Отмена долговременного рабства.




Казуистичность правовых норм.

Коллективная ответственность – община отвечает за преступления, кражи и т.п.

Основной источник права обычай.

Религиозные сборники выступают как правовой источник.

Система правовых привилегий.

Нет разделения на отрасли.

Отсутствие понятия преступление.

Большую роль играет доказательство с помощью клятв.

Слитность религиозных, правовых и этических норм.

Сентября 2011г.

До государственный период.

Отличие первобытного человека:

1. Пользование огнем.

2. Умение строить жилища.

3. Живут стадом.

4. Урегулирование личных отношений.

В эпоху позднего каменного века палеолит (35-40 тыс. лет до н.э.) ничего не умел. В эпоху мезолита (10-8 тыс. лет до н.э .) человек научился делать стрелы, лук.

Неолит – новый каменный век (8-5 тыс. лет до н.э.). В это время человек «привязал камень к палке» и перешел от присвоительного к производственному условию жизни, появилась посуда и ткань.

 

Форма власти. Военная демократия.

Форма власти военная демократия во главе военный вождь. 2 функции власти:

1. Военная.

2. Судебная.

Отношения регулировались обычаями: хозяйство сообща, земля собственность племени, надел по жребию, неравенство.

Обычай – явление, не знающее господства. Нет различия межу обычаем и правом.

Появление государства:

1. Появление богатых на основе скотоводства

2. Усиление власти военных на основе изменения форм собственности на землю.

3. Разделение труда и появление общества.

4. Война.

Государство возникло в конце 4, начале 3 века.

Древний восток.

Восточная деспотия.

1. Особые условия хозяйственной деятельности, требующей объединения вокруг власти.

2. Власть правителя абсолютна, не только на имущество подданных, он и на жизнь.

3. Светская и религиозная власть объединены в одном лице.

4. Управление осуществлялось хорошо продуманным бюрократическим аппаратом.

5. Человек раб порядка, веры, традиций.

Сентября 2011г.

История создания документа (историческая обстановка, время создания)

Автор.

Цель и задачи документа.

Структура.

Сфера применения.

Особенности и характерные черты.

1) Хаммурапи.

2) Упорядочить общественный строй, правопорядок в государстве.

3) Из 3-х частей: введение, статьи, заключение.

4) Укрепление сословного неравенства.

Октября 2011г.

Законы Ману.

1) Брахман – высокая варная (неприкасаемый)

2) Кшатрий – высокая варна.

3) Вайшьи – войн.

4) Шудры – низшая варна.

Содержание Законов Ману выходит за пределы права. Они трактуют и о политике, морали, религиозных предписаниях благочестивому человеку.

В семейном праве вполне утвердилось господство мужчины (мужа, отца), однако пережитков старого группового брака еще много. Браки заключаются по воле родителей, но когда умирает муж, вдова, по обычаю, становится женой деверя; муж, потерявший жену, женится на ее сестре.

В принципе признавалось, что женщина должна всегда находиться под опекой мужчины: отец охраняет женщину в детстве, муж - в молодости, сыновья - в старости: «женщина никогда не пригодна для самостоятельности».

 

Много внимания уделяют Законы Ману договору займа. Устанавливается максимальный размер процентов (2% в месяц для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшьи и 5% - для шудры). Указываются средства обеспечения и среди них поручительство другого лица, а также залог. Если должник оказывается несостоятельным, долг переходит на поручителя. Если долг уплачен, залог подлежит возврату.

Наследство делится между всеми сыновьями поровну, и ни один из них не может быть обойден. Наследники могут и не разделяться. В таком случае они живут все вместе на старом отцовском хозяйстве, управляясь старшим братом как своим главой.

В уголовном праве, как оно представлено в Законах Ману, различаются умысел и неосторожность, первое правонарушение и рецидив, тяжкое преступление и легкое.

Самым же важным для определения наказания было то, к какой варне принадлежит потерпевший и правонарушитель. Здесь безраздельно господствует несправедливейший из принципов: снисходительность к тому, кто попирает низшего, беспощадная расправа над посягающим на высших.

Не менее трех свидетелей требуется и для изобличения ответчика, отрицающего свою вину (гл. VIII, ст. 60).

Люди низших варн не могут свидетельствовать против людей высших вари. Показания «рабов, родственников и детей» «ненадежны», и потому лучше к ним не прибегать. При разногласии между отличным и хорошим свидетелем предпочтение должно быть отдано показаниям отличного и т. д.

Между тем, как мы видели, и Законник Хаммурапи, и Законы Ману считают рабство справедливым. Точно так же феодальное право будет исходить из справедливости крепостничества. А когда французская буржуазная революция отвергнет и рабство и крепостничество, основной аргумент будет тот же – справедливость.

 

 

Октября 2011г.

Древняя Греция.

Афины. Спарта.

Образование Афин связывают с именем Тезея. Создал руководящий орган – совет Буле. При нем произошло обособление социальных групп.

При нем был создан суд присяжных – Гелиэя, суд присяжных и законодательный орган.

Со временем власть Базелеса ограничилась и пришила к архонтам (начальникам) – их избирали на 1 год, заключали в себе все функции.

В это же время возникает ареопаг – высший государственный совет, он заменяет совет старейшин. Он хранитель традиций, высший судебный и контрольный орган.

Реформы Солона.

Отмена долговременного рабства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: