Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;
б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;
в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.
Демократия имеет политический характер:
1) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.
2) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.
Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека6.
Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.
Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности.
Подводя итог вышесказанному можно отметить, что демократия может разделяться по различным основаниям, основной же классификацией видов демократии является ее деление в зависимости от сфер жизни общества, в которой она проявляется. Само же внешнее проявление демократии именуется ее формой.
Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством. Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.
Функции демократии можно разделить на две группы:
1) раскрывающие связь с общественными отношениями;
2) выражающие внутренние функции деятельности государства;
К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:
1. Организационно-политическая - организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами.
2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулирование правовых статусов субъектов демократии.
3. Общественно-стимулирующая - обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений.
4. Учредительная - формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы).
5. Контрольная - обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми).
6. Охранительная - обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.
Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.
Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.