Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Рабочая программа
дисциплины: Социально-экономическая география регионов мира
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Рекомендуется для направления подготовки 05.03.02 География
Профиль подготовки «Общая география»
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 021000.62 География (утвержден 29.03.2010 г. № 222)
и учебного плана по направлению подготовки 021000.62
География (профиль: общая география), утвержденного Ученым советом ГАГУ
(от 29.09.2014 г., протокол № 7).
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры географии
16.10.2014 г., протокол № 2
Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:
- формирование систематизированных знаний в области экономической и социальной географии регионов мира и зарубежных стран;
- формирование представлений об основных проблемах стран и регионов мира, их особенностях экономико-географического развития, перспективах, количественных и качественных изменениях.
Задачи дисциплины:
- сформировать основные понятия и представления о регионах мира;
- обеспечить овладение студентами знаниями о типологических особенностях стран и регионов, о специфических чертах отдельных стран, интеграционных объединений, экономических районов стран;
- изучить особенности, структуру, проблемы населения стран мира.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социально-экономическая география регионов мира » относится к вариативной части профессионального цикла (Б1.В.ОД.16).
|
Для освоения дисциплины студенты используют знания и умения, сформированные в процессе изучения предметов «Геология» (ОПК-3, ОК-7), «Землеведение» (ОПК-3, ОК-7), «Картография» (ОПК-5, ОК-7), «История географии» (ОПК-3, ОК-7), «Физическая география регионов России» (ОПК-6, ОК-7), «Экономическая и социальная география России» (ОПК-7, ОПК-4).
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, подготовки к итоговой государственной аттестации.
Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с
Обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№п/п | Наименование обеспечиваемых дисциплин | Хозяйство регионов мира | Зарубежная Европа | Зарубежная Азия | Северная Америка | Латинская Америка | Африка | Австралия и Океания |
1. | Экономическая и социальная география России | + | + | + | + | + | + | + |
2. | География населения с основами демографии | + | + | + | + | + | + | + |
3. | Социально-экономическая география | + | + | + | + | + | + | + |
4. | Создание географических карт с помощью ГИС | + | + | + | + | + | + |
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами базовой и вариативной части, дисциплина «Социально-экономическая география регионов мира» обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра:
Общекультурная (ОК): способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
Общепрофессиональная (ОПК): способность использовать в географических исследованиях знания об общих и теоретических основах экономической и социальной географии России и мира (ОПК-7).
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– основные этапы формирования современного политического облика планеты;
– принципы выделения макрорегионов мира;
– особенности природно-ресурсного потенциала и населения различных регионов мира;
– географические особенности развития различных отраслей мирового хозяйства;
– особенности отраслевой и территориальной структуры зарубежных стран.
Уметь:
– пользоваться географическими картами, статистическими данными и геоинформационными системами;
– оценивать природно-ресурсный потенциал регионов и стран современного мира;
– сопоставлять между собой основные демографические и социальные показатели;
– выделять специфические черты важнейших межотраслевых комплексов;
– понимать факторы размещения различных отраслей хозяйства, роль в международном разделении труда ведущих экономически развитых и развивающихся стран мира;
– анализировать и сопоставлять особенности экономической и социальной географии различных стран мира.
Владеть:
- методами научного описания экономико-географических процессов и явлений;
- навыками чтения географических карт и статистических данных;
- навыками выполнения расчетно-графических работ (заполнение таблиц, построение графиков, схем и т. п.);
- навыками построения контурных карт;
- способами презентации экономико-географической информации.
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.