Соревнования по технике туризма




Этот вид соревнований является очень зрелищным, его можно включать в программу как школьных, так и республиканских соревнований. Набор этапов следует определять, исходя из опыта участников, местных условий, подготовленности судей. Главные требования к дистанции - безопасность, динамичность, зрелищность.

Рекомендуем при проведении школьных и районных соревнований следующие условия:

· состав команды - обычно четыре человека (в том числе не менее одной девочки);

· форма участников - штормовка или куртка, брюки, обувь без металлических шипов;

· снаряжение команды должно обеспечивать безопасное прохождение технических этапов и оговаривается в условиях проведения соревнований.

 

Результат команды определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени, полученного при прохождении этапов.

На соревнованиях школьного и муниципального уровня рекомендуется вместо штрафов использовать систему трех попыток, когда на преодоление этапа каждому участнику отводится три попытки, после выполнения которых он продолжает движение (то есть идет наказание временем). Возможно введение упрощенной системы штрафов, исходя из следующих критериев: задание выполнено; задание выполнено с ошибкой; задание не выполнено. Штраф на каждом этапе участнику должен сообщать судья.

На этапах, где это возможно, разрешается взаимопомощь участников.

Команда должна пройти все этапы в той последовательности, которая определена судейской коллегией. Чаще всего в соревнованиях разрешается сквозное прохождение, когда участники команды не ждут друг друга у этапов (если это не определено судьями), а начинают выполнение задания сразу же после прихода на этап. Это дает команде большие возможности по выбору тактики.

На этапах, связанных с движением по перилам, участник, прошедший перила, подает команду «Перила свободны», после чего следующий участник может начинать движение. Это помогает избежать одновременного нахождения на перилах двух участников. Рекомендуемые этапы

Этап «Снятие палатки»

В снятии палатки участвует не менее двух человек, которые укладывают палатку, стойки и колышки в чехол на стартово-финишной площадке.

Этап «Преодоление заболоченного участка по кочкам»

Этап протяженностью до 15 метров выбирается на естественном заболоченном участке или оборудуется с использованием искусственных кочек, которые устанавливаются зигзагообразно так, чтобы в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. Границы этапа маркируются. Прохождение первой и последней кочки обязательно, остальные - произвольным порядком.

Штрафы:

· срыв с кочки - 30 с (1 балл);

· двое на этапе - 90 с (3 балла);

· потеря снаряжения - 30 с (1 балл).

Рис. 120. Примерная схема полосы препятствий

Этап «Вязка узлов »

Участник вытаскивает карточку с наименованием узла из числа перечисленных: «прямой», «проводник одним концом», «булинь», «схватывающий», «стремя», «восьмерка», «встречный», «брамшкотовый» и завязывает свой узел, после чего переходит к следующему этапу.

Узел считается завязанным правильно при соответствии судейскому эталону (должен быть вывешен на старте), отсутствии перекручивания веревки и наличии контрольного узла (кроме «встречного» и «восьмерки»).

По приглашению судьи представитель команды знакомится с узлами, завязанными участниками команды, и расписывается в протоколе за полученный штраф.

Штрафы:

· - неправильно завязанный узел - 60 с (2 балла);

· - отсутствие контрольного узла - 30 с (1 балл).

Этап «Переправа по натянутой веревке с перилами»

Этап оборудуется организаторами соревнований, длина переправы

- от 15 до 20 метров. Участник, держась за перила двумя руками и продвигая между ними карабин самостраховки, передвигается по нижней веревке приставным шагом. При срыве с нижней веревки участник самостоятельно подтягивается, встает на нее и продолжает движение. Самостраховка осуществляется с помощью «уса», который карабином пристегивается к перилам и к грудному перекрестью обвязки.

Только один участник может быть прикреплен к перилам «усом» самостраховки и стоять ногами (одной ногой) на нижней веревке, нагружая ее на переправе. Возможна организация сопровождения участников.

Штрафы:

· незавинченная муфта карабина - 30 с (1 балл);

· двое на этапе - 90 с (3 балла);

· срыв участника - 90 с (3 балла);

· падение с веревки с зависанием на судейской страховке, помощь судьи действием - 180 с (6 баллов).

Этап «Подъем по склону с использованием перил»

Крутизна склона 30-40, протяженность этапа - до 40 метров. Перила наводятся судьями или командой. В случае, когда это необходимо, участник поднимается с верхней судейской страховкой. Участник страхуется к вертикальным перилам схватывающим «усом».

Штрафы:

· неправильно завязанный узел - 60 с (2 балла);

· незавинченная муфта карабина - 30 с (1 балл);

· двое на этапе - 90 с (3 балла);

· падение с зависанием на самостраховке - 60 с (2 балла);

· потеря самостраховки - 90 с (3 балла);

· потеря снаряжения - 30 с (1 балл);

· при наведении перил командой дополнительный штраф за неправильное крепление веревки - 90 с (3 балла).

Этап «Спуск по склону с использованием перил »

Крутизна склона, протяженность этапа, оборудование и штрафы - аналогично этапу «подъем по склону».

Этап «Переправа через реку (овраг) по бревну »

Длина бревна 5-10 метров, диаметр 20-30 см. Препятствие преодолевается по одному. При необходимости применяется судейская страховка. Участник страхуется за перила рабочим «усом», пристегивает вспомогательную веревку (челнок) к грудной обвязке и преодолевает препятствие.

Штрафы:

· срыв участника - 90 с (3 балла);

· двое на этапе - 90 с (3 балла);

· незавинченная муфта карабина - 30 с (1 балл);

· потеря снаряжения - 30 с (1 балл).

Этап «Движение по горизонтальным перилам с перестежкой »

Участник двигается по склону, страхуясь за горизонтальные перила рабочим «усом». Подойдя к месту перестежки, перестегивается и продолжает движение.

Штрафы:

· потеря самостраховки при перестежке - 90 с (3 балла);

· срыв на траверсе - 90 с (3 балла);

· незавинченная муфта карабина - 30 с (1 балл);

· потеря снаряжения - 30 с (1 балл).

Этап «Переправа через водную преграду на плавсредствах»

Протяженность этапа - до 50 метров, скорость течения реки - не более 2-3 м/с. Плавсредства и жилеты предоставляются судьями. Переправа возможна на плоту, лодке.

Штрафы:

· выход за ограничительную линию - 30 с (1 балл);

· потеря шеста - 90 с (3 балла);

· потеря снаряжения - 30 с (1 балл).

Этап «Установка палатки»

Палатка устанавливается любым числом участников. Палатка ставится на 2 стойки и 10 колышков, вход не застегивается, стойки располагаются снаружи. По сигналу капитана «Готово» судья оценивает правильность установки палатки. Если палатка установлена правильно, судья дает команду «Принято». При неправильной установке палатки команде дается возможность исправить ошибки.

Штрафы:

· складки на стенках палатки - 30 с (1 балл);

· общий перекос палатки - 60 с (2 балла);

· утеря колышка и использование судейского - 120 с (4 балла).

Этап «Разжигание костра »

Можно кипятить воду или пережигать нитку. Разрешается использовать для разжигания только природные материалы и любое количество спичек (предварительно упаковка со спичками бросается в воду), но одновременно можно зажигать только одну спичку. Количество воды в котелке - 1 литр; если вода пролита, то ее доливают до этого объема. Разрешается прикрывать костер от ветра штормовкой и регулировать пламя при помощи палки.

При пережигании нитки уровень укладки хвороста ограничивается проволокой, натянутой на высоте 30-50 см. Финишем этапа является обрыв пережигаемой нити или, при кипячении воды, - появление в посуде «белого ключа».

Штраф:

· за использование судейских спичек - 120 с (4 балла).

 

Возможны и другие этапы: укладка рюкзака, преодоление склона, переноска «пострадавшего», движение по азимуту и др.

Порядок прохождения этапов определяется судейской коллегией, однако традиционно сложилась следующая схема: стартом является снятие палатки; технически сложные этапы, требующие навыков работы с веревками, ставятся в первой половине дистанции, так как на них происходит накопление команды и пока они не пройдены, нельзя давать старт следующей команде. Для зрелищности и ускорения соревнований, если позволяет количество судей и характер местности, делают две равноценные нитки дистанции.

Надо учесть, что в правилах соревнований приводится больше штрафов, чем мы рекомендуем, однако опыт показывает, что ими в полной мере могут пользоваться только опытные судьи, потому количество штрафов должно быть небольшим. Главное требование - судья не имеет права выпускать участника на этап, если участник с точки зрения безопасности к этому не готов и не может устранить имеющиеся недочеты. Судья должен заставить выполнить правила безопасности, наказывая участника временем, а не штрафом. Так как в туризме много различных методов работы с веревками, то требование должно быть одно - допускается любой способ, гарантирующий безопасное прохождение этапа.

В последнее время все большую популярность завоевывают личнокомандные соревнования по туристской технике, позволяющие проверить туристско-техническую подготовку каждого участника. Форма одежды и снаряжение аналогичны применяемым в командных соревнованиях по туристской технике. Среди участников проводится личная жеребьевка, рекомендуется устанавливать стартовый интервал 3-5 минут. Каждый участник проходит дистанцию, преодолевая все этапы, результат его определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафов, полученных при прохождении этапов. Победитель определяется по наименьшей сумме времени, при равенстве результатов преимущество получает участник, имеющий меньшую сумму штрафного времени. Командный результат определяется по сумме времени, показанного всеми зачетными участниками.

Требования к дистанции и к этапам - динамичность, безопасность, зрелищность. Перед выходом на старт участники проходят предстартовую проверку.

 

 

Рекомендуемый набор этапов:

· спуск с самостраховкой;

· переправа по бревну с перилами;

· преодоление условного болота по кочкам;

· переправа по веревке с перилами;

· подъем с самостраховкой;

· вязка узлов;

· навесная переправа;

· переправа вброд;

· «маятник».

Система штрафов аналогична применяемой в командных соревнованиях по туристской технике.

 

На этапе «Маятник» участник, стоя за контрольной линией и используя маятниковую вертикальную веревку, должен преодолеть ручей или овраг (контрольный участок).

Штрафы:

· потеря снаряжения - 30 с (1 балл);

· заступ за контрольную линию - 30 с (1 балл);

· касание ногой земли или воды в зоне - 30 с (1 балл);

· падение - 60 с (2 балла).

 

На этапах «Навесная переправа» и «Переправа по веревке с перилами» судейская коллегия может установить контрольное время, по истечении которого участник, не преодолевший этап, снимается с него.

На соревнованиях школьного и муниципального масштаба можно проводить соревнования по туристской технике в форме эстафеты, когда участники проходят этапы, отрабатывая штрафы пробеганием штрафных кругов. Надо выбрать этапы, которые не требуют умения работать с веревками, т.е. не являются технически сложными и позволяют осуществлять судейство по упрощенной шкале - задание выполнено (нет штрафа), задание выполнено с ошибками (один штрафной круг), задание не выполнено (два штрафных круга). Здесь большое поле для инициативы судейской коллегии, так как правил по этому виду соревнований не существует и можно экспериментировать. Эстафету можно проводить, поставив условие, чтобы каждый участник команды прошел все этапы, а можно сделать так, чтобы команда (предположим, 3 участника) в общей сумме прошла все этапы, например 9. Тогда каждый участник должен проходить по три этапа, а последовательность их прохождения определяется самой командой, что значительно разнообразит тактику команд.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: