Сложности исполнения заповеди «Гостеприимство»




Каждая хозяйка хочет показать, что она идеальна: стол ломится, дом блестит, дети ученые. Многие говорят, что пока, к примеру, не построят дом — не могут приглашать к себе домой. Ведь впустить сейчас — это показать, кто ты есть сегодня на самом деле, какие финансовые возможности в семье.

Тут как раз и появляется гордыня.

Заповедь принимать гостей касается не будущего твоего положения, а обязанности на сегодня. Если ждать, пока стены станут идеально белыми, дети максимально воспитанными, а стол реально начнет ломиться от угощений, мы никогда не начнем исполнять эту важную заповедь.

Любавический ребе однажды просил у одного человека начать преподавать уроки. Тот ему ответил, что он пока не насколько еще знающий и может кто-то другой это сделает... Ребе ему ответил: «Тот, кто знает «Алеф», должен его преподавать тому, кто не знает «Алеф»; тот, кто знает «Алеф+Бет», должен преподавать тому, кто знает только «Алеф».

 

ИСТОК

Гостеприимство (Обычаи и традиции)

Дом Авраама имел четыре входа и был открыт на четыре стороны света. Долг гостеприимства был для него настолько важен, У что, даже на третий день после брит-мила, он, увидев путников, идущих под палящим солнцем пустыни, превозмогая боль, побежал навстречу и привёл их к себе.

Каждре утро после первых благословений мы читаем: «Вот дела, в которых нет нормы - пеа (нет нормы для участка на твоём поле, который оставляешь, чтобы бедный пришёл и собрал урожай для себя), - бикурим (посвящение первых плодов урожая), - гмилут хасадим (благотворительность), - талмуд Тора (изучение Торы).

Исполняя сегодня эти заповеди, человек создаёт свой фонд благополучия в будущем мире. Среди них одна из самых важных - ахнасат орхим, гостеприимство».

Горские евреи чрезвычайно гостепримны. Эта заповедь Торы, ахнасат орхим, впитывается с молоком матери и становится образом жизни каждого человека.

Традиция обязывает оказывать уважение, приютить и накормить любого человека, вошедшего за порог дома, и обеспечить его защиту. Даже если этот человек неприятен хозяину дома, нельзя разговаривать с ним грубо и пренебрежительно. Следует провести его к столу, предложить чаи, воду и внимательно выслушать.

Рассказывают, что в прошлом горский еврей, принимающий гостя, сажал его на почётное место, готовил особую еду, которую себе мог позволить только в праздник, а если гость оставался на ночь, отдавал лучшую комнату в доме.

Традиция горских евреев не позволяет ходить в гости без подарка, но и хозяева дома не отпускают гостей с пустыми руками. Если гость ехал в дальнюю дорогу, помимо подарков давали еду.

Нельзя попрощаться и закрыть за гостем двери. Следует проводить его за порог, как минимум, четыре шага. Нельзя отпускать ночью гостя, живущего далеко, одного, без сопровождения.

Гость, в свою очередь, не должен быть назойливым или подавлять хозяина своим превосходством.

Есть и пить следует умеренно. Нехорошо задерживаться в гостях, если нет особой необходимости.

Следует помнить, что Творец настоящий хозяин нашего дома, земли, на которой стоит наш дом, мира, в котором мы воюем или любим друг друга. А мы Его дорогие гости.

Поэтому Авраам Авину просил своих гостей читать благословения до еды и после еды, чтобы узнали настоящего Хозяина.

IMREY.ORG

О важности гостеприимства Гостеприимство связано не только с понятиями добра и взаимопомощи. Прием гостей сравнивается со встречей Шхины, что вносит в дом частицу Б-жественного света. 1. Если вы видите человека, который нуждается в ночлеге или отдыхе, нужно привести его домой. Обращаться с ним нужно так же, как хотелось бы, чтобы обращались с вами в подобной ситуации. Мудрецы говорили: «Заслуга того, кто принимает гостей, подобна заслуге спешащего утром в дом учения». И еще говорили они: «Прием гостей важнее, чем встреча Шхины». 2. Заповедь заключается не только в том, чтобы привести нуждающегося в дом, но и в том, чтобы дать ему ночлег, накормить, напоить (насколько это возможно) и проводить в дорогу. При необходимости нужно предоставить гостю возможность вымыться и обеспечить место для отдыха, чтобы он чувствовал себя спокойно. Но это не значит, что нужно отказаться от приема гостей, если хозяин заранее знает, что не сможет сделать все перечисленное из-за занятости или болезни. 3. Заповедь гостеприимства выполняется, даже когда гость — богатый человек, который может себя сам обеспечить, и тем более, если речь идет о бедном человеке, ведь в таком случае выполняется также заповедь цдаки (помощи малоимущему). 4. Когда начинается трапеза, хозяину предоставляется право произнести благословение и разрезать хлеб. Когда хозяин сам делит и раздает еду гостям, вполне вероятно, что порции будут больше. Не следует приглашать на трапезу больше людей, чем вы готовы принять на самом деле. 5. Во время еды не следует смотреть в тарелку гостю, чтобы тот не чувствовал себя скованно. Кроме того, во время трапезы следует быть спокойным и умиротворенным, поддерживать приятную атмосферу. 6. Если гости сказали хозяину что-то неприятное, не стоит обращать на это внимание, потому что в любом случае за прием гостей ему полагается большая награда Свыше. 7. Если путник спешит и не может долго оставаться в гостях или не хочет утруждать хозяина, нельзя его задерживать. 8. Даже бедный или больной человек должен, по возможности, выполнять эту заповедь. Однако, в первую очередь, он должен сделать все необходимое для себя и своей семьи и только потом приступить к приему гостей. 9. Не следует приглашать в дом недостойных людей. 10. Нельзя говорить гостю: «Заходи и поешь со мной, поскольку я когда-то ел у тебя», чтобы это не выглядело, как возвращение долга. Ведь если это будет восприниматься как уплата долга, возникнет проблема с рибит (процентами): если гость съест больше, это будет подобно возврату долга с процентами. Но разрешается сказать: «Поешь сначала со мной, а в другой раз я приду к тебе в гости», независимо от того, кто сколько ест. 11. Заповедь проводить гостей (и указать им дорогу, чтобы не заблудились) считается более важной, чем заповедь принять их. Мало того, тот, кто из лени не провожает гостей, приравнивается к убийце. В прошлом Бейт-дин (суд) назначал людей, которые помогали путникам выйти из города в нужном направлении и снабжали их минимальным запасом еды в дорогу. Главным образом это относится к гостям, незнакомым с местностью. Принято, что учитель провожает своего ученика до границы города, где уже заканчиваются жилые дома и другие постройки. Ученик провожает учителя на расстояние парса(приблизительно 4000 метров). Если речь идет о знаменитом мудреце Торы, то на расстояние трех парсаот. Друзей же провожают на расстояние в 2000 ама (приблизительно 1000 метров). Существует мнение, что сказанное относится, в основном, к временам, когда не было указателей дорог и т.п., и, заблудившись, человек мог попасть в опасную ситуацию. Но даже в наше время, когда везде есть указатели с названиями улиц и номерами домов и нет особой проблемы добраться до нужного места, принято провожать гостя до ворот или пройти с ним хотя бы 4 амы (приблизительно 2 метра). История о гостеприимстве Однажды в праздник Суккот к главному раввину Вильно (Вильнюса) — раву Хаиму Озеру Гродзенскому — пришел еврей, у которого не было ни еды, ни сукки. Рав Хаим Озер попросил, чтобы гостю подали еду, а сам извинился и сказал: «Вы можете спуститься в сукку и поесть, а я останусь дома, потому что неважно себя чувствую, а, как вы знаете, больной человек не обязан есть в сукке». Когда гость уже сидел за роскошно накрытым столом в сукке, он увидел, как раби Хаим с трудом спускается вниз. Гость был просто поражен, а раби Хаим подошел и объяснил свое поведение следующим образом: «Мне вдруг пришло в голову, что больной человек, хоть и освобожден от заповеди сидеть в сукке, тем не менее, не освобожден от заповеди принимать гостей, ведь праотец Авраам делал это, даже когда испытывал боль (после обрезания). Так что неуважительно и неприемлемо, чтобы мой гость сидел в сукке один, а я в это время находился дома».

Читайте больше на: https://imrey.org/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/ | Имрей Ноам

Лехаим


ДОМ, ОТКРЫТЫЙ ДЛЯ ГОСТЕЙ

Берл Лазар

В прошлой беседе, разбирая четвертую мишну «Пиркей Авот», мы поняли, как сделать еврейский дом всегда открытым для Торы. Пятая мишна продолжает эту тему, но под другим углом зрения: здесь речь идет о том, как открыть наш дом для людей. Первая часть мишны гласит: «Пусть двери твоего дома всегда будут широко открыты, пусть бедные будут твоими домочадцами».

Прежде всего, что такое «широко открытые двери»? Это основа обустройства дома, в корне отличающаяся от широко распространенного принципа «мой дом — моя крепость». Традиция учит, что первый еврейский дом, дом праотца Авраама, имел двери со всех четырех сторон — чтобы путешественник или странник, откуда бы он ни шел, никогда не видел перед собой глухую стену. Гостеприимство — самая важная основа еврейского дома. Это не означает, конечно, отказа от приватности, от личного жизненного пространства. Но «приватность по-еврейски» — это не закрытость, а наоборот, готовность всегда принять гостя, показать ему свой дом, рассказать о своей жизни, поделиться своей радостью. Любой гость должен чувствовать себя в еврейском доме, как дома!

Открытость еврейского дома достигает одновременно двух целей. Во-первых, так человек помогает ближнему: дает ночлег путешественнику, кормит голодного, обеспечивает доброжелательное общение одинокому. А во-вторых, и это не менее важно, он открывает свой дом для благословения от Б-га, всегда воздающего сторицей за выполнение заповеди любви к ближнему. Сказано в Торе (Дварим, 15.5): «…когда будешь давать, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Б-г во всех делах твоих, и во всем, что будет делаться твоими руками». Давая радость другим, мы доставляем не меньшую радость самим себе.

Известна история о богатом бо-гобоязненном еврее, жившем в одном из городов Российской империи. Этот человек распространил свое гостеприимство настолько, что открыл странноприимный дом, где каждый проезжий еврей мог бесплатно получить еду и ночлег. Но все же он не был уверен, что осуществил заповедь благотворительности — и, когда в город прибыл Алтер Ребе, обратился к нему за советом. «Я опасаюсь, — сказал еврей, — что делаю это не ради истинного служения Б-гу, а ради удовольствия, что меня хвалят и прославляют как мецената…» Алтер Ребе задал только один вопрос: «А люди, которые у тебя останавливаются, уходят сытыми?» И, услышав утвердительный ответ, успокоил собеседника: «Главное — состояние тех, кому ты помог: если у них все хорошо, значит, ты выполнил заповедь как следует».

Итак, ты даешь гостю все самое лучшее и сам получаешь благословение от Б-га на все твои дела. Но возникает вопрос: не нарушает ли принцип «все лучшее — гостю» прав твоей собственной семьи? Если твой дом всегда открыт, а сам ты каждый день проводишь время в заботах о приезжих, о бедных, обо всех, кто постучал в двери, — не будут ли твои собственные дети чувствовать себя обездоленными, лишенными должного внимания? В конце концов чувство обиды может породить у детей неприязнь к самому принципу гостеприимства, и они, когда вырастут, вообще не захотят помогать ближнему. Мишна дает нам указание, как избежать этого: «Пусть бедные будут твоими домочадцами».

При поверхностном взгляде кажется, что в этих словах содержится призыв уважительно относиться к тем, кому помогаешь. Отчасти это и верно: еврейская благотворительность традиционно выполняет двойную задачу — помочь человеку в нужде и одновременно не повредить его чувству собственного достоинства. Одно дело — дать нуждающемуся человеку деньги и отправить его идти своей дорогой; совсем другое — принять его как родного, показать, что ты его уважаешь и ценишь, и, если помочь, так помочь как другу и близкому человеку. Недаром в Талмуде сказано, что совершающий благотворительность получает шесть благословений, а совершающий благотворительность так, чтобы получатель чувствовал себя комфортно, удостаивается одиннадцати благословений…

Однако в не меньшей степени требование «сделать бедного своим домочадцем» направлено на решение проблем, которые могут возникнуть в самом еврейском доме. Если дети видят, что родители относятся к гостям как к «домочадцам», как к близким родственникам — такое отношение передастся и детям, и всем членам семьи. И тогда никто не станет возражать против того, что самая красивая, самая парадная комната в доме называется «гостиная» — комната для гостей!

ЕВРЕЙСКИЙ МИР

Тора — не сборник мифов, легенд и древних обычаев, из которых сформировалась еврейская религия. Это учебник жизни. На примере Авраама, радушно встретившего путников в знойный полдень, мы учимся правилам гостеприимства. Его стратегия выполнения заповеди «ахнасат-орхим» заслуживает подробного разбора по пунктам в назидание нам, его потомкам.
1. Желая оказать гостеприимство незнакомцам, Авраам разбил шатер на пересечении торговых путей. Он не ждал гостей, а в буквальном смысле искал их, высматривал и, несмотря на зной и боль (третий день после обрезания особенно тяжел), вышел навстречу им из прохладной тени шатра. Такой уровень праведности для многих недостижим, но по крайней мере надо стремиться встречать гостей тепло и охотно.
2. Он дал гостям воды и сказал: «Омойте ваши ноги». Именно в этом они нуждались после долгой ходьбы по пыльной дороге.
3. Авраам предложил им сесть под дерево, пока он будет готовить для них угощение. Мы тоже должны вначале показать гостям, где они будут спать, или по крайней мере предложить им кресло, чтобы они могли максимально расслабиться перед едой, передохнуть, взбодриться.
4. Заметив, что гости спешат, Авраам сразу обещал, что не задержит их: «Вы подкрепитесь — потом пойдете; сделайте так, раз уж вы проходили мимо слуги вашего».
5. Он обещал накормить их только «ломтем хлеба», но устроил щедрую трапезу, подав на стол все лучшее, что было у него (лепешки из «трех мер лучшей муки», сливочное масло, молоко, мясо «теленка, хорошего, нежного»), «а сам стоял подле них», прислуживая гостям. Урок для нас: меньше говорить и больше делать.
6. Авраам не только лично прислуживал гостям, проворно и инициативно, стремясь выполнить любое их желание, но и подключил к приему своих домашних: «И поспешил Авраам в шатер, к Саре, и сказал ей: “Поторопись, три меры муки, лучшей муки замеси и сделай лепешки!”»
7. Когда гости поели, он, верный своему слову, не стал их задерживать. Некоторые люди, накормив гостей, требуют от них «платы» в виде задушевного разговора: «Куда вы так спешите? Давайте поговорим, у меня же не ресторан». Гостеприимство должно быть бескорыстным.
8. Наконец, когда странники поднялись и отправились в направлении Сдома, «Авраам пошел проводить их» (вопреки русской поговорке «Вот тебе Б-г, а вот тебе порог»). Это очень важная составляющая мицвы гостеприимства: гостя надо проводить не до входной двери, а дальше — к автобусной остановке, стоянке такси или хотя бы до лифта.
Короче, сегодняшний раздел дает нам подробную инструкцию по приему гостей. Ее общие положения те же, что и почти четыре тысячелетия назад.
* * *
Не знаю, как вы, а я с особым напряжением читаю эпизод из сегодняшнего раздела, в котором рассказывается об изгнании Агари и Ишмаэля. Авраам снабдил их на дорогу провизией и водой, но они заблудились: «И иссякла вода в мехе [Ишмаэль заболел в пути и выпил всю воду], и бросила Агарь сына под одним из кустов и пошла, и села вдали, на расстоянии выстрела из лука, ибо сказала: «Пусть не увижу я смерти ребенка» [это о двадцатилетнем-то парне], и села еще дальше и горько зарыдала» (21:15–16).
Еще немного, и не будет Ишмаэля, а значит, и его потомков-арабов. Не будет ислама, кровавых войн, террористов-смертников и жертв «мирного процесса». И не пришлось бы нам сегодня отдавать нашу землю так называемым «палестинцам» под требовательным оком мировой общественности.
Но «услышал Б-г голос отрока [его молитву о спасении]… и сказал [ангел Агари]: «Не бойся: внял Б-г голосу отрока в его нынешнем состоянии [дословно: там, где он находится]».
Всевышний знал, конечно, что через много веков потомки Ишмаэля будут убивать и теснить евреев с их земли, но Он судил его «там, где он находится». В тот момент Ишмаэль заслуживал спасения и был оценен только по своим проявленным на тот момент достоинствам.
Но в Торе есть и другой подход. В разделе «Ки теце» (книга «Дварим») говорится о «буйном и непокорном сыне», носителе неисправимого зла. Его велено казнить не из-за его нынешнего поведения, а потому, что, став взрослым, он неизбежно станет грабителем и убийцей ради удовлетворения своих животных страстей. Нельзя дать ему дожить до этого времени.
Так почему Ишмаэль не был судим по тем же меркам — как «буйный и непокорный сын» — и приговорен к смерти за преступления, которые совершат его потомки против Б-гом избранного народа? Почему Всевышний судил его «там, где он находится»?
Чтобы ответить на эти вопросы, приведем одно «техническое» правило. Свиток Торы разрешается писать только черными чернилами на пергаменте. Чернила другого цвета не допускаются. Но как быть, если свиток написан черными чернилами, которые со временем покраснеют? Допустимо ли читать такой свиток в синагоге еще до того, как чернила изменят свой цвет, пока они еще «кошерные» — черные? Оказывается, нельзя. Свиток Торы, написанный чернилами, которые со временем изменят цвет, не годятся, даже если вначале они черны, как ночь.
Теперь мы получаем нужный ответ. Буйный и непокорный сын подобен черным чернилам, которые станут красными, и мы воспринимаем его как «красные чернила», маскирующиеся под черные. Его подлинная суть еще не проявилась, но она уже сидит в нем. Дело не в том, что он превратится в разбойника с большой дороги. Он — уже разбойник. Мы просто не видим этого. Поэтому Тора судит «сына» в счет его будущего поведения.
С Ишмаэлем все обстояло иначе. Его потомки не представляли его в тот момент, когда он молился Б-гу, умирая от жажды. Он за них тогда не отвечал. Ишмаэль был еще праведником из дома Авраама и заслуживал спасения. Наверное, поэтому рассказ о спасении Ишмаэля читается в Рош Хашана, когда мы стоим перед Небесным трибуналом, раскаиваясь в прошлых грехах, а новых еще не совершив. В этот момент Б-г благосклонно судит нас, как Ишмаэля — там, где мы находимся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: