Меры обеспечения административного процесса




Меры обеспечения административного процесса и его стадии

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применение следующих мер обеспечения административного процесса:

 

1) административное задержание физического лица;

 

2) личный обыск задержанного;

 

3) наложение ареста на имущество;

 

4) изъятие вещей и документов;

 

5) задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;

 

6) отстранение от управления транспортным средством;

 

61) блокировка колес транспортного средства;

 

7) привод;

 

8) удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.

 

2. В отношении юридического лица могут быть применены следующие меры обеспечения административного процесса:

 

1) изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу;

 

2) наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу.

 

3. Меры обеспечения административного процесса применяются судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс.

 

4. Принятые до начала административного процесса меры административного принуждения, предусмотренные законодательными актами, сохраняют свое действие до отмены органом, их применившим, или судом.

2.2 Начало административного процесса. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению (возбуждение дела об административном правонарушении)

 

Согласно ст. 9.1 ПИКоАП поводами к началу административного процесса являются:

1) заявление физического лица;

2) сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;

3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

Инструкция о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях утверждена постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.03.2010 N 55.

Заявление физического лица об административном правонарушении может быть устным или письменным.

Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол устного заявления должен содержать сведения о заявителе. Если заявитель не может представить документ, удостоверяющий его личность, должны быть приняты меры для проверки сведений о его личности. Заявитель предупреждается об административной ответственности за заведомо ложное заявление, о чем расписывается в протоколе. Письменное заявление должно быть подписано заявителем.

Анонимное заявление не может служить поводом к началу административного процесса.

При передаче дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, заявитель письменно уведомляется об этом.

Сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации об административном правонарушении должно быть сделано в письменной форме и подписано руководителем. К нему могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения об административном правонарушении.

 

Согласно ст. 9.4 ПИКоАП Административный процесс по делам об административных правонарушениях, указанных в статье 4.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

 

В случае совершения деяний, предусмотренных статьей 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, административный процесс может быть начат прокурором при отсутствии указанного требования и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

 

В соответствии со статьей 9.5 ПИКоАП при наличии поводов и оснований для начала административного процесса административный процесс считается начатым с момента:

 

- составления протокола об административном правонарушении;

- составления протокола о процессуальном действии;

- вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;

- вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 2 - 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется;

- административного задержания физического лица.

 

В тоже время, законодателем учтены обстоятельства, которые согласно статье 9.6 ПИКоАП исключают административный процесс

 

Обстоятельствами, исключающими административный процесс в отношении физического лица, являются:

 

1) отсутствие события административного правонарушения;

 

2) отсутствие в деянии состава административного правонарушения;

 

3) истечение сроков наложения административного взыскания;

 

4) принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;

 

5) недостижение физическим лицом на день совершения деяния, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, возраста, с которого наступает административная ответственность;

 

6) невменяемость физического лица, совершившего деяние, предусмотренное статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

 

7) отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, либо отказ потерпевшего от освидетельствования по административному правонарушению, предусмотренному статьей 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

 

8) смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, а также случаев, когда административный процесс необходим для реабилитации физического лица;

 

9) наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания (за исключением неисполненного постановления о наложении административного взыскания, составленного в соответствии с частью 3 статьи 10.3 настоящего Кодекса) либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, за исключением постановления о прекращении дела об административном правонарушении при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, а также наличие по данному факту уголовного дела;

 

10) недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения.

 

 

Обстоятельствами, исключающими административный процесс в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, являются:

 

1) отсутствие события административного правонарушения;

 

2) отсутствие в деянии состава административного правонарушения;

 

3) истечение сроков наложения административного взыскания;

 

4) принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;

 

5) ликвидация юридического лица, либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо признание их экономически несостоятельными (банкротами), имевшие место ко дню вынесения постановления по делу об административном правонарушении;

 

6) смерть индивидуального предпринимателя, в отношении которого был начат административный процесс;

 

7) наличие по тому же факту в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении;

 

8) недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения.

 

При наличии вышеуказанных обстоятельств, судом, органом, ведущим административный процесс, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении с изложением оснований, исключающих административный процесс, о чем сообщается заявителю, органу, ведущему административный процесс и составившему протокол об административном правонарушении, и лицу, в отношении которого ведется административный процесс.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению регламентирована 10 Главой ПИКоАП. Суть данного этапа состоит в составлении особого процессуального документа, а именно - протокола об административном правонарушении.

 

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения - не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса (статья 10.1).

 

 

Она может быть приостановлена:

 

1) при назначении экспертизы - на срок проведения экспертизы;

 

2) при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств - до получения ответа на запрос;

 

3) при проведении действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, - до установления указанного лица.

 

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению возобновляется, если отпали основания для ее приостановления. О приостановлении (возобновлении) подготовки дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, выносится мотивированное постановление.

 

Протокол об административном правонарушении (статья 10.2) является основным итоговым процессуальным документом, на основании которого выносится постановление о наложении административного взыскания. Протокол составляется должностным лицом органа, ведущего административный процесс.

 

Он содержит определенный набор обязательных реквизитов, в том числе перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Подписывается лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, представителем юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола или неявки в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

 

Согласно ст. 10.2. протокол об административном правонарушении должен содержать:

 

дату и место его составления,

 

должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол;

 

сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;

 

время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

 

фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются;

 

отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;

 

перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении,

 

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

 

Протокол подписывается лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, представителем юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола или неявки в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

 

Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола, которые вносятся в протокол.

 

Физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, представителю юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, копия протокола вручается под расписку.

 

В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, представителя юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенных надлежащим образом, в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

 

Законодателем предусмотрена упрощенная форма привлечения к административной ответственности (статья 10.3), это случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:

 

1. При совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства по уголовным, гражданским, хозяйственным делам или делам об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется, делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания и выносится постановление о наложении административного взыскания.

 

2. В случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении и возмещение вреда в случае его причинения, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Данное положение не применяется при наличии обстоятельств, указанных в части 7 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

3. В случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами протокол об административном правонарушении не составляется. Должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс. Данное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения.

 

4. Протокол об административном правонарушении не составляется, если лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, не установлено.

 

Статья 10.4 ПИКоАП регулирует порядок применения технических средств. По решению должностного лица органа, ведущего административный процесс, а также по ходатайству участников административного процесса могут применяться звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемка, использоваться научно обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов административного правонарушения и вещественных доказательств.

 

Статья 10.5 ПИК оАП разъясняет порядок удостоверения факта отказа от подписания процессуального документа.

 

Во время подготовки дела об административном правонарушении существенное внимание уделяется выполнению требований статьи 10.6 «Обязательность разъяснения прав и обязанностей участникам административного процесса» - должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано разъяснить участникам административного процесса их права и обеспечить возможность осуществления этих прав.

 

Одновременно им должны быть разъяснены возложенные на них обязанности и последствия их невыполнения. О разъяснении указанных прав делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении.

 

Кроме этого, предусмотрено разрешение заявленных ходатайств участников административного процесса (статья 10.7) - письменные приобщаются к делу, устные заносятся в протокол процессуального действия, в протокол об административном правонарушении.

 

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. Когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается лицу, заявившему ходатайство, а в протоколе делается отметка с указанием мотивов отказа.

 

Сведения, содержащиеся в деле об административном правонарушении, могут быть преданы гласности лишь с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, а в случае, если такие сведения затрагивают личную жизнь потерпевшего, - с разрешения потерпевшего и в том объеме, в каком он признает это возможным. В целях защиты сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах дела об административном правонарушении, судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, предупреждают лиц, участвующих в закрытом рассмотрении дела, об ответственности за разглашение таких сведений, о чем у них берется подписка (статья 10.8).

 

Лицо, участвующее в административном процессе, вызывается в суд, орган, ведущий административный процесс, повесткой, которая вручается данному лицу под расписку, а в случае его временного отсутствия - совершеннолетнему члену его семьи, нанимателю, с которым оно состоит в трудовых отношениях, администрации учреждения образования, в котором оно проходит обучение.

 

Юридическое лицо, участвующее в административном процессе, о вызове его представителя в суд, орган, ведущий административный процесс, извещается повесткой, которая направляется по месту нахождения юридического лица. Вызов лиц, участвующих в административном процессе, может быть сделан также повесткой, высылаемой по почте, телефонограммой или с использованием иных средств связи. Вызов лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, производится через их родителей или иных законных представителей. В повестке указываются, кто и в качестве кого вызывается, куда и к кому, время явки, а также последствия неявки без уважительных причин (ст.10.9).

 

2.3 Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Рассмотрение дел об административных правонарушениях является второй стадией административного процесса. Она представляется основной стадией, ибо только здесь окончательно решается вопрос о наличии или отсутствии административного правонарушения, о виновности или невиновности конкретного лица в совершении такого правонарушения, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс и об освобождении от административной ответственности, определяется мера административной ответственности и выносится постановление о ее применении. Рассмотреть дело – это вникнуть в суть, изучить, разобрать, обсудить его с целью принятия правильного и в соответствии с законом решения. Рассмотрение дел об административных правонарушениях регламентируется процессуальными нормами главы 11 ПИКоАП. Наличие такой стадии в научной литературе не оспаривается.

Анализ норм главы 11 ПИКоАП позволяет сказать, что рассмотрение дел об административных правонарушениях складывается из 4 подстадий:

1) разрешение вопросов при непосредственной подготовке дела к рассмотрению (ст. 11.1–11.4);

2) фактическое рассмотрение (слушание дела, рассмотрение дела по существу) (ст. 11.5–11.8);

3) вынесение постановления по результатам рассмотрения дела (ст. 11.9–11.10);

4) объявление вынесенного постановления и вступление его в законную силу (ст. 11.11–11.12). Вопросами, подлежащими разрешению при непосредственной подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению, являются:

1) относится ли к компетенции соответствующего суда, должностного лица органа, ведущего административный процесс, рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;

3) есть ли необходимость в истребовании дополнительных материалов;

4) извещение лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.

Сразу же после получения материалов дела требуется выяснить, компетентен ли судья, орган, ведущий административный процесс, рассматривать данное дело, не нарушена ли подведомственность при направлении дела. Компетенция судьи районного (городского) суда в административноделиктной юрисдикции определена в ч. 1 ст. 3.2, судьи хозяйственного суда – в ч. 2 ст. 3.2, органа, ведущего административный процесс, в ст. 3.3–3.27.

Если указанная подведомственность соответствует ПИКоАП, то судья, орган, ведущий административный процесс, обязан проверить качество оформления в целом документов дела и в первую очередь протокола об административном правонарушении и не должен принимать к своему производству в случае небрежного их оформления (составления) с нарушением законодательства.

При наличии подобных упущений материалы должны быть возвращены для надлежащего оформления до выяснения необходимых обстоятельств. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11.3 судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об административном правонарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов в пятидневный срок возвращает дело об административном правонарушении органу, ведущему административный процесс и направившему это дело для рассмотрения, вынося соответствующее постановление.

После устранения недостатков дела об административном 3 правонарушении вновь может быть направлено в суд, органы, ведущий процесс. При установлении, что рассмотрение данного дела не относится к их компетенции, судья, орган, ведущий административный процесс, направляет дело на рассмотрение по подведомственности (ч. 2 ст. 11.3). До фактического рассмотрения дела осуществляется выяснение обстоятельств, исключающих административный процесс.

Перечень таких обстоятельств дается в ст. 9.6. Они делятся на два вида. К первому виду относятся обстоятельства, исключающие административный процесс в отношении физического лица. Ко второму виду относятся обстоятельства, исключающие административный процесс в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя. В обобщенном виде рассматриваемые обстоятельства – это условия (явления), свидетельствующие о бессмысленном продолжении административного процесса или условия, не позволяющие продолжать административный процесс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: