Оптимальность и эффективность применения ИКТ




Актуальность.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Сегодня инклюзивный процесс в образовании требует специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Это требование ставит перед нами,учителями-дефектологами задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения.

В качестве одной из них мне видится применение компьютерных технологий на коррекционных занятиях. Развитие информатизации и всеобщая компьютеризация человечества диктует новые тенденции в формировании человека, понятого и принятого современной общественностью.

Работа по развитию социализации и формированию психических функций у школьников с нарушением интеллекта является одним из приоритетных направлений в моей практике. Оснащение во время работы с такими детьми компьютерной техникой позволило бы поставить коррекционную работу на более высокую ступень.

Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения ИКТ в коррекционный процесс. Поэтому проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушением интеллекта считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.

 

Концептуальность.

Развитие психических процессов учащихся с нарушением интеллекта протекает с рядом особенностей: общее недоразвитие речи, своеобразие развития познавательной сферы и восприятие окружающей действительности.

Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс по развитию психических функций более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для детей с нарушением интеллекта.

Использование компьютерных презентаций даёт возможность за короткий промежуток времени включить максимально возможное количество видов работ, сделать их красочными, насыщенными разнообразным иллюстративным материалом, который помогает поддерживать у учащихся устойчивый интерес к занятиям.

На сегодняшний день, опыт использования различных коррекционно-развивающих компьютерных мероприятий в процессе обучения является инновационным.

Новизна опыта состоит в том, что, целенаправленно применяя ИКТ на занятиях учитель-дефектолог:

  • более продуктивно корригирует все имеющиеся нарушения у школьников с интеллектуальной недостаточностью;
  • значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;
  • способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;
  • мотивирует познавательную деятельность ребенка и достигает положительного отношения к коррекционной работе;
  • создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.

3. Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение и оптимальное использование развивающих компьютерных презентаций на коррекционных занятиях с целью повышения эффективности коррекционной работы.

Оптимальность и эффективность применения ИКТ

Специфика работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушение, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие увлекательным и информационно насыщенным, что делает учебный материал более доступным для восприятия детей.

С целью оптимизации процесса обучения учащихся использую презентации по учебным темам. А так-же озвученные мультимедийные презентации из образовательных ресурсов сети Интернет; специализированные интерактивные обучающие компьютерные программы "Учимся читать с домовенком Бу", "Веселая школа домовенка Бу", "Умные игры. Развитие памяти и внимания, логику и мышление, букварь, математические игры, раскраски на сайте https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej

Использование мультимедийных презентаций и развивающих игр имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют применять различные виды речевой, сенсорной деятельности и сочетать их с развитием памяти, мышления, восприятия, внимания, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Результативность опыта.

Практика показывает, что использование компьютерных технологий на обучающих и коррекционных занятиях дает положительные результаты. Учащиеся более активно и охотно включаются в работу по усвоению материала, заметно увеличивается время, в течение которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять предлагаемые задания. Развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, накапливается словарный запас благодаря возможности соединения речевого материала с иллюстративным.

Мною подобраны презентации к занятиям для формирования представлений об окружающей среде, видах спорта, профессиях и т.д., а также обучающий материал, картинки для формирования правильного восприятия окружающей действительности:

  • Времена года

· Явления природы

  • Животные
  • Профессии
  • Виды спорта

С целью совершенствования устной словесной речи провожу занятия по формированию умений описывать или рассказывать по увиденному и иллюстрированному материалу. Включаю в состав компьютерных презентаций элементы здоровьесберегающих технологий. Для преодоления зрительного утомления применяю чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой, выполняем упражнения для снятия напряжения глаз. Для преодоления наступающего утомления - веселые физминутки.

Для лучшего закрепления изученного материала на индивидуальных занятиях использую в работе разнообразные дидактические материалы, а именно: интерактивные сенсорные коврики, умные карточки для выполнения заданий, геометрические фигуры,трафареты-обводки, лото и тд.

Компьютер на коррекционном занятии – это инструмент и средство обучения, благодаря которому, процесс обучения становится динамичным, посильным и интересным для школьников.

Https://ok.ru/video/2539737647702



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: