Тема 1. Потребительские свойства продуктов дизайн – деятельности




Введение

Дисциплина «Экспертиза и критика в дизайне» входит в цикл специальных дисциплин, объединяющих научно-исследовательскую работу магистранта, состав и содержание которых определяется требованиями специализации в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению 530400 Дизайн.

В процессе освоения дисциплины мы пройдем несколько уровней погружения в изучаемый материал: информационный, проблемный, методологический и практический. Конечная цель профессиональной подготовки – овладение практическими навыками анализа потребительских свойств «продукта дизайна» и умение применять их в экспертной оценке, критике и рецензировании. Активизация деятельности в данной области напрямую связана с потребностью общества в профессии «дизайнер» и повышает интерес к практическим, концептуальным и инновационным результатам дизайн - деятельности.

Многообразие проявлений потребительских свойств неразрывно связано с современными требованиями к ассортименту и качеству продукта дизайна, новейшими проектными и производственными технологиями. Изучение аналогов и образцов в историческом и современном контексте расширяет профессиональный кругозор и позволяет дать оценку наиболее перспективным стилевым, технологическим и инновационным направлениям в современном художественном конструировании. Изучение новинок дизайна по материалам отечественных и международных выставок и конкурсов, информационным и научным изданиям, дает возможность расширения профессионального кругозора, саморазвития и выработке профессиональных критериев оценки.

Лекционная часть курса базируется на научно-методической основе, разработанной во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) и его практической работе в области экспертизы. Отдельные методические материалы были разработаны Уральским филиалом ВНИИТЭ с участием преподавателей УралГАХУ.

Экспертная оценка и критика в дизайне невозможны без комплексного овладения знаниями в области методик дизайн – проектирования, эргономики, социологии, основ маркетинга. Объем профессиональных знаний должен постоянно пополняться и углубляться. Анализ потребительских свойств дизайн- продукта, как основа метода экспертной оценки и критики в дизайне, является неотъемлемой частью активной профессиональной деятельности художника - конструктора. Требования к экспертизе и критике в дизайне постоянно обновляются и дополняются.

 

Тема 1. Потребительские свойства продуктов дизайн – деятельности

Продукт труда человека обладает многими полезными свойствами. Термин «потребительские свойства» впервые появился в трудах К. Маркса, который писал о «потреблении», «потребности» и «потребительской стоимости». Термин использовался в товароведении, для определения свойств, удовлетворяющих требования и запросы потребителей.

Оценочная деятельность в области художественного конструирования неразрывно связана с «пространством культуры» и его постоянно обновляющейся системой ценностных установок, которые вырабатываются в опыте общественной практики. Сложность оценки потребительских свойств состоит в их синкретичности, т.е. соединении различных начал - художественного и утилитарного, как неразделимой системы. Продукт дизайна не замыкается в самоценную художественную реальность, он всегда проектируется и производится для чего-то. Утилитарная целесообразность неразрывно связана с культурными значениями, которые являются необходимым условием социального функционирования продукта. Ценность продукта дизайна актуализируется жизнедеятельностью общества и индивида. Дизайн активно влияет на формирование потребностей, эстетических установок и потребительских предпочтений. Продукт дизайна всегда выходит за пределы сложившихся стереотипов, предлагает новые формы, образы, материалы, технологии

Понятие «оценка» продукта дизайна рассматривается шире суждений о ценности конкретного изделия (технической, материальной, образной, социальной и пр.) и не зависит от личностного отношения субъекта-эксперта к определенному предмету. Оценка не должна быть отражением особенностей и взглядов оценивающего субъекта, который имеет свои вкусы и предпочтения, может находиться под прямым воздействием идеологических и коммерческих установок. Поэтому необходим четкий комплекс научных представлений о структуре оценки потребительских свойств и определенный объем профессиональной информации.

Вовлечение продукта дизайна в социальную деятельность означает включение его в «пространство человеческого существования», в непрерывность культурного развития. Оценивая продукт дизайна, необходимо выйти за пределы формы и функции и обратиться к контекстам жизни и культуры, в которых обретается смысл его «ценностная предметность». Представление о среде (пространстве, конкретизированном материальными формами) определяет поведение и деятельность человека в конкретном предметно-пространственном окружении.

Предметом художественно-конструкторской деятельности является система «человек - предмет – среда». Проектирование ведется с позиций человека – потребителя, где человек - субъект потребления; продукт дизайна – объект потребления; среда – место, где происходит процесс потребления. Потребление рассматривается как массовый, общественный и социальный процесс. Потребители – это социальные группы людей, для которых характерны различные ценностные представления, национальные и демографические особенности, культурные и субкультурные факторы, платежеспособность.

Объекты потребления должны иметь такие потребительские свойства, которые соответствуют потребностям определенных субъектов потребления в конкретной среде использования. Технические показатели и потребительские свойства продукта дизайна невозможно рассматривать как причину и следствие: технические показатели характеризуют параметры в сравнении с другими, а потребительские свойства характеризуют отношения: человек – вещь, потребность – изделие.

Структура потребительских свойств:

Социальные свойства - это соответствие продукта дизайна общественно-необходимой потребности в нем, отражающие целесообразность его производства и сбыта. Социальные свойства ориентированы на группы потребителей и выявление их специфики. Социальные свойства продукта дизайна способствуют возникновению дополнительных социальных эффектов: статусное потребление, экологические проблемы, потребительский ажиотаж, семиотические значения отдельных предметов и др.

Функциональные свойства - свойства продукта дизайна, удовлетворяющие утилитарные потребности человека. Характеризуются совершенством выполнения основной функции, а также выполнением дополнительных и вспомогательных функций.

Эргономические свойства – это свойства обеспечивающие удобство и безопасность пользования продуктом дизайна. Характеризуются соответствием антропометрическим, психофизиологическим и гигиеническим требованиям, а также безопасностью эксплуатации и удобством пользования

Эстетические свойства продукта дизайна - это свойства культурно-ценностных потребительских ориентаций, отражающие стилевые и эстетические идеалы общества. Эстетическая оценка может быть выделена, как отличающаяся от оценки других потребительских свойств. Специфика заключается в том, что она не может быть характеризована количественно. Методика эстетической оценки позволяет всесторонне профессионально исследовать и осмыслить приемы формообразования продукта дизайна, включаемого в жизнедеятельность. Для серийно выпускаемых изделий в оценку включаются такие показатели как совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.

 

Вопросы:

1. В группы по оценке потребительских свойств изделий привлекались такие специалисты как товароведы (маркетологи), эргономисты, инженеры, искусствоведы. Как вы полагаете, в современных реалиях нашего общества имеется необходимость такого сотрудничества.

 

2. В Институте технической эстетики (ВНИИТЭ) оценка потребительских свойств (товаров народного потребления, упаковки, фирменных стилей, средовых объектов) производилась на эскизном этапе проектирования, на стадии макетирования и опытного образца, а также на стадии серийно выпускаемой продукции (не путать с авторским надзором). Оправдана ли такая система повышения качества дизайн - продукта в настоящее время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: