Цели и задачи психокоррекционной работы




Психокоррекционные мероприятия направлены на ис­правление отклонений в развитии. В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии.

Биологическая модель объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.

Медицинская модель - выносит проблемы, трудности отклонения в развитии в область аномального развития.

Интеракционистская модели подчеркивает значения сбо­ев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вслед­ствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.

Педагогическая модель усматривает причины отклоне­ний в явлениях социальной и педагогической запущеннос­ти ребенка.

Деятельностная модель ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, ти­пичных для данной возрастной стадии видов деятельности.

Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и опреде­ляется ею.

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым. На этом осно­вании выделяют три основных направления и области по­становки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3.Формирование возрастно-психологических новообра­зований.

В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних струк­тур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его но­вым формам поведения.

Выбор методов и техник коррекционной работы, опре­деление критериев оценки ее успешности, в конечном счете, будут определяться ее целями.

При конкретизации целей коррекции необходимо руко­водствоваться следующими правилами:

1. Цели коррекции должны формулироваться в пози­тивной форме. Определение целей кор­рекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего воз­можности личностного развития и проявления инициати­вы клиента.

Негативная форма определения целей коррекции пред­ставляет собой описание поведения деятельности, личност­ных особенностей, которые должны быть устранены, опи­сание того, чего не должно быть.

Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятель­ности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитив­ная форма определения целей коррекции содержательно за­дает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.

2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможнос­тями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоен­ных на коррекционных занятиях способов действий в реаль­ную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия.

3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели лично­стного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного вре­менного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: