Взгляды педагогов и исследователей на роль физического воспитания.




Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) обратил внимание на воспитание мужества как одной из важнейших добродетелей. Основой мужества, считал он, «должна быть привычка поступать во всем обдуманно и ничего не делать под влиянием порыва или увлечения» (Коменский, Правила доброго поведения, собранные для юношества, Соч.,т. II). В его понимании, мужественный человек – это господин своих поступков, человек долга, умеющий подчиняться, когда это необходимо, отличающийся полным самообладанием. Мужество по справедливому мнению Я.А. Коменского, не нужно отождествлять с храбростью, смелостью. И здесь он придерживается высказывания Платона: «Все мужественные смелы, но не все смелые мужественны». Мужество включает в себя смелость, но не ограничивается ею. Мужество должно проявляться не только на войне, но и во всей жизни человека, считал Коменский. Выносливость и готовность «принести серьезную пользу, когда того требуют время и обстоятельство», также входят, по его мнению, в понятие мужества, как необходимые черты. Воспитание мужества достигается борьбой с распущенностью, недисциплинированностью, ленью, необдуманностью, упражнением в самообуздании, честным трудом, утверждал Коменский.

Джон Локк одним из первых педагогов дал подробно разработанную теорию физического воспитания, обосновал ее принципом пользы, который определяет у него и другие стороны воспитания. Он утверждал необходимость закаливания тела, чтобы сделать его способным легко переносить усталость, невзгоды и перемены. Он придавал большое значение режиму дня, одежды (выступал против корсетов, стесняющих естественное развитие тела и др.), играм на открытом воздухе.

Такой же точке зрения придерживался и Ж.Ж.. Руссо, утверждая необходимость закаливания детей в раннем возрасте: «Приучайте детей к испытаниям, которые им придется со временем переносить. Закаливайте их тела против непогоды, климатов, стихий, голода, жажды, усталости». По мнению Руссо, мужчина и женщина различны по своему назначению, поэтому и должны получать различное воспитание. Назначение женщины – рожать детей, заниматься хозяйством, создавать семейный уют. Говоря о воспитании женщины, он утверждал мысль, что для того, чтобы женщина могла рожать здоровых детей, чтобы она была красива и грациозна, ей нужно физическое воспитание.

Английский философ второй половины XIX века Герберт Спенсер (18201903гг.) мотивировал необходимость физического воспитания, наличием все возрастающей конкуренции в современной жизни. В книге «Основы этики» он писал: «Конкуренция нынешней жизни так обострилась, что немногие из нас могут выйти без известной доли вреда… Поэтому необходимо, чтобы воспитание детей было ведено так, чтобы подготовить их не только нравственно, но и физически для предстоящей борьбы».. По его мнению, девочки и девушки нуждаются в физических упражнениях столько же, сколько и лица мужского пола.

Не обошел своим вниманием физическое воспитание и К.Маркс. Он» упоминает о значении гимнастики как средства воспитания. Кроме гимнастики, Маркс в качестве средства физического воспитания выдвигает военные упражнения. Он говорил о необходимости создать здоровое, сильное, смелое поколение молодых работников, которые в момент революции сумели бы вступить в военную схватку с противниками революции и отстоять ее завоевания.

Таким образом, анализируя взгляды философов и педагогов на роль физического воспитания в развитии личности в историческом аспекте, можно сделать вывод, что в основном физическое воспитание рассматривалось как составной компонент всей системы воспитания с присущими ему специфическими целями и задачами – подготовить молодое поколение к труду, к превратностям войны, воспитать мужество, смелость, решительность, дисциплинированность.

 

Коменский был уверен, что формирование человека должно начинаться в раннем детстве. Усвоенное в этом возрасте особенно прочно.

По утверждению Коменского, сам человек есть не что иное, как гармония в отношении тела и души. Как и сама Вселенная есть подобие огромного механизма, столь искусно составленного из множества колес и звуковых приборов, что в общем для непрерывности движений и для гармонии одно сочетается с другим, — таков и человек. Что касается тела, устроенного с изумительным искусством, то первым двигателем является сердце, источник жизни и действий, от которого остальные члены получают движение и меру движений. Силой, вызывающей движение, является мозг, который с помощью нервов, как бы шнуров, притягивает и отпускает остальные колеса (члены). А разнообразие деятельности внутри и вне заключается именно в этой самой соразмерности пропорции движений.

Подобным образом в душевных движениях главным движущим колесом является воля; рычаги, приводящие ее в движение, — это желания и страсти, которые склоняют волю в ту или другую сторону. Рычагом, открывающим движение и замыкающим его, является разум, который взвешивает и определяет, чего, где, в какой мере нужно желать или чего избегать. Остальные движения души есть как бы меньшие колеса, следующие за главным [8, с.63—64].

В трудах Коменского уже четко проглядывали смелые, совершенно новые методы воспитания. Основой этих методов являлось физическое развитие, без которого немыслим человек, обладающий хорошим здоровьем. Взгляды Коменского были высоко оценены прогрессивными людьми его времени и более поздних периодов.

Вопросам физического воспитания большое внимание уделял английский философ-материалист Джон Локк (1632—1704), который считал обязательным условием воспитания крепкое физическое развитие. Чем слабее тело, тем меньшей волей человек обладает, тем меньше у него возможностей достичь желанной цели. «Лишь в здоровом теле, — писал Локк, — может быть здоровый дух». Поэтому он считал, что физическое воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека, рассматривая его как самое первое воздействие взрослых на детей.

В сочинениях выдающегося французского мыслителя Жан Жака Руссо (1712 — 1778) также значительное место отводилось вопросам физического воспитания. Он призывал к тому, чтобы физическое воспитание начиналось с первых дней рождения человека. Основой физического воспитания, по его мнению, должны быть детские подвижные игры и физические упражнения. В его взглядах нашла свое отражение весьма «крамольная» для того времени мысль, что и женщина должна получить физическое воспитание. Руссо выступал против постоянного пребывания девочек дома, в закрытом помещении, лишенном свежего воздуха, предлагал воспитывать их, вовлекая в подвижные игры на свежем воздухе, рекомендовал ежедневные прогулки. «Они должны, — писал он, — играть, прыгать, бегать, кричать, как это свойственно их резвому возрасту». Отсутствие движений, в его представлении, калечило и тело, и душу.

Руссо считал, что истинная грация — это непринужденность движений, свежесть и здоровье.

Своеобразные взгляды на физическое воспитание имел швейцарский педагог Иоганн Песталоцци (1746—1827). Им была выдвинута теория, согласно которой человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. Цель воспитания, по его мнению, сводилась лишь к развитию этих способностей путем упражнений. Вместе с тем он считал, что в течение жизни человек не может приобрести никаких задатков, если они не были заложены в нем при рождении. Это его ошибочное представление омертвляло роль живой практики в воспитании человека. Однако во взглядах Песталоцци были и прогрессивные мысли. Так, им был разработан аналитический метод физического воспитания; при физических упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых форм движения к более сложным. К простым, или элементарным, движениям Песталоцци относил движения в суставах. Отсюда основой физического воспитания он считал гимнастические упражнения, связанные с нагрузкой на суставы. Предложенные им гимнастические упражнения получили широкое распространение в ряде стран Западной Европы.

Таким образом, первые социалисты-утописты и выдающиеся мыслители XVI —XVII вв. уже ясно себе представляли необходимость всестороннего развития личности, сочетающей в себе образованность и физическое совершенство.

В эпоху капитализма вопросам физического воспитания были посвящены работы передовых ученых, педагогов.

Французский социалист-утопист Теодор Дезами (1803—1850) писал, что для физического совершенствования нужна длительная систематическая работа, которая обеспечивает формирование двигательных навыков [9].

Дезами, как и многие его предшественники, был сторонником раннего физического воспитания, причем он полагал, что физическое воспитание необходимо проводить с учетом возраста и пола и обязательно в процессе труда. Исходя из разных физиологических особенностей организма мальчиков и девочек, Дезами предлагал подготавливать их по разным программам. Он писал: «...Для того, чтобы гражданское население состояло из одних только крепких и трудоспособных мужчин, необходимо обеспечить хорошим телосложением тех, кого природа предназначает дарить государству граждан. Необходимо, следовательно, посредством труда и физических упражнений предохранять организм женщин от износа».

Большое внимание вопросам физического воспитания уделял французский публицист, идеолог «мирного коммунизма» ЭтьеннКабе (1788—1856) в книге «Путешествие в Икарию». В этой вымышленнойим стране благодаря хорошему физическому воспитанию жили люди красивые и здоровые. Он писал, что дети там — прелестны, мужчины сильны и красивы, женщины очаровательны и божественны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: