Люди неолита - пивные алкоголики: путь от первобытного поголовного пьянства к рабовладельческому аду.




Был такой довольно бестолковый политический деятель и талантливый ученый-натуралист Бенджамин Франклин. «Господь даровал нам пиво как живое доказательство своей любви и стремления сделать нас счастливыми!» - такую вот мудрость Франклин однажды, не побоюсь этого слова, отлил в мраморе. «Отлить» звучит несколько двусмысленно, коль скоро речь идет о пиве; это, однако, не отменяет того факта, что американец был категорически прав.

Подозреваю, что увековечили его, в первую очередь, именно за этот афоризм

И он даже представить себе не мог – насколько прав: ведь пиво пенное стало главным двигателем социального прогресса. Более того: пиво – вещественный закон истории, поскольку возникает, действует, верховодит всюду, без разбора региона и климата. Пиво - это спусковой крючок-триггер, который всюду дает этой истории старт, хоть и в разное время – на Ближнем и Дальнем Востоке, в Южной Америке. И даровано оно было нам во благо, а привело ко злу.

Дореволюционная реклама: как-то оба достопочтенных господина выглядят не очень харизматично - пить невскую воду тоже не тянет

Но перейдем к сути. Оказывается, это уже 60 лет является мейнстримом исторической науки: сначала теория «пиво вместо хлеба» была робкой гипотезой, а теперь является, фактически, железобетонной истиной. Самые древние следы пивоварения найдены пару лет тому назад в Израиле – ага-ага, «если пьешь вино и пиво, ты пособник Тель-Авива». Вернее, «пособник Хайфы»: именно рядом с этим городом в пещере Ракефет и нашли следовые остатки крахмала, входившего когда-то в состав некоего сброженного пойла.

Это - та самая пещера натуфийцев, в которой практиковали пивоварение,

Приготовили его 13-14 тысяч лет тому назад – кстати, одновременно с древнейшим хлебом, что нашли в соседнем Иордане. Ну, это только так называется – «хлеб» и «пиво». Иорданский круассан выпекли без дрожжей из какой-то «однозернянки полевой», дикого овса и корня осоки: перетерли, смешали с водой без соли-сахара, испекли в костре. Ученые воспроизвели этот продукт и объявили, что хлеб древности горек – горек настолько, что есть его в больших количествах и часто вряд ли возможно. Его, вероятнее всего, использовали в качестве ритуального блюда и был у него сине-серый цвет. С пивом почти то же: его варили из овса, бобов и льна. Начинали, вроде как, по уму: проращивали, сушили, жарили, толкли, сдабривали дрожжами… Вот только не пили его, а ели – в виде слабоалкогольной каши.

В этих углублениях могло храниться сусло. А могло и не хранится

Это все, впрочем – низкая материя: перейдем к высокому, однако.
Золотым Веком человечества был мезолит – археологи так называют эпоху, которая наступила 20 тысяч, а закончилась 7 тысяч лет тому назад. Человек только-только перестал быть просто царем зверей и самым совершенным хищником: точнее, он перестал быть животным вообще. Да, сапиенс – идеальный убийца: ежедневный обед перестал быть для него выигрышем в лотерею, но сделался гарантированным, как восход солнца поутру, ведь животных приручили и начали разводить.

Здесь тот же рассказ, только преизобильно иллюстрированный

Уверенность в завтрашнем дне породила духовные искания. Какие-то мутные сполохи пробегали по мозговому веществу и прежде, но тут у человека появилось время выдумать макаронного монстра, создать капища-порталы для общения с потусторонним и начать всерьез бояться смерти.

Гебекли-тепе - самое древнее культовое сооружение в мире, самому раннему изводу которого - 12 тысяч лет

Согласитесь, он уже почти копия любого из нас – ну, может, не хватает еще боязни начальства и сексуальных комплексов: вот как раз этих вот тревог и томлений наш совершенный охотник не знает - ни Фрейд, ни Карнеги еще не уронили ему в мозг килотонны своих томов. И тут появляется пиво, которое делает жизнь нашего предка абсолютно счастливой. Прежде считалось, что тут как раз и случилась неолитическая революция: наш культурный и богобоязненный пастух стал пахать да сеять, в поте лица добывая хлеб свой. Но нет: в поте лица он добывал пиво! Именно для производства этой питательно-алкогольной каши необходимо было интенсивное производство злаков.

Жанровая сценка: доисторические мужики волокут домой добычу, а их уже ждут т готовятся потчевать пивом

Хлеб-то был как раз тогда человеку ни к чему: сапиенс был сытым, довольным, уверенным в завтрашнем дне. И тут наступила эпоха, которая длилась многие тысячи лет: ее можно назвать первобытным алкоголизмом. Уже изучены гигантские села той эпохи, в которых проживали сотни и даже тысячи человек: Баджа, Баста, ИеТрехон – да мало ли их? Тамошние жители собирались на общинные попойки, может, не ежедневно, но раз в несколько дней – точно. Пили много, пили до положения риз, а спасения ждать было неоткуда: Лев Толстой, Кери Нэйшн, местком и общество анонимных алкоголиков появятся только через 10 тысяч лет.

Почтенная Кэри Нэйшн, которая боролась с алкоголизмом с применением топора и библии: люди неолита без нее были словно корабли без руля и ветрил

Типичный день человека мезолита выглядел так: поутру с похмельной головой идешь на работу – пахать, пасти, корчевать, жать, – а вечером новый загул. Физиологически наши предки от нас не отличались: археологически это не фиксируется, но почти наверняка мезолитический человек был всегда подшофе, всегда в поиске «на разговеться», а частой причиной смерти являлся цирроз печени. А как иначе? Ведь пиво вызывает такое же привыкание, как любой другой алкоголь. Антропологи считают, что спиртное полностью снимало противоречия внутри общины: пиво служило релаксации после тяжких трудов, заставляло брататься лютых врагов, выступало в качестве Великого Уравнителя. Длилось это не годы и не десятилетия, а столетия и тысячелетия! Иерихон насчитывает 11 тысяч 600 лет непрерывной истории – и тысяч 5-7 из них, скорее всего, были запойными. Святилище Гёбекли-Тепе просуществовало 6 000 лет.

Так выглядела неолитическая деревня на Оркнейских островах: ближневосточные деревни были в десятки раз обширнее, но что там, что тут досуг проводили совершенно одинаково

Использовалось оно как раз для ритуальных пьянок – а в одно прекрасное утро люди засыпали весь комплекс землицей и ушли: причины неведомы, но я бы сделал ставку на бодун – откуда еще такая порывистость? И не забываем, что в этих гигантских деревнях царило всеобщее равенство: жили в бараках или большими патриархальными семьями; работу работали артельно и делили добытое по количеству ртов. Из собственности у человека было только то, что сделал своими руками – украшение, что-нибудь из одежды, оружие. А пиво сначала консервировало это равенство – ну, в самом деле: пируешь, веселишься, кутишь со всеми наравне. Чего тебе еще? Но позднее алкоголь сокрыл и расслоение: «Да мы тут все дружбаны, быть того не может, чтобы брательник мой, Каин, спрятал полпуда принесенного кремня! Да зачем ему свои ножи, топоры, стрелы, когда, при нужде, всегда можно взять в общинном доме?» А потом Авель обнаруживал вдруг частнособственнический ножик Каина у себя в печени.

Как-то так. А начиналось все мирным застольем...

Или понимал, что земля вокруг не общая, а чья-то. Или становилось ему ведомо, что в общинном стаде теперь все свиньи – каиновы, а ему, Авелю, принадлежит одна – самая завалящая, тощая, да и та вчера сдохла. И пиво сделало этот вот переход от «все наше» ко «все мое» незаметным для обобранных: проснулись, похмелились, а социальные лифты уже закрылись и убыли наверх. А ты и твои потомки – навеки рабы, батраки, неприкасаемые, шудры. Самое удивительное, что во всех уголках планеты произошло ровно одно и то же. На пиве был замешан раствор для фундамента классового общества в Месопотамии и Леванте.

Это первый из известных человечеству мандатов чиновника (2500 г до н.э.): написано, что податель сего отвечает за "крепостную стену". Внушительнее сувенирного удостоверения "генерал ФСБ", согласитесь?

Пиво из риса и овса придумали в Китае – и там общинники точно так же пропили равенство. В Мезоамерике пиво изобрели кукурузное, но закончилось всё ровно тем же. Да, были, конечно, экзотические культуры, где община сгинула в клубах дыма – конопли, опиума или коки. Могли вместо пива пить грибные настои. В любом случае, человеку Золотого Века было даровано дурманящее пойло и потом История взашей вытолкала его из рая. И, между прочим, это нашло отражение в письменных источниках. В клинописной табличке, которой 6 тысяч лет, рассказывается о том, как шумеры, собравшись вкруг общинного котла, сосали пиво через трубки из камыша. А в Кодексе Урукагина, которому 4,5 тысячи лет, пивом взимают налоги и берут штрафы:

Древнейший свод законов Кодекс Урукагина - вот тут как раз про пиво как средство платежа

вот в эти полторы тысячи лет, которые две таблички разделяют, все и уместилось. Ну, а дальше у пива началась другая жизнь: в 2050-м до нашей эры была записана шумерами табличка с первым его рецептом.

Вот клинописный рецепт, написанный в 2050 году до н.э. Можете списать и опробовать дома

5000 лет тому назад его каждый день пили фараоны, а рацион строителя пирамид включал 5 литров пива в сутки.Потом его пили разнообразные варвары, а римляне и греки, напротив, не пили – брезговали. Две тысячи лет тому именно из пива пытливый араб получил дистилляцией спиритус вини. А тысячу лет назад в Вельтенбурге и Вайхенстефане были основаны пивоварни, которые работают и поныне.

Вот в этом пасторальном аббатстве Вельтенбург в 1050 г открылась существующая поныне пивоварня

Но пиво уже лишилось мистического флера и дожило до наших дней вульгарным пойлом – эдаким инструментом избирательного отключения когнитивных функций мозга. А ведь было оно частью волшебства и сказки: пивом рисовал Рок исторические ландшафты и судьбы народов. Помни об этом, гражданин, починая полтарашечку!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: