Всероссийский образовательный центр «Сириус» привлекает к участию в своих образовательных программах как школьников, обладающих высокими познаниями по предметам школьной программы; школьников, показавших высокие достижения в спорте и в художественном творчестве, — так и школьников с высокими способностями к техническому творчеству, инженерной, изобретательской деятельности.
Для выявления таких школьников по месту обучения, продуктивно организовывать решение инженерно-творческих заданий открытого типа, требующих от ученика разработать и представить решение для специально описанной проблемной ситуации, связанной или с научно-техническими изысканиями, или с решением конкретной задачи в области хозяйства и инфраструктуры.
Чтобы выявить и отобрать одарённых школьников, обладающих высокими способностями к инженерно-технической деятельности, в Ханты-Мансийском автономном округе (Югре), был составлен примерный сборник открытых инженерных задач. Основные виды инженерных образовательных задач открытого типа
1. Инженерно-теоретические парадоксальные задачи
Задачи этого типа предполагают порождение детьми базовой идеи будущего изобретения, или даже просто выявление ими объективной возможности будущего изобретения, незаметной с точки зрения житейского опыта и расхожих взглядов на технику.
Именно задачи этого типа в наибольшей степени опираются на противоречие, заложенное в их формулировке и содержании. Это связано с принципиальной необходимостью вывести школьников за пределы привычного ограниченного круга представлений, показать им, что, во-первых, мир устроен сложнее, чем они думают; во-вторых, знания о мире не исчерпываются содержанием ни одного, даже самого хорошего учебника; в-третьих, возможность или невозможность какого-либо устройства является относительной характеристикой, поскольку, комбинация знаний о законах природы или углубление этих знаний позволяют сделать возможным то, что на предыдущем шаге считалось принципиально невозможным.
|
Открытые задачи этого вида в основном строятся по следующей схеме: «Придумать (описать) объект с заданными свойствами А, Б, В, и т.д., в котором заведомо реализуются функции либо существуют явления типа анти-А, анти-Б, анти-В, и т.д.». Подобная конструкция задания сама по себе интригует или «берёт на слабо», побуждает к поиску, внушает представление о том, что наши знания о мире и его свойствах могут быть не полны и что при определённых условиях невозможное может оказаться возможным.
Изначально в задачах такого типа в качестве объекта, который предлагается придумать и описать, использовался «мир» как целостная природно-человеческая, «естественная» система и пространство для жизнедеятельности. Однако в рамках отбора инженерно-одарённых детей объектом стоит делать какое-либо не существующее, но очень нужное техническое устройство или технологическую систему.
Пример:
Придумать механическое транспортное средство, работающее «на подножном корму», то есть способное использовать разные ресурсы внешней среды в качестве источника энергии.
В чём противоречие:
Способность питаться подножным кормом — традиционная характеристика живого «тягла» (например, лошадей, мулов, верблюдов).
|
Механическое транспортное средство либо использует запас энергии, который необходимо возить с собой и регулярно пополнять, либо существенно зависит от обстоятельств среды (как парусник или автомобиль на солнечных батареях).
Возможные ходы на решение:
— Использование биореактора или иного устройства, перерабатывающего любую органику в топливо.
— Использование устройств, позволяющих без внешнего вмешательства находить и захватывать ресурсы (включая элементы искусственного интеллекта).
Способности, которые могут быть проявлены:
— Системное мышление, в том числе способность соотносить принципиальные схемы органических и механических систем.
— Понимание процессов, связанных с получением энергии на основе превращений вещества (как в желудке животного, так и в моторе автомобиля).
— Понимание главной полезной функции устройства внутри объемлющей системы (источника движущей силы в общей схеме транспортного средства).
2. Инженерно-практические проблемные задачи
Задачи данного типа предполагают разработку школьниками конкретного устройства, необходимого в той производственной или инфраструктурной ситуации, которая описывается в условиях. В идеальном варианте, школьники должны создать действующую модель этого устройства — материальную либо цифровую, позволяющую понять, как устройство будет работать при различных условиях и задачах. Но поскольку это требует дополнительного тренерско-педагогического сопровождения и достаточно сложного оборудования, достаточным будет являться подробное описание работы устройства, математические расчёты его работы, основные чертежи, дающие базовое представление о конструктивной схеме.
|
Поскольку, здесь предметом деятельности школьников являются не порождение идеи и не предпроектные изыскания, а разработка конкретного устройства, заведомо выполняющего строго определённый набор полезных функций, на заданном уровне качества, то противоречие, вокруг которого строятся задания, не должно носить, в отличие от предыдущего случая, абсолютный характер. Достаточно будет обозначить школьникам:
— либо острую потребность в той или иной разработке, при её отсутствии в полноценном виде;
— либо необходимость снять некое техническое ограничение, кажущееся неизбежным следствием какого-либо закона природы;
— либо критическую необходимость снизить издержки при реализации какой-либо технологии.
Такие задачи обычно строятся по следующим моделям:
— разработать устройство, которое решало бы задачу Х лучше (быстрее, дешевле, качественнее), чем это делают существующие устройства и технологические комплексы;
— разработать устройство, позволяющее решать задачу Y, которая ранее считалась нерешаемой;
— оптимизировать устройство Z по параметрам, приведённым в условиях задачи;
— оптимизировать устройство A для работы в условиях, в которых это устройство ранее не могло работать.
Пример:
Придумать принцип работы вычислительной системы, основанной не на электричестве, а, например, на воздухе или воде.
В чём противоречие:
Существующие решения, лежащие «в недрах» вычислительных систем, основаны на том, что логические элементы используют электрический ток для выполнения операций, совокупность которых определяет возможности устройства.
В действительности же структура логического элемента не зависит от того, какая физическая сила заставляет его работать, например, переключаться или выдавать выходной сигнал на основе входных.
Возможные ходы на решение:
— При анализе работы любого логического элемента можно заметить, что для его работы необходим ток, движение некоторой субстанции, неважно, электрическое, механическое или какое-либо другое (если это можно вообразить). Следовательно, ту же роль, которую играет электрический ток в современной технике, может выполнять ток воды или газа, например. Примечание: на первых советских автоматически управляемых ракетах использовались именно «воздушные процессоры»: ламповая электроника того времени не выдерживала вибраций и перегрузок, а поток воздуха в полёте ракеты заведомо гарантирован.
— Любая сколь угодно сложная вычислительная система представляет собой совокупность определённым образом соединённых между собой логических элементов, выходные сигналы одних из которых являются входными для других.
Способности, которые могут быть проявлены:
— Способность интересоваться глубинными основами и базовой структурой процесса. Школьник, для которого процессор или даже цифровое устройство в целом — «магическая коробочка», скорее всего, пройдёт мимо этой задачи.
— Способность к системной композиции, сборке системы со сложными функциями на основе простых элементов.
— Способность рассмотрения технических систем в их генезисе, как результат серии последовательных инженерных решений.
3. Инженерно-социальные разработнические задачи
Задачи данного типа по своему построению и логике похожи на инженерно-практические проблемные. Детям предлагается разработать решение «под ключ», потенциально готовое к внедрению, при этом, позволяющее снять проблемную ситуацию и добиться необходимого результата в таких условиях, в которых раньше этот результат считался недостижимым. Но, в отличие от предыдущего, требуется разработать не устройство или технологию, а управленческий проект по внедрению устройства и технологии, или, в некоторых случаях, по организации работы инженерного коллектива над такой разработкой, которая обычно производится единолично. Соответственно, результатом должно стать описание необходимой последовательности действий, в результате которых изобретение будет внедрено и начнёт приносить пользу, или инженерный коллектив сможет быстро и качественно решить поставленную задачу, даже в недостаточно благоприятных условиях. Описание последовательности действий необходимо дополнить обоснованием, доказывающим, почему именно предлагаемые действия в предложенной последовательности приведут к успеху.
Инженерно-социальные разработнические задачи похожи на кейсы, широко используемые в бизнес-тренингах и школах управления:
— описывается проблемная управленческая ситуация, с чётким обозначением того, в чём состоит рассогласование между существующим положением дел и нужным положением дел;
— обозначается цель: как должна измениться ситуация, к какому состоянию прийти;
— описываются все условия, значимые для изменения ситуации: как благоприятные, так и неблагоприятные;
— далее нужно придумать последовательность управленческих действий, которые действительно можно проделать в описанных условиях, и которые не потребуют привлечения дополнительных — не предусмотренных условиями — ресурсов.
В нашем случае, проблемный характер ситуации связан, прежде всего, с разрывом между объективной необходимостью внедрения некоего устройства или технологии — и возможностями этого внедрения. Недостаток возможностей может быть связан как с нехваткой финансовых средств и низкой квалификацией персонала, так и с общественным мнением, возможными социальными рисками, которые создаст новая технология.
В целом, задания этого вида строятся по следующей схеме: «Имеется устройство/технологическая система А, которая, будучи внедрена в ситуации В, приведёт к положительным изменениям В+. Однако, внедрение устройства/технологической системы А с большой вероятностью повлечёт за собой побочные негативные последствия А-. Кроме того, характеристики ситуации В включают в себя негативные факторы В-, которые либо делают внедрение нововведений А рискованным, либо сводят на нет позитивные результаты этого внедрения. Опишите систему действий, которая минимизирует негативные последствия А- и негативные параметры ситуации В-, позволит внедрить разработки и получить от этого запланированные положительные результаты».
Пример:
Разработать программу одомашнивания и массового хозяйственного внедрения таких диких животных, как: лось, бурый медведь, антилопа гну, жираф, пингвин, гиппопотам, глухарь, какое-либо китообразное, морской котик, гиена.
Предлагается выбрать какое-либо одно животное, но не возбраняется сделать разработки и по большему количеству; при этом, стоит сразу указать школьникам, что на оценку их работ будет в любом влиять качество каждой из них в отдельности, а за энтузиазм будет дано лишь незначительное поощрение. Педагоги могут, по своему усмотрению, добавить в этот список дополнительные виды дикой фауны; рекомендуется, однако, отбирать те виды, которые, во-первых, ещё точно не разводятся на фермах в массовом порядке, как, например, африканские страусы или благородные олени; во-вторых, про которых хотя бы у самих педагогов есть гипотеза о возможной обеспечиваемой ими хозяйственной пользе; в-третьих, не являются предками существующих домашних животных, как волк, кабан, безоаровый козёл, лошадь Пржевальского, гуанако, и др.
Противоречие
По большому счёту, школьникам его ещё нужно найти, рассуждая по следующей логике: «Все перечисленные животные заведомо воспринимаются нами, как дикие, преимущественно, как объект охоты, а то и вовсе как бесполезное для человека существо. Следовательно, либо у них были качества, полезные для человека, которые было бы важно обеспечивать не только за счёт охоты, но что-то помешало их одомашниванию; либо эти качества не очевидны и нуждаются в проявлении и усилении». Школьники сами выделяют сущностное противоречие, которое и создаёт противоречие формально-управленческое, общее для всех задач этого вида: «Некие ресурсы, скрытые и явные, имеются, но по каким-то причинам совсем не используются».
Возможная логика рассуждения
1. Определить главные ресурсные качества выбранного животного, которые заведомо превосходят аналогичные качества у уже имеющихся домашних животных, или не имеют аналогов. В том числе, определить скрытые или недостаточно развитые качества, которые могут быть проявлены или усилены за счёт селекции или определённого способа хозяйственного использования. Важно исходить из полного спектра способов использования животных в хозяйстве (пищевые продукты, материалы для жизнеобеспечения, тягловая сила, уникальная помощь), а также пробовать найти какие-либо дополнительные, ранее не существовавшие способы использования.
2. Определить причины, по которым данное животное не стало домашним (в том числе, проанализировать попытки его одомашнивания, если таковые были, как, например, в случае лосей, глухарей, зебр и, не поверите, гиен!). Оценить весомость этих причин, их структурное происхождение; исходя из этого — наметить, как минимизировать их значимость.
3. Определить план работ по одомашниванию.
4. Определить план работ по хозяйственному внедрению, соотносящийся по структуре и базовым процессам с планом по одомашниванию.
5. Определить, необходима ли работа с общественным мнением для успешного внедрения нового вида домашних животных, и если необходима — выявить основные элементы общественного мнения, противостоящие такому внедрению, выделить способы эффективного воздействия на них, сконструировать последовательность применения данных способов.
Качества школьников, выявляемые в ходе решения такой задачи
— способность выделить в той системе, с которой работают школьники, основные ресурсные моменты, а также методы их максимального усиления и пути использования;
— способность выделить основные объективные свойства системы, способствующие или препятствующие использованию её ресурсов (в нашем случае — особенности поведения того или иного вида диких животных, а также объективное отношение людей к этим животным); способность к разработке решений, которые бы максимально усиливали благоприятствующие свойства и минимизировали неблагоприятные, не приводя при этом к разрушению системы;
— способность моделировать сложные цепочки социально-экономических связей, учитывающие возможность не только вывода на рынок новых продуктов, но и формирование спроса на них за счёт работы с общественным мнением;
— способность анализировать сложные социально-экономические и природные системы, выстраивать эффективные естественно-искусственные решения для конкретных задач, управлять разными типами инженерно-хозяйственных целостностей, в том числе, сочетающих в себе механические и живые системы.
Кейсы открытых проектных заданий (инженерных задач) на очном этапе Конкурса будут предложены по следующим направлениям:
- освоение Арктики и мирового океана;
- персонализированная и прогностическая медицина;
- современная энергетика;
- умный город и безопасность;
- большие данные, машинное обучение и финансовые технологии;
- космические технологии;
- агропромышленные и биотехнологий;
- беспилотный транспорт и логистические системы.
Примерные кейсы по направлениям:
Кейс 1.
В Мировом океане образуются огромные острова из мусора, большей частью пластиковые отходы.
Это несёт серьёзную угрозу для судоходства, экологии.
Разработать устройства по сбору и первичной утилизации подобного мусора.
Требования: автономность энергетическая, транспортная, производственная.
Кейс 2.
Необходимо создать аппарат для проведения археологических подводных раскопок.
Требования: глубина погружения – до 200 метров, возможность отсасывания илистых отложений, перемещение донных элементов размером до 1 м., обеспечение приспособлениями подъёма находок без всплытия аппарата, управление через видеоканал.
Кейс 3.
Единственный материал, которого в Арктике в избытке (пока) – это ЛЁД. Известно, что некоторые северные народы строили своё жильё из этого материала. Придумайте устройство, которое возводит постройки для полярников из Льда.
Требования: размеры постройки 5 на 6 метров и высотой 2 метра, работает на атомной энергии, самоходная.
Кейс 4
По статистическим данным Минздрава России, каждый год от инсульта страдает около полумиллиона человек. Из них полностью восстанавливаются только 13-15%, остальная часть пациентов либо умирает, либо становятся инвалидами.
Большое значение для таких больных после лечения имеют реабилитационные мероприятия.
Необходимо разработать проект индивидуального устройства с комплектом компьютерных программ для реабилитации больных с поражением двигательной способности рук.
Требования: упражнения охватывают кисти рук, локоть и плечевой сустав.
Кейс 5
С каждым годом людей, страдающих Сахарным диабетом становится всё больше. Количество человек, страдающих от диабета в России, составляет почти 11 миллионов. При этой болезни очень важна ранняя диагностика, которая заключается в измерении содержания сахара в крови. Необходимо создать аппарат, который может массово делать подобное исследование без прокалывания пальца.
Требования: Продолжительность получения результата – не более 1 мин., пропускная способность – 1000 человек в день, обслуживается один раз в месяц.
Кейс 6
Создать алгоритм измерения угла обзора человека на основе технологий виртуальной реальности и спроектировать вспомогательное оборудование.
Требования: Подключение через стандартные порты компьютера, конфигурация компьютера: процессор - AMD Athlon X4 860K, видеокарта - AMD Radeon RX 480.
Кейс 7
Развитие Блок-чейн технологий кардинальным образом может поменять подходы в управлении организациями и даже отраслями. ДАО – одно из направлений, которое сейчас начинают обсуждать.
Сконструируйте вариант устройства системы Дополнительного образования, функционирующей на данной технологии.
Требование: нет.
Кейс 9
Придумайте алгоритм и напишите программу по переводу с языка глухонемых на русский (и обратно)/ Перевод русский -> ГН с текста и со звука, а ГН -> русский с видео.
Требования: в режиме реального времени.
Кейс 9
Смысловой анализ интернет данных по трём критериям: «позитив», «негатив», «нейтральный». Для исследования настроений в обществе. Задаётся объект, мерприятие и относительно его ведётся подсчёт позитивных, негативных и нейтральных высказываний на основе анализа текстов.
Требования: Смена объекта, задание графика обследования, представление в графическом и табличном виде, сохранение результатов.
Кейс 10
В наших поселенияхсуществуетпроблема, связанная с централизованным снабжением электроэнергией. Сети имеют значительный износ. В некоторых мелких поселениях отсутствует подводка сетей из-за труднодоступности. Необходимо спроектировать автономную систему энергоснабжения на альтернативных принципах для частного дома.
Требования: Экологичность, мощность около 20 Квт, Средняя полоса
Кейс 11.
Необходимо разработать программно-аппаратный комплекс «Умный светофор» для регулировки движения на перекрёстке.
Требования: должен учитывать заполненность перекрёстка транспортными средствами (ТС), скорость передвижения ТС, наличие пешеходов на проезжей части(запоздавших), геометрию перекрёстка, отслеживание спецтранспорта.
Кейс 12.
В разных городах мира по разному добиваются соблюдения правил перехода пешеходами улиц. Предложите свой новый вариант, как это сделать. Как добиться соблюдения этих правил?
Требования: пригодность для всех категорий граждан, безопасность. Отсутствие в интернете.
Кейс 13.
Трудности с транспортом в больших городах не новость. Сейчас ведутся разработки летательных аппаратов, которые увеличат размерность пространства передвижения. Но будет ли он более безопасен? Как управлять потоками таких транспортных средств и такой плотности? Создайте алгоритм диспетчеризации в городе такого транспорта и принципы размещения специализированных площадок.
Требования: автоматический режим, площадь города вытянута 10 км на 50 км. вдоль реки.
Кейс 14
В таблице содержатся данные о продаже прохладительных напитков в течение нескольких летних месяцев. Расшифровка столбцов:
Date: календарная дата
Location: место продажи (пляж или парк)
Lemon_sales: число продаж напитка Lemon
Orange_sales: число продаж напитка Orange
Sales: суммарное число продаж всех напитков
Temperature: температура воздуха
Leaflets: количество распространенных рекламных буклетов
Price: цена
Revenue: выручка
1. Создайте линейный график Date и Revenue. Добавьте к графику линию тренда, чтобы посмотреть, есть ли тенденция к изменению выручки.
2. Создайте график типа scatter-plot c Leaflets на оси X, и Sales на оси Y, чтобы определить, есть ли какие-то признаки корреляции между рекламой и продажами. Примените анализ корреляции, чтобы увидеть, есть ли связь между температурой, к-вом буклетов, ценой – и объемом продаж; что из перечисленного сильнее, а что слабее связано с продажами?
3. Проведите тесты, чтобы определить, есть ли статистически значимая разница между объемами продаж разных напитков.
4. Выполните регрессионный анализ, с параметрами: Sales - Y, Temperature, Leaflets, Price – X. Какие из этих переменных лучше предсказывают продажи?
5. Используя коэффициенты уравнения регрессии, вычислите значение Y при следующих значениях переменных:
Temperature: 80
Leaflets: 110
Price: 0.35
Рассчитайте предсказание объема продаж для этого сценария, если число распространяемых буклетов увеличить до 120.
Date | Location | Lemon_ sales | Orange_ sales | Sales | Leaflets | Temperature | Price | Revenue | ||||||
07.01.2016 | Park | 0,25 | ||||||||||||
07.02.2016 | Park | 0,25 | 41,25 | |||||||||||
07.03.2016 | Park | 0,25 | 46,75 | |||||||||||
07.04.2016 | Beach | 0,25 | 58,25 | |||||||||||
07.05.2016 | Beach | 0,25 | 69,25 | |||||||||||
07.06.2016 | Beach | 0,25 | ||||||||||||
07.07.2016 | Beach | 0,25 | ||||||||||||
07.08.2016 | Beach | 0,25 | 52,25 | |||||||||||
07.09.2016 | Beach | 0,25 | 57,25 | |||||||||||
07.10.2016 | Beach | 0,25 | 59,5 | |||||||||||
07.11.2016 | Beach | 0,25 | 70,5 | |||||||||||
07.12.2016 | Beach | 0,25 | 56,25 | |||||||||||
07/13/2016 | Beach | 0,25 | ||||||||||||
07/14/2016 | Beach | 0,25 | 51,75 | |||||||||||
07/15/2016 | Beach | 0,5 | ||||||||||||
07/16/2016 | Beach | 0,5 | 65,5 | |||||||||||
07/17/2016 | Beach | 0,5 | 95,5 | |||||||||||
07/18/2016 | Park | 0,5 | 111,5 | |||||||||||
07/19/2016 | Park | 0,5 | 103,5 | |||||||||||
07/20/2016 | Park | 0,5 | 56,5 | |||||||||||
07/21/2016 | Park | 0,5 | 66,5 | |||||||||||
07/22/2016 | Park | 0,5 | 93,5 | |||||||||||
07/23/2016 | Park | 0,5 | ||||||||||||
07/24/2016 | Park | 0,5 | 101,5 | |||||||||||
07/25/2016 | Park | 0,5 | 134,5 | |||||||||||
07/26/2016 | Park | 0,35 | 106,75 | |||||||||||
07/27/2016 | Park | 0,35 | 60,2 | |||||||||||
07/28/2016 | Park | 0,35 | 55,65 | |||||||||||
07/29/2016 | Park | 0,35 | 58,1 | |||||||||||
07/30/2016 | Beach | 0,35 | 50,75 | |||||||||||
07/31/2016 | Beach | 0,35 | 43,05 | |||||||||||
Sales | Temperature | Leaflets | ||
Sales | ||||
Temperature | 0,46661642 | |||
Leaflets | 0,8467853 | 0,29083482 | ||
Критерии оценивания.
Задача открытого типа не может оцениваться непосредственно по соответствию правильному решению или алгоритму получения правильного решения, как в большинстве стандартных задач по точным, естественным и инженерным дисциплинам.
Среди параметров оценки можно выделить условия, выполнение которых необходимо. Невыполнение этих условий означает, что задача заведомо не решена, либо произошла подмена задачи. Как правило, подмена задачи — упрощение условия (или опускание части условия), приводящее к потере исходного противоречия.
Что точно должно быть:
— Серия тезисов, описывающих решение или последовательность шагов, неизбежно приводящих к решению (в случае инженерной разработки или управленческого решения, которые не могут быть реализованы непосредственно силами школьников).
— Логически выстроенная аргументация, показывающая, каким образом предложенные тезисы решают поставленную задачу.
— Список основных понятий, используемых при решении задачи, с отсылками к общепризнанным определениям (энциклопедиям, учебникам, справочникам) либо с пояснением собственного понимания этих понятий.
Чего точно не должно быть:
— Аргументации по типу «Deus ex machina» («Бог из машины»), апелляции к некоторой силе, внешней по отношению к условиям задачи. Типичные варианты такой аргументации у современных школьников, как правило, строятся по принципу: «Когда-нибудь учёные придумают…».
— Апелляции к изобретениям, описанным в фантастической литературе и кинематографе, без объяснения того, за счёт чего они могут быть реализованы на уровне современной науки и техники. Типичные примеры для современных подростков — робот, фактически являющийся сверхчеловеком («Терминатор»), полностью виртуальная среда («Матрица»), нуль-транспортировка.
— «Нулевых» решений, отменяющих само существование задачи. Например, решения в сфере транспорта не нужны, если никто никуда не перемещается. Решения в сфере медицины не нужны, если люди каким-то чудесным образом не болеют или стали киборгами, которым нужен ремонт, а не лечение. Инфраструктура северных городов не нуждается в совершенствовании, если север осваивается вахтовым методом, а стационарные поселения сворачиваются. И так далее.
Выполнение этих условий может быть оценено из общих логических соображений и не требует экспертного уровня владения предметным материалом. Хотя общее знакомство того, кто оценивает выполнение заданий, с материалом — на уровне основных понятий и существующего уровня достижений, представленных на тематических информационных порталах, желательно.
Отметим ещё, как при оценке могут быть использованы наводящие соображения, представленные в комментариях к задачам. Как уже указано, для школьника они могут являться источником продуктивных аналогий и приёмов рассуждения. Педагог так же может быть использовать их как образец схем и приёмов рассуждения при работе с данным предметным материалом, что позволит более точно оценить логику решения.
Самостоятельная разработка инженерных задач открытого типа требует:
— Общего знакомства с конкретным типом задач, существующими разработками, приоритетными направлениями развития соответствующей сферы, актуальными проблемами, обсуждаемыми в профессиональном сообществе.
— Общего понимания структуры открытой задачи, знакомства, как минимум, с одной из образовательных технологий, основанных на работе с открытыми задачами. Желателен также опыт личного участия разработчика в реализации одной из таких технологий.