С детьми раннего возраста
«Мы познаем мир»
Автор проекта:
Бобкова Т.С. - воспитатель
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание влияет:
• Умственное развитие;
• Эмоции;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения к окружающему.
Формирование сенсорных эталонов:
• Цвет
• Форма
• Величина
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
• Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• Развивать познавательные процессы;
• Развивать мелкую моторику.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
|
Цель проекта: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста
Задачи проекта:
1.Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;
2.Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
3.Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.
Паспорт проекта:
Проект по сенсорному развитию предназначен для детей раннего возраста и реализован в МБДОУ
Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий
По числу участников – групповой
По времени проведения – долгосрочный
По характеру контактов – в контакте с семьёй
Участники проекта: воспитатель, дети второй группы раннего возраста, родители.
Предполагаемые результаты:
• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;
• Группировать предметы по заданному признаку;
• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
|
Этапы реализации проекта:
Iэтап.
Организационно – информационный:
Изучение научной и методической литературы;
Составление диагностических карт и проведение педагогической диагностики;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
II этап.
Практический:
Реализация плана проекта “ Мы познаём мир ”;
Различные формы работы с детьми;
Взаимодействие с родителями по реализации проекта.
III Этап: Заключительный
Мини-выставка продуктов проекта;
Подведение итогов;
Заключительное мероприятие в рамках проекта.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Приложение 1.
Перспективный план работы с детьми
Дата | Тема занятия |
Сентябрь 1 неделя | Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия |
2 неделя | Нанизывание больших и маленьких колец на стержень |
3 неделя | Складывание двухместной матрёшки |
4 неделя | Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы |
Октябрь 1 неделя | Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две группы |
2 неделя | Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы |
3 неделя | Нанизывание колец, убывающих по величине |
4 неделя | Складывание трёхместной матрёшки |
Ноябрь 1 неделя | Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях |
2 неделя | Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнёздах |
3 неделя | Размещение резко отличных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях |
4 неделя | Размещение более близких по форме вкладышей в соответствующие отверстия |
Декабрь 1 неделя | Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на две группы |
2 неделя | Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов |
3 неделя | Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом |
4 неделя | Солнечный круг |
Январь 1 неделя | Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных |
2 неделя | Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях |
3 неделя | Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх |
4 неделя | Сделаем кукле бусы |
Февраль 1 неделя | Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята» |
2 неделя | Выкладывание из мозаики на тему «Домик и флажки» |
3 неделя | Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу» |
4 неделя | Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки» |
Март 1 неделя | Помоги куклам найти свои игрушки |
2 неделя | Нанизывание больших и маленьких бус |
3 неделя | Ёжики |
4 неделя | Рисование красками на тему «Огоньки ночью» |
Апрель 1 неделя | Рисование красками на тему «Листочки деревьев» |
2 неделя | Рисование красками на тему «Апельсин» |
3 неделя | Нанизывание бус разной формы |
4 неделя | Нанизывание бус разного цвета |
Май | Развлечение «шарики воздушные – очень непослушные |
|
Приложение 2.