1. Экономическая наука изучает:
1) экономические (производственные) отношения;
2) правовые отношения;
3) дружественные связи между странами;
4) исторические события.
2. Объектом исследования в экономике является поведение человека:
1) естественного;
2) экономического;
3) политического;
4) руководствующегося этическими ценностями.
3. Какие положения имеют отношение к предмету экономической теории (ответ не один):
1) экономическое благо;
2) минимизация удовлетворения потребностей;
3) неограниченность ресурсов;
4) эффективное использование ресурсов.
4. Экономический закон отражает:
1) содержание абстрактных категорий;
2) переходные состояния экономических отношений;
3) обобщенное толкование экономического явления;
4) устойчивые, повторяющиеся, объективные, функциональные связи и взаимозависимости в экономических явлениях.
5. Экономические категории представляют собой (ответ не один):
1) обобщения, раскрывающие суть экономического явления;
2) единичные случаи проявления тех или иных событий;
3) доказательство наличия или отсутствия тех или иных явлений;
4) научные абстракции, выражающие объективно существующие экономические отношения.
6. Экономическая наука пригодна для изучения:
1) капиталистической системы хозяйствования;
2) всех экономических систем;
3) экономических отношений, свойственных социализму;
4) смешанной экономики.
7. Какой тип экономических систем, характерен для стран с развитой рыночной экономикой:
1) традиционный;
2) чисто рыночный;
3) командно-административный;
4) смешанный.
8. Для рыночной экономики свойственно:
1) ограниченное вмешательство государства;
2) абсолютное государственное регулирование;
3) полное невмешательство государства в экономику;
4) смешанное воздействие.
9. Для смешанной экономической системы характерно преобладание:
1) общественной собственности;
2) смешанной формы собственности;
3) частной собственности;
4) многообразие форм и типов собственности.
10. Что является общественным благом (ответ не один):
1) поход в кинотеатр;
2) уличное освещение;
3) охрана правопорядка;
4) отдых в аквапарке.
11. Закон возвышающихся потребностей является (ответ не один):
1) законом общественного прогресса;
2) законом, характеризующим появление новых потребностей и изменения их структуры;
3) законом, характеризующим появление материальных потребностей;
4) законом, характеризующим появление духовных потребностей.
12. Общенаучным методом исследования экономической науки является:
1) научная абстракция;
2) математические модели;
3) статистические данные;
4) нормативный анализ.
13. Методологический принцип, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических категорий и законов называется:
1) институционализм;
2) маржинализм;
3) физиократизм;
4) классическая политэкономия.
14. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:
1) распределение;
2) производство;
3) ограниченность ресурсов;
4) потребление.
15. Предметом исследования меркантилистов явилась сфера:
1) распределения;
2) обращения;
3) производства;
4) потребления.
16. Термин «Экономия» впервые ввел в оборот ___ (впишите фамилию в
именительном падеже):
1) Аристотель;
2) Ксенофонт;
3) Платон;
4) Мор.
17. Основополагающими принципами функционирования плановой экономики являются:
1) разделение труда и специализация производства;
2) составление и изменение макроэкономических пропорций;
3) высокий уровень обобществления производства и наличие единого экономического центра;
4) свобода предпринимательства.
18. Общность экономических законов и законов природы состоит в том, что они:
1) создаются людьми и используются в практической деятельности;
2) устанавливаются государством;
3) действуют независимо от воли и сознания людей;
4) применяются в экономической деятельности;
19. В смешанной экономике государство при проведении своей экономической политики должно:
1) ограничивать прибыль частному капиталу;
2) поддерживать конкуренцию с частным бизнесом;
3) брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес;
4) управлять предприятиями частного бизнеса из единого центра.
20. Принцип, когда из явления А вытекает явление В, которое является следствием явления С называется»:
1) принцип «при прочих равных условиях»;
2) принцип единства исторического и логического;
3) принцип рациональности;
4) принцип причинно-следственных связей.
21. Одна из экономических школ источником богатства считала торговлю:
1) меркантилизм;
2) физиократы;
3) классическая школа;
4) институционализм.
22. Предметом исследования физиократов явилась сфера:
1) производства;
2) распределения;
3) обмена;
4) потребления.
23. Какая из функций экономической науки позволяет углублять наши познания в области сложных экономических явлений и процессов:
1) методологическая;
2) практическая;
3) прогностическая;
4) познавательная.
24. Впервые закон денежного обращения вывел и ввел в научный оборот ___ (введите пропущенное слово в именительном падеже).
25. Согласно данному закону количество денег, необходимых для обращения, прямо пропорционально (ответ не один):
1) размеру произведенного продукта;
2) ценам на товары;
3) количеству оборотов одной денежной единицы;
4) сумме товарных цен.
26. Какими основными постулатами неоклассическая теория отличается от кейнсианской доктрины (ответ не один):
1) спрос порождает предложение;
2) предложение вызывает адекватный ему спрос;
3) постоянное присутствие государства в экономике;
4) рыночная система не требует государственного вмешательства.
27. Кто не является представителем институциональной школы (ответ не один):
1) Дж. К. Гэлбрейт;
2) Р. Коуз;
3) Ф. Энгельс;
4) А. Смит.
28. В чем видели основное богатство народов представители классической политэкономической школы:
1) производство материальных благ;
2) накопление денег;
3) продажа природных ресурсов;
4) владение информацией.
29. Экономическую систему Швеции можно отнести к типу ___ экономики (вставьте пропущенное слово в именительном падеже).
30. В основе шведской модели лежат рыночные отношения, базирующиеся на (введите единственно верный вариант ответа):
1) конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования;
2) государственном патернализме;
3) свободе предпринимательства;
4) относительно низком уровне перераспределения ВВП через государственный бюджет.
31. Непосредственно к процессу приватизации относится:
1) денационализация;
2) смешанное предпринимательство;
3) либерализация;
4) коммерциализация.
32. Целью приватизации не является:
1) совершенствование структуры общественного производства;
2) улучшение благосостояния народа;
3) формирование слоя частных собственников;
4) повышение эффективности общественного производства.
33. Собственность как экономическая категория, выражает:
1) отношение хозяйственного использования собственности;
2) сложившиеся на деле имущественные связи, закреплённые в правовых нормах и законах;
3) отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения факторов и результатов производства;
4) пользование, владение и распоряжение.
34. Накопленные человеком знания, умения и навыки относятся к собственности:
1) интеллектуальной;
2) частной;
3) рабочей;
4) государственной.
35. Государство, коллектив, отдельные граждане являются ___ собственности (вставьте пропущенное слово в именительном падеже):
1) владельцами;
2) субъектами;
3) объектами;
4) выразителями.
36. Единичная форма собственности:
1) предприятие, капитал которого представлен пакетом акций;
2) предприятие, созданное на долевой основе;
3) предприятие, принадлежащее единственному собственнику и использующее наемный труд;
4) предприятие, на котором трудится хозяин и члены его семьи.
37. Формами частной собственности являются (ответ не один):
1) партнерская;
2) государственная;
3) индивидуальная;
4) коллективная;
5) кооперативная.
38. К объектам собственности относят (ответ не один):
1) движимое и недвижимое имущество;
2) муниципальные органы власти;
3) интеллектуальная собственность;
4) солнечная энергия.
39. В какой из вариантов включены фундаментальные вопросы экономики:
1) кто производит, как производит, что потребляется;
2) что производится, как производится, для кого производится;
3) как производится, кем производится, как потребляется;
4) кто производит, что потребляется, кем потребляется.
40. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:
1) функциональный;
2) микроэкономический;
3) позитивный;
4) нормативный;
5) макроэкономический.
41. Достижение максимальных результатов при минимальных затратах это:
1) Рациональное ведение хозяйства;
2) Повышение производительности труда;
3) Максимальное удовлетворение потребностей;
4) Эффективность общественного производства.
42. Ключевой проблемой экономической теории, наряду с проблемой безграничности потребностей является проблема ___ (введите пропущенное слово в именительном падеже).
Это означает, что (введите единственно верный вариант ответа):
1) С их помощью невозможно удовлетворение всех имеющихся в обществе
потребностей;
2) В обществе ресурсы имеются в таком количестве, которого недостаточно для
производства необходимых товаров и услуг;
3) Ресурсов хватает только на производство предметов потребления;
4) Ресурсы имеются в таком количестве, которое позволяет удовлетворять
потребности на минимальном уровне.
43. Альтернативные издержки строительства нового цеха – это:
1) Затраты на дополнительные станки, инструменты, персонал;
2) Увеличение налогооблагаемой базы;
3) Увеличение амортизационных отчислений;
4) Отказ от строительства сауны с бассейном.
44. Главным отличием экономических систем друг от друга является:
1) Число участников экономических отношений;
2) Отраслевая структура экономики;
3) Особенности общественного разделения труда;
4) Отношения собственности по поводу присвоения средств производства.
45. Благо – это:
1) Денежные или иные средства, получаемые домохозяйствами от продажи
ресурсов;
2) Средство для удовлетворения потребностей;
3) Необходимые для производства товаров элементы;
4) Природные ресурсы.
46. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
1) Роль государства в экономике;
2) Глобальные тенденции экономического развития человечества;
3) Процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;
4) Экономический выбор потребителей, производителей, владельцев ресурсов.
47. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки,
которая изучает:
1) Экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм, собственников ресурсов;
2) Экономическое поведение отдельных фирм;
3) Отношения между отдельными представителями отдельных классов;
4) Роль государства в экономике.
48. Меркантилисты считали основным источником богатства:
1) Внутреннюю торговлю;
2) Внешнюю торговлю;
3) Сельское хозяйство;
4) Ремесленное производство;
5) Крупное машинное производство.
49. Социально-экономические отношения обусловлены:
1) Состоянием человеческого капитала;
2) Характером господствующих отношений собственности;
3) Природой используемых производительных сил;
4) Уровнем развития техники и технологии.
50. Альтернативные варианты производства благ при полном использовании
ресурсов показывает кривая:
1) спроса;
2) предложения;
3) производственных возможностей;
4) уровня жизни.