Общее существует как идеи, а единичное – как вещи.




Платон (427 - 347 до н.э.)

Платон родился в 427 г. до н. э. в знатной семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. Настоящее имя – Аристокл. В возрасте 20 лет стал учеником Сократа. После смерти Сократа (399) Платон покидает родину на целых двенадцать лет. За это время странствий Платон посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. Был продан в рабство. После возвращения в родной город в возрасте 40 лет основал в 386 г. до н.э. школу, получившую название Академия и просуществовавшую почти тысячу лет. (школа была закрыта по приказу императора Юстиниана). В школе преподавали не только философию, но и геометрию, зоологию, ботанику, астрономию, центральное место занимало политическое образование. Платон преподавал в Академии до конца своих дней.

Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии (существует легенда, что после смерти ученики похоронили Платона в саду Академии).

Основные работы: до нас дошли почти все сочинения Платона: 13 писем, один монолог (Апология Сократа) и 34 диалога (по другой версии 25 диалогов), наиболее известные «Пир», «Протагор», «Менон», «Тимей», «Федон», «Государство», «Законы». Определенная трудность связана с той манерой, в которой написаны диалоги. Диалоги сделали Платона классиком художественной литературы.

Философские воззрения: Платон – основоположник объективного идеализма, центральное место в его философии занимает учение об идеях.

Существуют два мира: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками.

Основа всего существующего в этом мире – идеи. Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Каждая идея вечна и неизменна, число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (единицы, мужества), но царство идей – это мир только благих сущностей, не существует идеи грязи или идеи преступления. Идеи не являются воспринимаемыми чувственно, они воспринимаются с помощью рассудка.

Платон не считал мир идей и мир вещей равноценным. Он считал идеи более «ценными», поскольку они являются идеалами.

Для иллюстрирования своего учения Платон предлагает несколько примеров: аналогия с Солнцем (Солнце является для чувственного мира тем, чем является идея блага для мира, постигаемого только мышлением); аналогия с узниками в пещере.

Платоновские идеи близки по смыслу к современным понятиям.

С платоновскими идеями связано и учение о добродетели – немногие избранные, которые обладают знанием идей и по определению являются добродетельными, должны вести остальных по верному пути.

Понятие – это форма мышления, в которой мы по существенным признакам выделяем группу объектов, отвлекаясь при этом от индивидуальных свойств этих объектов.

Общее существует как идеи, а единичное – как вещи.

Космогония: Наряду с такими первоначалами как идеи и материя, Платон признаёт ещё и наличие Ума-демиурга, который является творцом-устроителем мира, порождает мировую душу и как бы организует материю, вкладывая в неё идеи как целесообразные причины, он же творит и других богов.

Учение о душе: человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там, затем падает на землю и вселяется в тело новорожденного ребёнка и т.д.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей.

Душа человека состоит из трёх частей – разумной, волевой и вожделеющей.

Подлинное знание возможно только относительно царства идей, для чувственного мира возможно только мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает всё, что знала ранее (в истинном идеальном мире), но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее. Познание – это припоминание.

Необходимо искать красоту ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Учение о государстве: платоновское учение о государстве является первым существенным вкладом в политическую теорию. Платон создал одну из первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей, а ради самого себя.

Как для большинства греков в этой сфере основными понятиями для Платона были полис (город-государство) и эйкос (домашнее хозяйство).

Идеальное государство Платона должно было служить идеям мира и справедливости. В соответствии с тремя основными его функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делилось на три сословия:

- правящие мудрецы-философы

- воины (стражи)

- ремесленники и крестьяне.

Если преобладает разумная часть души, человек-философ, если волевая - воин, если вожделеющая – ремесленник или земледелец. Таким образом, каждый занимается тем делом, для которого предназначен природой, поэтому в таком государстве не должно быть недовольных.

Все дети, независимо от происхождения и пола, имеют одинаковые возможности для обучения. Между 10 и 20 годами все получают одинаковое образование, где важнейшими предметами являются гимнастика, музыка и религия. В возрасте 20 лет происходит отбор лучших. Которые продолжают обучение, уделяя особое внимание математике. В возрасте 30 лет снова происходит отбор, прошедшие его ещё 5 лет изучают философию, после чего в течение 15 лет участвуют в практической жизни общества. К 50 годам эта тщательно отобранная элита, имеющая 40 лет обучения – берет управление обществом в свои руки.

Не прошедшие первый отбор становятся ремесленниками, земледельцами и купцами. Отсеянные после второго отбора – управляющими и воинами. Таким образом, система образования порождает три социальных класса.

Класс Функция Добродетель
Правители (философы) Правление Мудрость
Управляющие (стражи) Управление (охрана) Мужество
Производители (ремесленники и земледельцы) Производство Умеренность (послушание)

Платон обосновывает разделение труда соображениями эффективности. Специализация обеспечивает лучшие результаты для всех. Платон устанавливает широко простирающееся равенство женщин и мужчин. Мыслитель никогда не пытался полностью реализовать в жизни свое идеальное государство (даже в Сиракузах). Для Платона оно было преимущественно дискусом об идеале.

К искусству весьма скептически настроен, в идеальном государстве вводит в отношении него строжайшую цензуру, изгоняет тех его деятелей, которые не согласны с требованиями государства. Искусство не может быть отделено от морали, этика и эстетика неразделимы. Представители искусства важны для общества, моральная нейтральность искусства недопустима.

Идеи Платона оказала колоссальное влияние на последующее развитие культуры. Основой философии Платона было понимание двух измерений бытия: мира духовного, невидимого, и мира видимого, материального.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: