Предмет Информатика Класс 8 Автор УМК И.Г.Семакин
Тема урока Построение диаграмм в программе MS Excel
Тип урока Урок построения системы знаний
Цель урока | Расширение представлений о практическом применении диаграмм в процессе статистической обработки информации и прогнозировании; Расширение знаний о возможных способах получения информации. | |||||||||
Задачи | Образовательные: выработать умения выделять необходимые входные данные для построения диаграммы при работе с кейсом, научить владению приема прогнозирования с помощью метода имитационного моделирования средствами программы MS Excel; Развивающие: развивать умения работать с дополнительными источниками информации (газета, интернет-сайт), способствовать формированию критического мышления, умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, соотносить теоретические и практические знания Воспитательные: вовлекать в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения, приобретать опыт принятия решения действуя в новой ситуации. | |||||||||
УУД | Личностные: развитие коммуникативных навыков, способностей к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность давать оценку и анализировать информацию, полученную из сети Интернет. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной целью, принятие учебной цели и задачи, осознанное построение речевого высказывания, осуществление пошагового и итогового контроля по результату, самостоятельная оценка правильности выполнения задания, умение адекватно оценивать выполненные действия. Коммуникативные: формулирование своего мнения с учетом высказываний других, понимание возможности различных позиций других людей, умение ориентироваться на позицию партнера в общении, формулировать свою позицию, контролировать действия партнера в группе, анализировать способы выполнения задания. Познавательные: установление причинно-следственных связей, умение доказывать, аргументировать свою точку зрения, выделять главное, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение формулировать тему урока, представление о разных способах выполнения задания. | |||||||||
Основные понятия. | Диаграмма, прогноз, сбор и анализ информации, статистическая обработка, работа с текстом, гипотеза, опыт принятия решений, проект | |||||||||
Межпредметные связи | Экономика, обществознание | |||||||||
Ресурсы | раздаточный материал содержащий кейс "Цена на хлеб в России", карточки для групп "Состав рабочей группы" | |||||||||
Форма урока | Ролевая игра | |||||||||
Технология | Кейс-технология | |||||||||
Ход (этапы) урока, цель этапа урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
1.Мотивация к знаниям. Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности 2 мин | Организация беседы: Два дня назад по каналу Россия-1 в программе "Утро" обсуждали повышение цен на продукты питания. Нас эта тема касается? Почему? Какие продукты особо важны для населения? А какой продукт самый необходимый? | Ответы на вопросы: Мы потребители. Мясо, хлеб, молоко... Хлеб | Установление причинно- следственных связей | Принятие учебной задачи | Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью | Нахождение общего решения в совместной деятельности | Формулирование своего мнения с учётом высказываний других | |||
2.Актуализация знаний Постановка цели и задачи урока. Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей. 3 мин | Организация групповой работы: Я предлагаю на сегодняшнем уроке остановиться на такой актуальной для нас теме, как изменение цены на хлеб. Возможно у вас возник вопрос "Какая связь между информатикой и ценой на хлеб?". Вспомните последнюю практическую работу, чему вы научились при ее выполнении? Сформулируйте тему урока, цель. Вы сегодня - эксперты, специалисты, аналитики. Организация работы в группе (см. Приложение 3,Состав рабочей группы) Сегодня для работы над диаграммой у каждого из вас имеется кейс, состоящий из трех частей (ситуация, таблица, глоссарий) и задания. Работать необходимо в группе по выполнению совместного проекта. Распределите роли, точно следуйте инструкциям. На выполнение каждого этапа дается 5мин | Ответы на вопросы: Мы научились строить диаграммы по заданным данным, а они наглядно демонстрируют изменение величин. Построение диаграммы "Изменение цены на хлеб", выяснить как меняется цена. | Установление причинно- следственных связей Умение сформулировать тему урока. | Принятие учебной задачи | Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью | Нахождение общего решения в совместной деятельности | Формулирование своего мнения с учётом высказываний других | |||
3. Введение в тему. Постановка учебной задачи. Цель: поставить цель учебной деятельности, определить способ и средства ее реализации. 10 мин | Организация индивидуальной работы Выявление затруднений, организация самостоятельной работы по поиску ответов на вопросы Создание проблемной ситуации. | Выполнение заданий (этап 1, этап 2; см. Приложение 3, кейс, блок Задания) Слушание, выдвижение предположений, формулировка вопросов и ответов на них | Анализ и синтез текста, Определение основной и второстепенной информации | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. | Принятие и сохранение учебной цели и задачи. | Беседа. Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств. | Понимание возможности различных позиций других людей и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии | |||
4. Решение проблемы в малых группах. Обмен полученной информацией. Создание способов решения проблемы. Цель: построение нового способа действия. 5 мин | Организация работы групп, коррекция результатов работы. | Выполнение этапа 3 (см Приложение 3, Задания). Поиск решения проблемы с помощью материалов кейса. Классификация объектов изучения по группам. Заполнение таблицы, составление тезисов с выделением особенностей объектов изучения | Умение доказывать, аргументировать свою точку зрения, выделять главное, осуществлять сравнение, по заданным критериям | Выступление в пределах группы | Осознанное построение речевого высказывания. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. | Контролирование правильности и полноты проведённого анализа содержания учебного материала в ходе обсуждения в группе. | Владение элементами коммуникативной рефлексии. | |||
5.Оформление результата (таблица, диаграмма) Цель: усвоить учащимися новый способ действий. 5 мин | Организация работы групп "по ролям", | Выполнение этапа 4 (см Приложение 3, Задания) Выступления учащихся, предложения по содержанию таблицы, диаграммы, вариантов решения задачи, прогнозов | Выделение главного. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Выполнение заданий Внесение необходимых корректив в действие на основе его оценки и учёта сделанных ошибок | Самостоятельное оценивание правильности выполненной работы. Коррекция | Обсуждение и вынесение общего решения в совместной деятельности | Умение формулировать свою позицию. Умение контролировать действия партнёра в группе. Взаимоконтроль, взаимосотрудничество | |||
6. Диагностика формируемых умений в приобретении нового знания. Цель: включение нового способа в действий в систему знаний. 13 мин | Организация предъявления результатов работы групп | Выполнение этапа 5 (см Приложение 3, Задания) Выступление учащихся, защита проектов, Ответы на вопросы. Проверка правильности выполнения задания | Предъявление различных способов выполнения задания | Выполнение заданий | Различение способа и результата действия | Фронтальная работа, ответы на заданные вопросы | Выполнение учебных действий в речевой форме. | |||
7. Итог урока Рефлексия. Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий. 7 мин | Организация подведения итогов деятельности: При разработке диаграмм и построении прогноза у разных групп получились разные результаты, хотя исходные данные были у всех одинаковые. Почему? Можно ли безоговорочно доверять источникам с которыми вы работали на уроке в аналитической деятельности? Почему? Какой тип диаграммы вы использовали для демонстрации изменения цены на хлеб? Любой ли тип диаграммы пригоден для демонстрации динамики статистической величины? Д/З: составить и заполнить таблицу, отражающую типы диаграмм, их назначение и область использования. Рефлексия: *В какой роли вы сегодня побывали? *Что делали на уроке? *Что помогало в вашей деятельности? | Самостоятельное оценивание результатов своего труда Ответы на вопросы | Рефлексия способов и условий действий | Пошаговый контроль результата | Умение дать адекватную оценку выполненного действия. | Оценивает достижение поставленных целей. | Выражение своих мыслей формулирование и аргументация своих мыслей | |||
Дополнительная информация | ||||||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Кейс-технология базируется на методе конкретных ситуаций, в основе которого лежит имитационное моделирование, основанное на решении практических задач (кейсов). При использовании кейс-технологии и ее методов учащиеся заметно активизируются на уроке. Ребенок становится субъектом деятельности. При этом использование ситуации из жизни (близкой к жизни) повышает мотивацию к обучению. Ребенок видит, где его знания могут пригодиться в реальной жизни. Благодаря использованию на уроках данной технологии можно говорить о системе предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучаемого. Кейс-технология отвечает требованиям, которые задает ФГОС. | |||||||||
Ресурсы, оборудование и материалы | Компьютер для каждой группы учащихся, проектор для демонстрации проектов, раздаточный материал содержащий кейс "Цена на хлеб в России", карточки с заданиями для индивидуальной работы учащихся, карточки для групп "Состав рабочей группы" | |||||||||
Список учебной и дополнительной литературы | нет | |||||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | 1) https://grainboard.ru/ - Статья из НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЫ. Дата опубликования 09 декабря 2014, 12:06 Портал о зерновом рынке 2) https://tsenomer.ru/-WIKI-сайт ЦЕНОМЕР. | |||||||||
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | Шляпина Лариса Владимировна - Кейс "Цена на хлеб" к уроку информатики по теме "Построение диаграмм" https://учительский.сайт/Шляпина-Лариса-Владимировна/материалы/keys_cena_na_hleb_k_uroku_informatiki_po_teme_postroenie_diagramm-471807.htm Приложение 1. Кейс "Цена на хлеб в России" Приложение 2. Задания Приложение 3. Состав рабочей группы | |||||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная работа; составление хронологической таблицы, диаграммы, продуктивные методы работы с текстом. метод игровое проектирование, тип кейса - практический. | |||||||||
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | Есть ограничение для ресурса WIKI-сайт ЦЕНОМЕР (https://tsenomer.ru/), свободный доступ и размещение любой информации. | |||||||||
Дополнительная необходимая информация | В содержании кейса внесены небольшие изменения по данным таблицы с сайта Ценомер для большей наглядности и полноты информации рассматриваемой в качестве учебной ситуации, что допускается кейс-технологией. | |||||||||
|