рассчитываемые на основе балансовой




И фундаментальной стоимости

Абсолютные годовые показатели создания
Относительные годовые показатели создания
Абсолютные показатели создания стоимости

Относительные

Показатели

Создания

Стоимости

Остаточная чистая прибыль (RI)
Спред эффективности
Мультипликатор фундаментальная / балансовая стоимость собственного капитала (P/BV)

Рыночная

добавленная

стоимость,

Индекс эффективности

оцененная на

Остаточная операционная прибыль (ReOI)

основе

фундаментальной

стоимости

Маржа экономической прибыли (PMEVA)

(MVA)

Экономическая

Стандартизи­рованный показатель прибыли (SSP)

прибыль

(ЕР)

Денежная

Стандартизи­рованный показатель добавленной стоимости (SMVA)

добавленная

стоимость —

упрощенный

вариант

Добавленная

акционерная

стоимость

(SVA)

Общая

доходность

бизнеса (TBR)

Рис. 6.4. Система показателей создания стоимости, рассчитываемых на основе финансовой отчетности

Тематическое исследование (Case-study)

В табл. 6.32 представлена информация, необходимая для расчета показателей создания стоимости.


Таблица 6.32. Исходные данные для расчета показателей создания стоимости

 

Показатель Предыдущий год Отчетный год
Выручка, тыс. руб. 140 301 567 154 880 576
Чистая прибыль, тыс. руб. 50 508 140 40 423 931
Дивиденды, тыс. руб. 20 976 295 17 979 682
Амортизация, тыс. руб. 2 382 611 2 659 224
Инвестированный капитал, тыс. руб. 165 024 076 203 143 404
В том числе:    
собственный капитал 159 280 205 181 724 454
долгосрочные обязательства 1 661 863 16 344 046
краткосрочные кредиты и займы 4 082 008 5 074 904
Рыночная стоимость собственного капитала (САРМ), % 15,34 15,52,
Фактическая стоимость собственного капитала (рентабельность собственного капитала), % 31,71 22,24
Фактическая стоимость заемного капитала, % 0,13 0,55
Рыночная ставка по заемному капиталу, % 9,40 9,00
Чистая операционная прибыль, тыс. руб. 50 513 579 40 513 743
Прирост инвестированного капитала, тыс. руб. 38 119 328
Средневзвешенная рыночная стоимость ка­питала, % 15,05 14,61
Средневзвешенная фактическая стоимость капитала, % 30,61 19,94
Средневзвешенная условная стоимость ка­питала (заемный капитал — по фактической стоимости, собственный капитал — по ры­ночной стоимости), % 14,81 13,93
Рентабельность инвестированного капитала, % 30,61 19,94
Денежная рентабельность инвестированного капитала, % _________ 20,81
Чистый денежный поток от операционной деятельности, тыс. руб. ------ 2 394 415

Рассчитанные показатели дают основания для следующих выво­дов. Чистая операционная прибыль снижается, что является инди­катором снижения эффективности деятельности компании и ее возможности создавать стоимость.

Средневзвешенная рыночная стоимость капитала снижается вследствие изменения структуры капитала и более активного при-


 




влечения заемного капитала. Рыночная стоимость инвестированно­го капитала превышает его условную стоимость, рассчитанную с учетом фактических значений стоимости заемного капитала и ры­ночных значений стоимости собственного, что объясняется заимст­вованиями компании под более низкий, чем рыночный, процент. Рентабельность инвестированного капитала превышает его стои­мость, это является признаком того, что бизнес создает стоимость.

Показатели создания стоимости, относящиеся к первой группе показателей, представленных на рис. 6.3, то есть абсолютные годо­вые показатели создания стоимости, представлены в табл. 6.33.

Таблица 6.33. Абсолютные годовые показатели создания стоимости, тыс. руб.

 

Показатель Предыдущий год Отчетный год
Остаточная чистая прибыль 26 076 086 12 211 280
Остаточная операционная прибыль* 25 678 315 10 837 317
Остаточная операционная прибыль** 26 076 086 12 211 280
Экономическая прибыль* 25 678 315 10 837 317
Экономическая прибыль** 26 076 086 12 211 280
Денежная добавленная стоимость* 12 604 482
Денежная добавленная стоимость** 13 978 445
Добавленная акционерная стоимость* (104 961 537)

* Показатель рассчитан с использованием рыночной стоимости инвестиро­ванного капитала;

** Показатель рассчитан с использованием условной стоимости инвестиро­ванного капитала.

Расчет добавленной акционерной стоимости, выполнен для даты приведения — конец отчетного года, чистый денежный поток и фундаментальная стоимость на конец отчетного года взяты в ис­ходном значении, фундаментальная стоимость на начало года при­ведена к концу года (ставка — средневзвешенная рыночная стои­мость капитала).

Результаты расчетов со всей определенностью свидетельствуют о том, что бизнес создает стоимость. Так, все значения прибыли имеют положительные значения, однако при этом динамика пока­зателей негативна, что связано со снижением рыночной и операци­онной эффективности компании. Показатели прибыли, рассчитан­ные на основе условной стоимости капитала, существенно выше.


Это означает, что возможность компании заимствовать под более низкий, чем рыночный, процент существенно увеличивает созда­ваемую ею стоимость.

Добавленная акционерная стоимость, которая рассчитана с уче­том фундаментальной стоимости инвестированного капитала, имеет отрицательное значение в связи с уменьшением фундаментальной стоимости в отчетном году.

В целом показатели первой группы показательны для бизнеса,
создающего стоимость, характеризующегося при этом снижением
эффективности деятельности. Рассчитанные далее относительные
показатели позволяют несколько конкретизировать сделанные вы­
воды (табл. 6.34). *i

Таблица 6.34. Относительные годовые показатели создания стоимости

 

Показатель Предыдущий год Отчетный год
Спред эффективности*, % 15,56 5,33
Спред эффективности**, % 15,80 6,01
Спред эффективности, рассчитанный на ос­нове денежной рентабельности*, % 6,20
Спред эффективности, рассчитанный на ос­нове денежной рентабельности**, % 6,88
Индекс эффективности* 2,03 1,37
Индекс эффективности** 2,07 1,43
Маржа экономической прибыли*, % 18,30 7,00
Маржа экономической прибыли**, % 18,59 7,88
Стандартизированный показатель прибыли*, % 6,57
Стандартизированный показатель прибыли**, % 7,40
Стандартизированный показатель добавлен­ной стоимости, % (60,55)
Общая доходность бизнеса, % (12,02)

* Показатель рассчитан с использованием рыночной стоимости инвестиро­ванного капитала;

** Показатель рассчитан с использованием условной стоимости инвестиро­ванного капитала.

Рассчитанные относительные показатели подтверждают ранее, сделанные выводы о том, что бизнес создает стоимость, но при, этом указывают на то, что величина дополнительно создаваемой,


 




стоимости снижается. Это снижение происходит вследствие трех причин: во-первых, снижение эффективности рыночной деятельности; во-вторых, снижение операционной эффективности; и, в-третьих, повышение инвестиционной активности.

Стандартизированный показатель рыночной добавленной стои­мости, расчет которого основан на значениях добавленной стои­мости, представленных в табл. 6.35, имеет отрицательное значение вследствие зафиксированного снижения добавленной стоимости. По этой же причине значение общей доходности бизнеса отрица­тельно.

Суммарную созданную стоимость в абсолютных и относительных оценках характеризуют показатели, представленные в табл. 6.35.

Таблица 6.35. Абсолютные и относительные показатели создания стоимости

 

Показатель Предыдущий год Отчетный год
Фундаментальная стоимость инвестирован­ного капитала по методу капитализации чистой операционной прибыли, тыс. руб. 335 650 015 277 327 862
Фундаментальная стоимость собственного капитала по методу капитализации чистой прибыли, тыс. руб. 329 278 371 260 380 241
Рыночная добавленная стоимость, тыс. руб. 170 625 939 74 184 458
Мультипликатор фундаментальная/ балан­совая стоимость собственного капитала 2,07 1,43
Отношение рентабельности собственного капитала к стоимости собственного капитала 2,07 1,43

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что фундаменталь­ная стоимость превышает балансовую на протяжении всего анали­зируемого периода. При этом имеет место снижение фундамен­тальной стоимости, рассчитанной на основе рыночного значения средневзвешенной стоимости капитала.

Расчет мультипликатора показал, что величина вновь созданной стоимости составляет 107 и 43% балансовой стоимости собственно­го капитала. Превышение фундаментальной стоимости над балан­совой объясняется с точки зрения принципа эквивалентности [42] превышением рентабельности собственного капитала над стоимо­стью собственного капитала.


Для исследования динамики важнейшего показателя создания стоимости — экономической прибыли выполнены расчеты, резуль­таты которых приведены в табл. 6.36.

Таблица 6.36. Факторный анализ экономической прибыли

 

Показатель Предыдущий год Отчетный год Влияние факторов, тыс. руб. Влияние факторов, %
Инвестированный капитал, тыс. руб. 165 024 076 203 143 404 5 931 499 39,97
Рентабельность инвестированного капитала, % 30,61 19,94 (21 668 095) (146,00)
Средневзвешенная рыночная стои­мость капитала, % 15,05 14,61 895 598,56 6,03
Экономическая прибыль, тыс. руб. 25 678 315 10 837 317 (14 840 998) (100,00)

Рассчитанные показатели позволяют сделать вывод о том, что основной и единственный фактор снижения экономической при­были — снижение рыночной и операционной эффективности биз­неса, проявившееся в снижении рентабельности инвестированного капитала. Влияние инвестированного капитала и средневзвешенной стоимости капитала — положительное, что свидетельствует о по­вышении инвестиционной и финансовой активности компании.

В целом рассчитанные показатели дают основание сделать выч вод о том, что бизнес создает стоимость, при этом величина создав ваемой стоимости снижается вследствие снижения рыночной и операционной эффективности компании.


 




Заключение

1. Первичные факторы стоимости компании

Базовые параметры управления стоимостью разработаны на примере компа­нии ОАО «XYZ», которая представляет собой крупный бизнес и характеризу­ется следующими показателями: валюта баланса — 224 349 252 тыс руб остаточная стоимость основных средств - 27 796 202 тыс. руб., стоимость чистых активов - 181 750 532 тыс. руб., выручка - 154 880 576 тыс руб чистая прибыль - 40 423 931 тыс. руб., численность работающих -' 34 900 чел. Основные виды деятельности: производство и реализация про­дукции черной металлургии; изготовление и реализация продукции маши­ностроения; производственное, социальное и коммунальное строительство др. Компания является участником Группы, сформированной по верти­кальному принципу, и имеет статус материнского общества. Группа компа­ний представляет собой вертикально-интегрированный холдинг; дочерние компании выполняют закупочные, сбытовые, транспортные, строительные, управляющие, финансовые, сервисные, консалтинговые функции, обеспе­чивающие технологический процесс и в целом хозяйственную деятельность Группы. Компания взаимодействует с другими участниками Группы в про­цессах поставок сырья и материалов, сбыта продукции, приобретения услуг а также посредством осуществления финансовых операций.

Инвестированный капитал компании составляет 165 024 076 тыс руб • рентабельность инвестированного капитала - 30,6% в предыдущем году и 19,94% в отчетном; средневзвешенная стоимость капитала — 15 1 и 14 6% соответственно; устойчивый темп роста - 12,4%. Таким образом, компа­нию в целом можно характеризовать как эффективную, развивающуюся создающую стоимость, но с явно выраженными тенденциями к снижению эффективности и величины создаваемой стоимости.

2. Рыночная деятельность: факторы стоимости

Корпоративная стратегия компании - это стратегия интегрированного роста то есть развития собственной сырьевой и сбытовой базы за счет приобретения контроля над соответствующими компаниями; уже на данный момент компа­ния полностью обеспечена отдельными видами сырья. Рыночную стратегию компании можно характеризовать как стратегию операционной эффективности и лидерства в издержках, направленную на достижение конкурентоспособности продукции за счет низкого уровня цен, что достигается снижением затрат по­средством приобретения контроля над основными поставщиками сырья. Для стабилизации и увеличения объема продаж компания использует географиче­скую диверсификацию продаж, с помощью которой потери на одном геогра­фическом рынке компенсируются ростом объема продаж на другом.


Рынки, на которых исследуемая компания осуществляет свою деятель­ность, имеют следующие особенности. Спрос на продукцию отрасли харак­теризуется устойчивым ростом и определенной цикличностью, кроме того, присутствуют ценовые риски, связанные с высокой волатильностью цен на продукцию на внешнем и внутреннем рынках. Еще один фактор, влияю­щий на рыночную деятельность организации, — это высокая внутриотрас­левая конкуренция, обусловленная высокой концентрацией предприятий, производящих аналогичную продукцию. Компания осуществляет поставки продукции как на внутренний рынок, так и на внешний, на который прихо­дится свыше половины выручки. В связи с этим возникают риски снижения доходов в связи с введением квот и других торговых ограничений на основных экспортных рынках, а также в связи с ухудшением конъюнктуры в отдельных регионах мира. Однако поскольку компания характеризуется высокой степенью диверсификации деятельности и имеет определенные возможности переориен­тации товарных потоков на более привлекательные рынки, то риски снижения спроса можно считать невысокими. Таким образом, внешнюю рыночную среду можно признать способствующей созданию стоимости.

Оценка рыночных показателей деятельности компании свидетельствует о стагнации объема продаж, неуспешной рыночной деятельности, неэффек­тивном маркетинговом комплексе. Положительные тенденции в рыночной деятельности компании таковы: высокая маржа прибыли; сокращение пе­риода оборота дебиторской задолженности; незначительные убытки от спи­сания дебиторской задолженности; превышение полученных авансов над выданными; высокий удельный вес денежных расчетов в выручке. Негатив­ные тенденции касаются в первую очередь стагнации объема продаж, про­являющейся в отрицательных реальных темпах прироста выручки. Кроме того, отрицательно характеризует деятельность организации снижение рен­табельности продаж с 39,5 до 32,1%, что непосредственно и отрицательно сказывается на возможности бизнеса создавать стоимость, поскольку маржа при­были является одним из самых существенных вторичных факторов стоимости.

Направления рыночной политики компании, нацеленной на увеличе­ние создаваемой стоимости, таковы.

1. Активизация рыночной деятельности. Поскольку рынки, на которых работает компания, эффективны, а положение компании устойчиво, тс* должна проводиться политика активного инвестирования в расширение' осуществляемых видов деятельности. Эта политика подразумевает интен-; сивное вложение капитала во внеоборотные активы, как реальные, так и* финансовые, продолжение формирования вертикально-интегрированного холдинга; а также инвестиции в оборотные активы, обучение персонала, маркетинговые мероприятия, научно-исследова-тельские работы.

2. Увеличение объема продаж продукции. Достичь этой цели возможно посредством выхода на новые рынки сбыта, обладающие высоким потен­циалом роста; переориентации товарных потоков в направлении потребите­лей, обеспечивающих высокий стабильный спрос с низкой ценовой вола­тильностью; расширения номенклатуры продукции, реализуемой на наибо­лее перспективных рынках; усиления маркетингового комплекса в части це­новой политики, системы распределения продукции, рекламы. Оценивая будущие возможные темпы прироста объема продаж, необходимо учесть следующие факторы: общеэкономические условия, а именно имеющий ме­сто спад деловой активности, снижение объема продаж, увеличение интен­сивности конкуренции на рынке. С учетом этих обстоятельств прогнозный рост объема реализации принят на уровне 0% в первом прогнозном году,


 




однако на будущее заложены более высокие темпы реального роста объема продаж — 1% годовых во втором году и 3% — в третьем и последующих годах.

3. Операционная деятельность: факторы стоимости

Операционную эффективность компании можно в целом оценивать как вы­сокую, но с явно выраженными тенденциями к снижению. Операционная деятельность характеризуется следующими позитивными тенденциями с точки зрения создания бизнесом стоимости: уменьшение длительности опе­рационного и финансового циклов, снижение налоговой нагрузки, повы­шение производительности труда. Однако при этом снижается оборачивае­мость внеоборотных активов, что связано с активизацией инвестиционной деятельности, ухудшением рыночной конъюнктуры и стагнацией объема продаж. Еще одной негативной тенденцией операционной деятельности, влияющей на возможности бизнеса создавать стоимость, является увеличе­ние показателей ресурсоемкости продукции, следствием чего является уменьшение рентабельности продаж — одного из важнейших факторов стоимости бизнеса.

Длительность циклов весьма короткая. Так, длительность операционно­го цикла в отчетном году всего 156 дней, при этом самый продолжительный отрезок операционного цикла — пребывание запасов сырья и материалов на складе. Основная причина снижения продолжительности операционного цикла — сокращение коммерческого цикла, то есть уменьшение периода оборота дебиторской задолженности с 61 до 53 дней, что позитивно характе­ризует деятельность организации и способствует созданию стоимости.

Величина оборотного капитала значительно возросла, этот рост соста­вил 26,2%, что превысило рост выручки (10,4%), но не превысило роста оборотных активов (49,7%). Структура оборотного капитала по источникам формирования резко изменилась: если на начало года в оборотном капитале доминировал собственный оборотный капитал, удельный вес которого состав­лял 84,9%, то на конец года в источниках формирования оборотного капи­тала их удельный вес существенно снизился, при этом увеличился удельный вес долгосрочных обязательств с 4,4 до 34,0%. Такое изменение структуры оборотного капитала уменьшает его средневзвешенную стоимость, что спо­собствует созданию бизнесом новой стоимости. Стратегия финансирования оборотных активов остается консервативной, то есть самой дорогой с точки зрения стоимости привлекаемых источников.

Политику управления персоналом в сложившихся условиях можно оце­нивать положительно, поскольку компания переходит на более прогрессив­ные капиталоемкие и трудосберегающие технологии, внедрение которых приводит не только к росту производительности труда, но и повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Производи­тельность труда, рассчитанная через выручку, находится на достаточно вы­соком уровне, а именно составляет 4437,8 тыс. руб. на человека в год. При этом необходимо отметить, что создаваемая в компании добавленная стои­мость достаточно велика, поэтому производительность труда, рассчитанная через добавленную стоимость и более адекватно оценивающая вклад персо­нала, имеет также высокое значение — 1853,5 тыс. руб. на человека в год. Темп прироста средней заработной платы превышает темп прироста произво­дительности труда, рассчитанной как через выручку, так и через добавленную стоимость, что приводит к снижению возможности создавать стоимость.


Уровень оплаты труда в компании достаточно высок, превышает сред­ний региональный уровень оплаты труда. Это свидетельствует о высоком качестве персонала, к тому же темп прироста средней заработной платы, составляющий 42,2% в год, существенно превышает темп инфляции, что позволяет удерживать высококвалифицированный персонал и способствует созданию стоимости.

Темп прироста расходов по обычным видам деятельности (23,8%) выше темпа прироста выручки, который составляет 10,4%, — это является при­знаком неэффективного управления расходами и уменьшает создаваемую стоимость. Общая ресурсоемкость продукции увеличилась на 12,2% вследст­вие увеличения всех без исключения показателей ресурсоемкости — это при­вело к снижению рентабельности продаж — важнейшего вторичного фактора стоимости бизнеса. Увеличение расходов определили два основных фак­тора — рост цен на ресурсы и увеличение материалоемкости, остальные фак­торы повлияли в гораздо меньшей степени. При этом один фактор повлиял в направлении снижения расходов — это уменьшение реального объема продаж.

Динамика относительных показателей налоговой нагрузки отрицатель­на, имеет место снижение практически всех показателей, что положительно влияет на процесс создания стоимости. Налоговые платежи компании снижа­ются более высокими темпами, чем налоговые базы, при этом наиболее суще­ственное снижение имеет место по текущему налогу на прибыль, что связано со снижением налогооблагаемой прибыли. Показатели относительной нагрузки компании в целом соответствуют отраслевой налоговой нагрузке.

Динамика факторов, влияющих на чистую прибыль, в целом негативна, это приводит к снижению возможностей организации по созданию стоимости. Можно отметить существенное увеличение всех показателей ресурсоемко­сти и коэффициентов затрат, также негативно влияет на прибыль снижение прочего финансового результата, связанное с уменьшением в отчетном году объема операций по продаже активов, а также увеличение заемного капита­ла и средней процентной ставки. Единственный положительно повлиявший фактор — это снижение эффективной ставки налога на прибыль.

Направления политики управления операционной деятельностью, на­целенной на увеличение создаваемой стоимости, таковы.

1. Повышение эффективности оборотного капитала. Оценка эффектив­ности службы снабжения и выяснение причин необоснованного роста запа­сов; контроль за эффективностью и целесообразностью поддержки участ­ников Группы предоставляемыми краткосрочными займами. Постепенный переход к компромиссной стратегии финансирования оборотных активов и сокращение чистого оборотного капитала за счет увеличения кредиторской задолженности в целях снижения средневзвешенной стоимости капитала и увеличения потенциала компании в создании стоимости.

2. Внедрение трудосберегающих капиталоемких технологий, способст­вующих повышению конкурентоспособности продукции и росту произво­дительности труда. Повышение фондовооруженности труда и его произво­дительности, позволяющих при увеличении объема производства и продаж сокращать численность персонала. Обеспечение устойчивого роста оплаты труда, превышающего среднеотраслевой региональный темп роста, в це­лях удержания высокопрофессионального персонала в компании. Со­вершенствование системы мотивации труда, обеспечивающее рост профес­сионализма и качества персонала, а также повышение производительности труда. Снижение за счет этих факторов зарплатоемкости продукции, след­ствием которого является увеличение рентабельности продаж, рентабельно­сти инвестированного капитала и рост стоимости бизнеса.


 




3. Снижение материалоемкости продукции за счет более жесткого кон­троля над поставками сырья, продолжение политики по приобретению кон­троля над поставщиками сырья.

4. Поддержание налоговой нагрузки на уровне 8—10% выручки, что соот­ветствует среднеотраслевому уровню налоговой нагрузки. Усиление контро­ля над структурой выручки с позиций ее «налогоемкости». Усиление кон­троля за статьей «НДС по приобретенным ценностям», недопущение ее увеличения, обеспечение своевременного списания этих активов. Поддер­жание отрицательной чистой налоговой позиции, усиление контроля за возникновением отложенных налоговых активов. Недопущение существен­ного отклонения текущего налога на прибыль от условного налога. Усиле­ние контроля за возникновением постоянных налоговых обязательств.

4. Финансовая деятельность: факторы стоимости

Финансовая деятельность компании активизируется в отчетном году: при­влекаются значительные внешние заемные источники в целях финансиро­вания инвестиционной деятельности; это приводит к снижению средне­взвешенной стоимости капитала и способствует созданию стоимости. С учетом результатов деятельности компании и сложившихся рыночных ус­ловий привлечение заемного капитала выгодно, решение об изменении стратегии финансирования было целесообразным. Показатель дифферен­циала финансового рычага, рассчитанный по рыночным и фактическим про­центным ставкам заемного капитала, высок — 17,3% по рыночным ставкам процента, это обеспечивает компании значительный запас финансовой прочности как на случай повышения процентных ставок, так и на случай снижения уровня рентабельности. Плечо финансового рычага увеличивает­ся, однако остается на достаточно низком уровне — 0,12.

Стратегию финансирования компании можно оценивать как консерва­тивную: на начало года в источниках финансирования доминировал накоп­ленный собственный капитал (92,0%), к концу года существенный удель­ный вес приобрели обязательства (19,0%), которые и обеспечили 56,1% прироста источников финансирования. В качестве источников финансиро­вания активно используется нераспределенная прибыль, что свидетельству­ет о том, что владельцы компании имеют долгосрочные цели относительно бизнеса. В целом финансовую активность компании можно характеризовать как низкую, этому, в частности, способствует дивидендная политика, на­правленная на капитализацию прибыли и обеспечивающая возможности роста компании за счет внутренних источников; так, отношение капитали­зированной прибыли к валюте баланса на конец года составило 0,76, что свидетельствует о том, что три четверти активов профинансированы капи­тализированной прибылью. Дивидендная политика достаточно взвешена и однозначна — выплата участникам значительной и стабильной доли при­были (свыше 40%). Необходимо отметить, что нераспределенная прибыль является одним из самых дорогих источников капитала, поэтому столь зна­чительный удельный вес этого источника является причиной высокой средневзвешенной стоимости капитала, что негативно сказывается на про­цессе создания бизнесом стоимости.

Средневзвешенная стоимость капитала компании снижается с 15,1 до 14,6%, что связано с изменением структуры капитала, которая становится более рискованной и дешевой. Увеличение рыночной стоимости собствен­ного капитала, рассчитанной по САРМ-модели, несущественно, оно про-


изошло вследствие привлечения заемного капитала и увеличения финансо­вого риска. Компания обладает положительной кредитной емкостью в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. При этом в от­четном году кредитная емкость существенно снизилась в связи с привлече­нием новых обязательств. Максимальной кредитной емкостью компания обладает в долгосрочном периоде.

Направления политики управления финансовой деятельностью, наце­ленной на увеличение создаваемой стоимости, таковы.

1. Увеличение долговой нагрузки. Поскольку компания имеет избыточ­ный запас финансовой прочности, целесообразно привлечение долгосроч­ных источников в объеме, равном приросту внеоборотных активов и запа­сов в части, непокрытой нераспределенной прибылью. Также целесообраз­но привлечение краткосрочных источников в объеме, равном приросту де­биторской задолженности и высоколиквидных активов в части, непокрытой кредиторской задолженностью. Возможно использование краткосрочных источников заемного капитала для финансирования части запасов.

2. Использование лизинга как способа осуществления инвестиционной деятельности, позволяющего эффективно обновлять наиболее ликвидное оборудование и транспортные средства, а также оптимизировать налоговые платежи.

3. Поддержание устойчивых дивидендных выплат. При осуществлении дивидендной политики целесообразно придерживаться методики постоян­ного распределения прибыли, обеспечивая при этом финансирование зна­чительной части инвестиционных потребностей компании. С учетом этого коэффициент дивидендных выплат прогнозируется на уровне 45%.

5. Инвестиционная деятельность: факторы стоимости

Инвестиционную деятельность характеризует достаточно высокий удельный вес внеоборотных активов в структуре имущества компании, который дости­гает 70%. Это признак капиталоемкого производства, «тяжелой структуры» активов, генерирующей высокий операционный риск, кроме того, это свиде­тельствует об активной инвестиционной политике в прошедших периодах.

В составе внеоборотных активов преобладают долгосрочные финансо­вые вложения (свыше 60% стоимости внеоборотных активов), что является следствием реализации стратегии, направленной на рост бизнеса за счет приобретения дочерних обществ; доля основных средства невысока (17,9%) и при этом снижается, что свидетельствует о недостаточной активности компании в сфере реальных инвестиций.

Компания использует объекты интеллектуальной промышленной собст­венности, которые по стоимости не имеют существенного значения в со­ставе внеоборотных активов, однако роль этих активов в деятельности со­временного бизнеса и процессе создания стоимости существенно увели­чивается, причем это относится как к идентифицируемым, так и особенно к неидентифицируемым нематериальным активам. В структуре нематери­альных активов компании преобладают исключительные права на про­граммы ЭВМ, базы данных (55,6%), исключительные права на изобрете­ния, промышленные образцы, полезные модели (41,1%).

Стоимость основных средств растет с невысоким темпом, составившим в отчетном году 12,5%, что свидетельствует о недостаточно активной инве­стиционной политике. В структуре основных средств преобладающим эле­ментом являются машины и оборудование, их удельный вес составил на


 




конец года 56,7%. Недвижимость имеет в структуре основных средств также существенный удельный вес, что указывает на возможность получения до­полнительного дохода за счет роста рыночной стоимости этих объектов. Во вновь приобретаемых основных средствах также преобладают машины и оборудование, их доля в приросте основных средств составила 81 1% что свидетельствует о том, что компания, имея значительные производственные помещения, увеличивает производственные мощности за счет приобретения производственного оборудования. Это положительно сказывается на про­цессе создания стоимости, поскольку от производственного оборудования непосредственно зависит выпуск продукции.

Состояние основных средств, которое характеризуется растущим коэф­фициентом годности, достигающим к концу года 54,8%, можно признать удовлетворительным, однако это свидетельствует о необходимости приня­тия эффективных решений в сфере реальных инвестиций, направленных на обновление производственного потенциала и укрепление рыночных позиций организации. Эффективность использования основных средств снижается, что вызвано ухудшением рыночной конъюнктуры, а также вложениями в ос­новные средства, которые еще не дали в полной мере увеличения финансо­вых результатов. Все эти факторы негативно влияют на процесс создания стоимости бизнесом. Тип производства характеризуется как экстенсивный поскольку имеют место рост фондовооруженности при снижении фондоотда­чи, а также капиталоемкий и трудосберегающий, поскольку имеют место су­щественный рост производительности труда и сокращение персонала.

Финансовые вложения компании — это доминирующий актив в составе имущества. Так, на начало года удельный вес финансовых вложений со­ставлял 48,4% валюты баланса, а на конец - 52,3%, что типично для ком­пании, которая является материнским обществом в Группе компаний. В со­ставе финансовых вложений преобладают долгосрочные; на начало года их удельный вес в общей сумме финансовых вложений составлял 99,6%, а на конец - 82,3%. Существенный рост долгосрочных финансовых вложений связан со значительными вложениями в уставные капиталы других органи­зации, что отражает стратегию роста компании путем поглощения в целях создания вертикально интегрированной структуры, контролирующей своих поставщиков и посредников в сбыте продукции. Управление финансовыми вложениями можно признать эффективным, несмотря на их низкую доход­ность, — финансовые вложения активно используются как средство фор­мирования и развития Группы. Это приводит к созданию стоимости в мас­штабах всей Группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: