Си́нтаксис — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.
Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.
Синтаксис. Пунктуация
1.Словосочетание
2.Предложение. Виды предложений по цели высказывания
3.Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
4.Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения
5.Дополнение
6.Определение
7.Обстоятельство
8.Предложения с однородными членами 9.Предложения с обращениями
10.Синтаксический разбор простого предложения
11.Сложное предложение
Подлежащее
Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком (действия, состояния, свойства. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос кто? что? Завод работает. Я занимаюсь. Кто-то поёт. Семеро одного не ждут. Курить вредно.
Сказуемое
Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Сказуемое выражается глаголом, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой?: Он читает. Жить – значит бороться. Сестра врач. Сын высокого роста. Погода тёплая. Она теплее, чем вчера. Эта книга твоя. Этот урок третий. Учиться интересно.
Определение
Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Большие деревья растут возле отцовского домика.
|
Дополнение
Дополнение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями: Отец развивал в нём интерес к спорту. Мать послала брата с сестрой за хлебом.
Обстоятельство
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т. п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами: Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише. Она говорила улыбаясь. Он выехал из Москвы в Киев. Нельзя работать спустя рукава.
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения – это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления: Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали. Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату.
Синтаксический разбор предложения.
План разбора:
· Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
· Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
|
· Сложное.
· Союзное.
· Сложносочинённое.
· Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).
· Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).
· Схема предложения.
Образец разбора:
Была зима, но все последние дни стояла оттепель. (И.Бунин).
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но.)
Пунктуационный разбор
Разбор простого предложения состоит из следующих действий:
1.Пронумеровать знаки препинания.
2.Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (вопросительное,...)
3.Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проделанной работы, можно заключить, что учащийся 5 класса научился:
Употреблять правила русского языка в устной и письменной речи.