Тема 3. Образование и рынок образовательных услуг




Задание к зачету по дисциплине «Экономика образования»

(Выполняется в виде презентации РР, не более 40 слайдов)

Тема 1. Образование как система и отрасль экономики

Многозначность понятия «образование». Роль образования в социально-экономическом прогрессе. Возрастание экономической функции образования на этапе научно-технической и информационной революции. Основные функции образования и их взаимосвязь. Образование в качестве сложного социально-экономического организма: ценности, процесса, системы и результата.

Система образования. Закон РФ «Об образовании» о сущности и составных частях понятия «система образования». Образовательные программы и государственные образовательные стандарты: их предназначение. Виды образовательных программ.

Сеть образовательных учреждений в России. Современные организационно - правовые формы, типы и виды образовательных учреждений. Количественные параметры дошкольных, общеобразовательных; начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений. Качественные изменения в составе общего и профессионального образования.

Экономика системы образования и ее правовое закрепление в российском Законе «Об образовании».

Образование как приоритетная отрасль экономики страны. Место образования в системе общественного воспроизводства. Экономическая функция образования. Отраслевой аспект образования. Определение отрасли «образование». Образовательные услуги — самобытные экономические блага. Их отличия от продукции материального производства, других отраслей сферы услуг. Российские законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о приоритетности государственной политики в области образования.

 

Тема 2. Экономика образования: наука и учебная дисциплина

Специфика производительной деятельности и экономических отношений в отрасли образования. Компоненты производительной деятельности в образовании. Главный фактор учебно-воспитательной деятельности: педагог. Учащийся как объект и субъект учебного процесса. Невещественные средства труда: интеллект, знания и их определяющая роль в учебном процессе. Кодифицированные знания и знания, воплощенные в человеке. Общественно новые и субъективно новые знания.

Экономические отношения системы образования. Причины отрицания производственных отношений в сфере образования. Особенности взаимодействия процесса создания, обмена, распределения и потребления образовательных услуг. Экономические категории и закономерности в отрасли образования. Отношения собственности и интеллектуальная собственность педагогических работников. Российский закон «Об образовании» о субъектах и объектах права собственности в образовательных учреждениях.

Научные подходы к экономике образования. Первоначальная теоретическая модель экономики образования российских экономистов В.А. Жамина и С. Л. Костаняна.

Определение предмета науки «экономика образования». Ее место в системе экономических наук. Общность и различия науки и учебной дисциплины «экономика образования». Экономическое образование в вузах.

 

Тема 3. Образование и рынок образовательных услуг

Образование как некоммерческая отрасль экономики. Некоммерческий сектор экономики и место образования в нем. Важная роль этого сектора в социальной защите населения, в формировании и развитии гражданского общества. Образовательные услуги — разновидность общественных товаров. Принципиальные различия между общественными и частными товарами. Бесплатность образовательных услуг для непосредственного потребителя (учащегося) и необходимость бюджетного финансирования учреждений образования. Бедственное положение многих учебных заведений в условиях общего кризиса социально-экономической системы страны.

Переход России к рыночной экономике и расширение рыночных отношений в образовательном комплексе. Главные способы зарабатывания ими финансовых средств. Негосударственные школы, вузы и их роль в углублении рыночных отношений. Реальные границы платности за обучение.

Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Понятие рынка образовательных услуг. Бесплатность и платность образовательных услуг. Теория государственного рынка П. Самуэльсона и ее значимость для раскрытия специфичности и неоднородности рынка образовательных услуг. Явные и неявные товары — образовательные услуги. Стоимость и цена этих услуг. Два вида цен (тарифов) на услуги образования. Нормативные цены и их функции. Государственные нормативы финансирования, определяемые в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду и категории учебных заведений.

Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг и других товаров. Своеобразие системы маркетинга в сфере образования. Состояние и эффективность маркетинговой службы и ее деятельности в учебных заведениях России. Расчет сметы и цены на дополнительные услуги образования в государственном и муниципальном учебном заведении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: