1) Риск потери устойчивости автомобиля на кривой в плане малого радиуса при скорости движения определяют по выражению:
, где - среднее значение радиуса кривой в плане, м; - среднее квадратическое отклонение радиуса, определяемые по заданию, м; - минимальная величиня радиуса кривой в плане, при которой риск потери устойчивости автомобиля равен 50%, м; - среднее квадратическое отклонение минимального радиуса кривой в плане, м. | (2.1) |
2) Минимальную величину радиуса кривой в плане, при которой риск потери устойчивости автомобиля равен 50%, определяют по формуле:
, где - скорость движения автомобилей, км/ч; - поперечная составляющая общего коэффициента сцепления, расходуемая на обеспечение устойчивости автомобиля; - продольная составляющая общего коэффициента сцепления, расходуемая на поддержание тягового усилия автомобиля; - коэффициент тяговой силы; - уклон виража, тысячные. | (2.3) |
3) Коэффициент тяговой силы при всех принятых скоростях движения устанавливают по зависимости:
, где - коэффициент сцепного веса, принимаемый по справочнику автомобилей; f – расчетное значение коэффициента сопротивления качению; i – величина продольного уклона, тысячные; - коэффициент обтекаемости лобовой пощади автомобиля, кг/м3; - лобовая площадь, м2; V – скорость движения автомобиля, км/ч; - скорость ветра, км/ч. Знак «+» перед скоростью соответствует встречному ветру, а знак «-» - попутному.g – ускорение свободного падения, м/с2; - масса автомобиля, кг; - ускорение свободного падения, м/с2; | (2.4) |
4) Коэффициент сопротивления качению определяют по формуле:
, где f20 и Kf – устанавливают по данным исследований проф. А.П.Васильева (см. приложение Б); | (2.5) |
5) Продольнная состовляющая коэффициента сцепления при скорости движения транспортного средства V рассчитывают по формуле
|
, где - параметр, определяющий долю продольного коэффициента сцепления, которая может быть израсходована на движение в тяговом режиме (табл.1.2); φ20 и β1 – определяют по данным исследований проф. А.П.Васильева (см. приложение В). | (2.6) |
Таблица 2.2.
Расчетные значения коэффициентов γ
Тип покрытия | Значения γ при скоростях движения | ||||||||
Цементобетонное | 0,8 0,85 | 0,8 0,85 | 0,8 0,85 | 0,8 0,85 | 0,8 0,85 | 0,85 | 0,9 0,95 | 0,95 | |
Асфальтобетонное с ше-роховатой обработкой | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | ||||
Горячий асфальтобетон без шероховатой обработки | 0,82 | 0,82 | 0,82 | 0,82 | 0,82 | 0,85 | 0,93 | ||
Холодный асфальтобетон | – | – | – | – |
6) Среднее квадратическое отклонение минимального радиуса кривой в плане находят по зависимости:
где - среднее квадратическое отклонение скорости движения, км/ч; - среднее квадратическое отклонение коэффициента сцепления. Формула для определения среднего квадратического отклонения коэффициента тяговой силы , , где среднее квадратическое отклонения параметра среднее квадратическое отклонение продольного уклона на участке кривой в плане | (2.7) |
7) Параметры и устанавливают по зависимостям
, | (2.8) |
(2.9) |
8) Стандарт отклонения () среднего количества информации, поступающего к водителю во время движения, определяют по зависимости:
где (см. табл. 1.1) | (2.10) |
Таблица 2.2
|
Зависимость значения коэффициента вариации от число
опасных элементов
0,25 | 0,28 | 0,31 | 0,34 | 0,37 | 0,4 | 0,42 | 0,44 | 0,45 | 0,46 |
9) Назначают три или более значений скорости движения одиночного автомобиля (например, ) для построения зависимости скорость движения - риск потери информации;
10) Строят зависимость скорость движения - риск потери информации (рис. 1.2);
11) По величине порогового риска, который устанавливают графически (см. рис. 1.2), определяют допустимую скорость движения , которую следует указать на знаках, ограничивающих максимальную скорость движения с обеих сторон кривой в плане.
Выводы
Пример оформления выводов по практической работе №2 представлен в практической работе №1.
Практическая работа 3
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА КРИВОЙ В ПЛАНЕ ПО УСЛОВИЮ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ.
Цель работы: определение влияния параметров закругления на безопасный проезд, связанный с малым радиусом кривой в плане.
Основные понятия
Ограниченная видимость на кривой в плане возникает в том случае, когда с внутренней стороны закругления имеются близко расположенные предметы местности: застройка (рис. 1.2), лесной массив, кустарник, откос косогора или выемки, глухой забор и т.д. Если движущийся автомобиль находится в точке 1 (см. рис.1.2), то водитель не видит участок дороги, расположенный правее точки 1'. При перемещении в точку 2 прямая видимость дороги ограничивается точкой 2' и т.д.
|
Рис. 1.2.. Схема определения фактической видимости на кривой в плане:
- траектория движения автомобиля
Опасная ситуация возникает, когда за пределом фактической видимости появляется препятствие, а длина фактической видимости (Si) меньше длины остановочного пути автомобиля (Sост).
2. Исходными данными являются:
– средняя величина радиуса (Rср) кривой в плане и среднее квадратическое отклонение радиуса ();
– скорость движения автомобиля (V) на участке дороги с ограниченной видимостью;
– величина продольного уклона (i) на кривой в плане;
– тип и состояние покрытия;
– локальные расстояния видимости (Si) измеренные по оси внутренней полосы движения (по траектории движения автомобиля) между точками, максимально удаленными друг от друга из условия прямой видимости (см. рис. 2.1).
Исходные данные выдаются каждому студенту индивидуально на занятиях.