ТЕОРИЯ МУЗЫКИ.
Средние классы.
Звук – результат колебания упругого тела (струны, столба воздуха). Существует огромное количество различных звуков. Они делятся на музыкальные и шумовые. Треск, скрип, стук, шорох - шумовые звуки, они не имеют точной высоты звучания.
Музыкальный звук имеет такие свойства: высота, громкость, продолжительность
звучания, тембр. Высота и длительность звука записываются знаками – нотами.
Системы обозначения звуков. Есть 2 системы названий звуков - слоговая и буквенная. Слоговая (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) основана в XI веке итальянским теоретиком Гвидо Аретинским. Она состоит из начальных слогов строф одного средневекового гимна.
Буквенная система обозначения звуков основана ещё в эпоху Античности, где используются буквы латинского алфавита: A-ля, В-си b, С-до, D-ре, E-ми, F-фа, G-соль, Н-си. Для обозначения # используется слог «is», b - «es». Слово мажор -dur, минор-moll.
Буквенная система применяется для краткого обозначения звуков, в тональностях, аккордов в эстрадной и джазовой музыке, в музыкально-научной мировой литературе.
Звукоряд - ряд звуков, расположенных по высоте.
Бывают звукоряды отдельных ладов (например, звукоряд мажорного лада), инструментов, каких-либо отрывков музыкального произведения.
Лад - система музыкальных звуков, объединённых тяготением к устойчивому единому центру. Тоника-I ступень лада является основным устоем.
Относительной устойчивостью обладает III и V ступени (в одновременном сочетании с тоникой они образуют устойчивое тоническое трезвучие). Остальные ступени: II, IV, VI, VII-неустойчивые. Они тяготеют в ближайшие устойчивые ступени. Переход неустойчивых ступеней в устойчивые называется разрешением.
|
Главные ступени лада – I-тоника (Т), IV-субдоминанта(S) и –V доминанта (Д). Они выражают основные функции лада. Функции тоники - устойчивость,
функции субдоминанты - развитие, функции доминанты – завершение, стремление к тонике. Остальные ступени (II, III, VI, VII) называются побочными.
Гамма - звуки лада, выстроенные по высоте от тоники до его октавного повторения.
Тональность – высота лада, определяемая тоникой.
Параллельные тональности - это мажорная и минорная тональность с одинаковым звуковым составом, но с разными тониками (например, соль мажор-ми минор).
Одноимённые тональности – одинаковые тоники, но разные лад и ключевые знаки (До мажор-до минор).
Мажорный лад - лад, где устойчивые звуки образуют мажорное (Б53) трезвучие.
Гамма натурального мажора имеет строение: 2тона, полутон, 3тона, полутон. Гармонический мажор – это мажор с пониженной VI ступенью.
Минорный лад - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие (М53). Гамма натурального минора имеет строение: тон, полутон, 2тона, полутон, 2тона. Минор с повышенной VII ступенью называется гармоническим. Для него характерно появление ув.2 между VI и VII#. Минор с повышенными VI и VII называется мелодическим.
Главные трезвучия лада -трезвучия, образованные на главных ступенях лада (I, IV, V). На I- тоническое трезвучие (Т53), на IV- субдоминантовое трезвучие (S53), наV-доминантовое трезвучие (Д53). В мажорном они мажорные, в миноре- минорные. На других ступенях лада образуются побочные трезвучия.
Переменный лад - лад, в котором имеются 2 тоники. Чаще всего это тоники параллельных тональностей.
|
Созвучие - сочетание 2-х и более звуков.
Интервал - созвучие 2-х звуков. Интервалы бывают консонирующими – все чистые интервалы (ч.1, ч.4, ч.5, ч.8), терции, сексты и диссонирующими - секунды, септимы, тритоны.
Нижний звук- основание, верхний вершина. Интервал, звуки которого берутся последовательно друг за другом, называются мелодическим. Они могут быть восходящими и нисходящими. Интервал, звуки которого берутся одновременно, называются гармоническим. Интервалы имеют количественную величину (количество ступеней) и качественную величину (количество тонов и полутонов в интервале).
1234 |
Обращение интервала – перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз. При обращении все большие интервалы обращаются в малые, увеличенные - в уменьшенные и наоборот, а чистые в чистые (например, м2-б7, б3-м6, ув.4-ум.5, ч1-ч8). Схема:
Аккорд - сочетание не менее 3 звуков, расположенных по терциям, или которые могут располагаться по терциям. Основными типами аккордов являются трезвучия, септаккорд и нонаккорд.
Трезвучие – аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Трезвучия бывают: Б53, М53, ув.53, ум.53.Все трезвучия имеют два обращения: секстаккорд (на терцовом тоне трезвучия) и квартсекстаккорд (на квинтовом тоне трезвучия).
Септаккорд – это аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям. При обращении септаккорда образуются 3 аккорда: квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд(43), секундаккорд(2).
Доминантсептаккорд – это септаккорд, образующийся на V ступени мажора и гармонического минора. Д7 разрешается в тоническую терцию с утроенной тоникой.
|
1-е обращение Д7 _ - доминантовый квинтсекстаккорд (Д65) – образуется на VII ступени мажора и гармонического минора и разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой.
2-е обращение Д7 - доминантовый терцквартаккорд (Д43) – образуется на II ступени мажора и гармонического минора и разрешается в развернутое тоническое трезвучие.
3-е обращение Д7 - доминантовый секундаккорд (Д2) – образуется на IV ступени мажора и гармонического минора и разрешается в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенной тоникой.
Равномерно- темперированным называется строй, в которой октава охватывает 12 звуков, находящихся между собой в равных полутоновых соотношениях. То есть, только 12 звуков качественно различны, а остальные являются их октавным повторением.
Ключ - знак на нотном стане, устанавливающий высоту и название исходного звука.
Метром называется чередование сильных и слабых долей в музыке.
Ритм - это метрически организованное последование звуков различной или одинаковой длительностей.
Такт - расстояние между двумя сильными долями.
Затакт - начало фразы со слабой доли.
Размер - это выражение долей метра определёнными длительностями. Размер не только указывает на количество долей в такте, но и на длительность каждой доли. Например: размер 3/4 означает, что в такте 3 доли, каждая из которых равна четверти. Размеры бывают простые, сложные, смешанные.
Размеры, в которых имеется один метрический акцент, называют простыми (2/4, 3/4, 3/8, 3/2). Слияние 2х или нескольких одинаковых простых размеров образует сложный размер. В таких размерах несколько метрических акцентов: 4/4=2/4+2/4; 6/8=3/8+3/8; 9/8=3/8+3/8+3/8 и т. д. Смешанный размер является разновидностью сложного. Он состоит из нескольких простых неодинаковых размеров: 5/4=2/4+3/4; 7/4=2/4+2/4+3/4 и т. д.
Переменные размеры – размеры, в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части.
Группировка - это объединение нот по долям для удобства чтения музыкального текста.
Синкопа - несовпадение метрического акцента с ритмическим.
Хроматизм - повышение или понижение на полтона ступеней лада, обозначаются случайными знаками (#, b, бекар), которые действуют на один такт. Звук, взятый полутоном выше или ниже между повторением одной и той же ступени, называется хроматическим вспомогательным.
Если хроматический звук встречается между двумя соседними ступенями лада, то он называется хроматическим проходящим.
Модуляция- переход из одной тональности в другую, с утверждением новой тоники. Модуляция встречается в конце построения.
Отклонение - кратковременный переход из одной тональности в другую без закрепления новой тоники. Отклонение встречается в середине построения.
Тритон - интервал, содержащий 3 тона. Это ув.4 и ум.5. Тритон делит октаву на 2 равные части. Увеличенная кварта строится в мажоре и гармоническом миноре на IVступени и разрешается: в мажоре – в м.6, в миноре – в б.6. Уменьшённая квинта строится на VII ступени мажора и гармонического минора и разрешается: в мажоре – в б.3, в миноре – в м.3.
Увеличенная секунда(ув.2) и уменьшённая септима(ум.7) – относятся к характерным интервалам. Они образуются только в гармонических ладах. На них оказали влияние ступени, характерные для гармонических ладов: VIb в мажоре и VII# в миноре. Ув.2 строится на VI ступени в миноре и на VIb в мажоре и разрешается в ч.4. Ум.7 строится на VII ступени в мажоре и на VII# в миноре и разрешается в ч.5.
Квинтовый круг - система, объединяющая тональности. За основу схемы принято постепенное возрастание ключевых знаков в тональностях. Порядок появления знаков: # - фа, до, соль, ре, ля, ми, си; b - си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Все тональности одного лада расположены по ч.5: диезные по ч.5 вверх, бемольные - по ч.5 вниз.
# | До | Соль | Ре | Ля | Ми | Си | Фа# | До# |
ля | ми | си | фа# | до# | соль# | ре# | ля# | |
b | До | Фа | Си b | Ми b | Ля b | Ре b | Соль b | До b |
ля | ре | соль | до | фа | си b | ми b | ля b |