Выбор места и подготовка к строительству церкви




С обращение самоедов в христианскую веру открылась надобность в учреждении для них приходских церквей и определения к ним причтов. Епископ Архангельский и Холмогорский Аарон не желал отягощать новообращенных самоедов построением церквей и содержанием оных причтов. «Сколько по их бедности произошедшей тогда от упадка в оленеводстве, от уменьшения горных и морских промыслов и от притеснений русских крестьян, овладевших как тундрою, так и самоедами, а гораздо более для того, чтобы им новым для них налогом, за их обращением последовавшим, не по препятствовать просвещению остальных еще не верующих самоедов», - просил Святейший Синод об ходатайстве суммы на построении церквей и содержание причтов при них предполагаемых. В одном из пунктов доклада было записано: «Испрашиваемую на то построение сумму 75 000 рублей отпустить из государственного казначейства в ведомство Архангельского епископа, который составит комиссию из двух благонадежных духовных лиц и чиновника А.Федорова, с жалованием сему последнему по 1000 рублей в год из сей суммы».

17 февраля 1829 года император Николай Павлович по докладу Синода благоволил ассигновать на построение трех церквей в самоедских тундрах 75 тысяч рублей единовременно и на содержание оных по 900 рублей ежегодно. По указу из духовной консистории была назначена строительная комиссия для построения церквей, созданная 20 декабря 1829 года. В состав комиссии вошли: Архангельского монастыря архимандрит Платон, Антониево-Сийского монастыря игумен Филарет и советник А.Федоров. Кроме организации строительства храмов и домов для священников и церковнослужителей в Канинской, Тиманской и Большеземельской тундрах, комиссии вместе с причтами будущих церквей было предписано продолжить «дело обращения в христианство остающихся еще в идолопоклонстве самоедов».

Для построения Большеземельской самоедской церкви были предложены места близ устья реки Хырмора и близ устья реки Колва. Близ устья реки Хырмора весной и осенью находились самоеды Ижемского ведомства, а в зимний период - самоеды Пустозерского ведомства. Неподалеку находились Варги (дороги), по которым самоеды обоих ведомств шли в тундру и из тундры и для сбыта своих промыслов в Ижму, Пустозерск и за Уральский хребет. Из данного места причту было бы гораздо удобнее посещать самоедские кочевья во всякое время года. Но близ устья реки Хырмора не оказалось годного строевого леса для построения церкви и домов, а доставить туда из других мест было слишком затруднительно. Ко всему этому для предполагаемого скотоводства у причта и самоедов, желающих поселиться у церкви на постоянное жительство, не было лугов для сенокосов. Члены комиссии и предпочли первому месту второе - близ устья реки Колва, где довольно находилось строевого лесу и множество лугов для скотоводства. Притом неподалеку лежали и Варги, по которым шли самоеды Ижемского ведомства на зимовку. Определив место для построения церкви, 22 сентября 1829 года члены комиссии водрузили православный крест, который впоследствии несколько десятков лет стоял возле выстроенного храма.

Справедливости ради необходимо отметить, что некоторые новокрещенные самоеды предлагали построить церковь при реке Хырмор и даже хотели безвозмездно перевезти туда тысячу бревен, приготовленных для строительства. Однако епископ Аарон своим предписанием 23 апреля 1830 года указал: «в Большеземельской тундре без всякой отсрочки строить церковь и дома по получению леса ныненшней весной на ближнем при Колве месте. И места построения церкви, принятого уже, ни под каким предлогом не переменять».

Строительство всех трех самоедских церквей и домов для причтов предполагалось вести по единым «планам и фасадам». Их подготовил кондуктор (чертежник) Зверев. За эту работу ему было выплачено 25 рублей.

В мае 1830 года Аарон сообщил Святейшему Синоду, что, «поскольку в Архангельске мало мастеров на дело иконостасов и живописания церковного, заключен контракт об иконостасах по всем трем церквам самоедских приходов с крестьянином Владимирской губернии Вязниковской округи Степаном Никитиным Козновым». Контракт был заключен 19 марта 1830 года на общую сумму 10 700 рублей.

В апреле 1830 года архимандрит Платон заключил договор «с крестьянами Мезенской округи Ижемской слободки Ксенофонтом Егоровым сыном Филипповым, той же слободки Злобской деревни Ефремом Игнатьевым сыном Семяшкиным и Вологодской губернии, Устьсысольской округи деревенского погоста Козмою Ивановым сыном Киришевым» о том, чтобы они «по данным планам и фасадам при реке Колва из готового леса построили церковь с колокольнею и два дома для священнослужителей и оную церковь обили тесом.. нужный для сей постройки тес и мох готовить означенным крестьянам». Договор предусматривал за всю вышеназванную работу выплатить 4600 рублей. В нем также было отмечено, что крестьяне «должны были работников нанимать хороших и содержать их на своем коште (пропитании). Кроме того, Платон заключил договоры с крестьянином Койнасской волости Кысской деревни Калинником Александровым сыном Бобрецовым «на кладку в церкви при реке Колва трех голландских печек, а в домах священнослужителей – четырех русских и четырех голландских на общую сумму в 250 рублей» и с крестьянином Ижемской слободки Злобской деревни Кириллом Васильевым сыном Рочевым «на изготовление 48 оконниц по 6 руб. 50 коп. за каждую».

По договоренности Аарона с ярославским купцом первой гильдии Порфирием Григорьевичем Оловяннишниковым колокола «для трех церквей самоедских» были подобранны по голосам и «гужом» отправлены в Вологду, а 9 апреля 1830 года погружены на баржу вологодского купца Глазнова, на которой были благополучно доставлены в Архангельск, а со временем отправлены «по принадлежности». По распоряжению Аарону 8 мая 1830 года купцу П.Оловяннишникову за приобретение и поставку колоколов было отправлено в Ярославль 3747 рублей 10 копеек.

Недостающие материалы для строительства церкви при реке Колва приобретались у купцов, мещан и крестьян. Так, 5 февраля 1831 года в лавке архангельского купца Михаила Полежаева было продано для Большеземельской церкви «30 коровьих войлоков по 35 коп. каждый, 20 скоб железных для отворения дверей за 2 руб. 40 коп., 13 лебедок – 2 руб. 08 коп., 4 медные отдушки за 8 руб, 200 лапок для печей за 4 руб., бочка для краски за 50 коп., медный печатник за 40 коп.», а у крестьян Иолия Ардеева и Вукола Конева, соответственно, «4 пуда 10 фунтов гвоздей за 50 руб. 32 коп. и 2 пуда крупного гвоздя, 6 пудов алебастру, 20 фунтов конопати на общую сумму 30 руб. 40 коп.»

Деятельность строительной комиссии под руководством архимандрита Платона продолжалась до 1837 года, хотя и предполагалось, что все поставленные перед ней задачи будут выполнены уже к концу 1833 года. Комиссии совместно с причтами вновь построенных самоедских церквей в 1833 -1835 годах удалось обратить в христианскую веру 80 «инородцев» обоего пола.

Мишарина Л.Н.

Источники:

1. Национальный архив Республики Коми:

Ø Ф.229. Оп.1. Ед.хр.131. Церковно-приходская летопись Колвинской Николаевской самоедской церкви. 1887-1914 гг., 52 с.

2. Окладников, Н.А.

Тернистый путь к православию. Из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр/ Н.А.Окладников, Н.Н.Матафанов; вступ.ст. В.Н.Булатова. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008. – 477с.: ил.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: