И фундаментальной стоимости
Абсолютные годовые показатели создания |
Относительные годовые показатели создания |
Абсолютные показатели создания стоимости |
Относительные
Показатели
Создания
Стоимости
Остаточная чистая прибыль (RI) |
Спред эффективности |
Мультипликатор фундаментальная / балансовая стоимость собственного капитала (P/BV) |
Рыночная
добавленная
стоимость,
Индекс эффективности |
оцененная на
Остаточная операционная прибыль (ReOI) |
основе
фундаментальной
стоимости
Маржа экономической прибыли (PMEVA) |
(MVA)
Экономическая
Стандартизированный показатель прибыли (SSP) |
прибыль
(ЕР)
Денежная
Стандартизированный показатель добавленной стоимости (SMVA) |
добавленная
стоимость —
упрощенный
вариант
Добавленная
акционерная
стоимость
(SVA)
Общая
доходность
бизнеса (TBR)
Рис. 6.4. Система показателей создания стоимости, рассчитываемых на основе финансовой отчетности
Тематическое исследование (Case-study)
В табл. 6.32 представлена информация, необходимая для расчета показателей создания стоимости.
Таблица 6.32. Исходные данные для расчета показателей создания стоимости
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год |
Выручка, тыс. руб. | 140 301 567 | 154 880 576 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 50 508 140 | 40 423 931 |
Дивиденды, тыс. руб. | 20 976 295 | 17 979 682 |
Амортизация, тыс. руб. | 2 382 611 | 2 659 224 |
Инвестированный капитал, тыс. руб. | 165 024 076 | 203 143 404 |
В том числе: | ||
собственный капитал | 159 280 205 | 181 724 454 |
долгосрочные обязательства | 1 661 863 | 16 344 046 |
краткосрочные кредиты и займы | 4 082 008 | 5 074 904 |
Рыночная стоимость собственного капитала (САРМ), % | 15,34 | 15,52, |
Фактическая стоимость собственного капитала (рентабельность собственного капитала), % | 31,71 | 22,24 |
Фактическая стоимость заемного капитала, % | 0,13 | 0,55 |
Рыночная ставка по заемному капиталу, % | 9,40 | 9,00 |
Чистая операционная прибыль, тыс. руб. | 50 513 579 | 40 513 743 |
Прирост инвестированного капитала, тыс. руб. | — | 38 119 328 |
Средневзвешенная рыночная стоимость капитала, % | 15,05 | 14,61 |
Средневзвешенная фактическая стоимость капитала, % | 30,61 | 19,94 |
Средневзвешенная условная стоимость капитала (заемный капитал — по фактической стоимости, собственный капитал — по рыночной стоимости), % | 14,81 | 13,93 |
Рентабельность инвестированного капитала, % | 30,61 | 19,94 |
Денежная рентабельность инвестированного капитала, % | _________ | 20,81 |
Чистый денежный поток от операционной деятельности, тыс. руб. | ------ | 2 394 415 |
Рассчитанные показатели дают основания для следующих выводов. Чистая операционная прибыль снижается, что является индикатором снижения эффективности деятельности компании и ее возможности создавать стоимость.
|
Средневзвешенная рыночная стоимость капитала снижается вследствие изменения структуры капитала и более активного при-
влечения заемного капитала. Рыночная стоимость инвестированного капитала превышает его условную стоимость, рассчитанную с учетом фактических значений стоимости заемного капитала и рыночных значений стоимости собственного, что объясняется заимствованиями компании под более низкий, чем рыночный, процент. Рентабельность инвестированного капитала превышает его стоимость, это является признаком того, что бизнес создает стоимость.
|
Показатели создания стоимости, относящиеся к первой группе показателей, представленных на рис. 6.3, то есть абсолютные годовые показатели создания стоимости, представлены в табл. 6.33.
Таблица 6.33. Абсолютные годовые показатели создания стоимости, тыс. руб.
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год |
Остаточная чистая прибыль | 26 076 086 | 12 211 280 |
Остаточная операционная прибыль* | 25 678 315 | 10 837 317 |
Остаточная операционная прибыль** | 26 076 086 | 12 211 280 |
Экономическая прибыль* | 25 678 315 | 10 837 317 |
Экономическая прибыль** | 26 076 086 | 12 211 280 |
Денежная добавленная стоимость* | — | 12 604 482 |
Денежная добавленная стоимость** | — | 13 978 445 |
Добавленная акционерная стоимость* | — | (104 961 537) |
* Показатель рассчитан с использованием рыночной стоимости инвестированного капитала;
** Показатель рассчитан с использованием условной стоимости инвестированного капитала.
Расчет добавленной акционерной стоимости, выполнен для даты приведения — конец отчетного года, чистый денежный поток и фундаментальная стоимость на конец отчетного года взяты в исходном значении, фундаментальная стоимость на начало года приведена к концу года (ставка — средневзвешенная рыночная стоимость капитала).
Результаты расчетов со всей определенностью свидетельствуют о том, что бизнес создает стоимость. Так, все значения прибыли имеют положительные значения, однако при этом динамика показателей негативна, что связано со снижением рыночной и операционной эффективности компании. Показатели прибыли, рассчитанные на основе условной стоимости капитала, существенно выше.
|
Это означает, что возможность компании заимствовать под более низкий, чем рыночный, процент существенно увеличивает создаваемую ею стоимость.
Добавленная акционерная стоимость, которая рассчитана с учетом фундаментальной стоимости инвестированного капитала, имеет отрицательное значение в связи с уменьшением фундаментальной стоимости в отчетном году.
В целом показатели первой группы показательны для бизнеса,
создающего стоимость, характеризующегося при этом снижением
эффективности деятельности. Рассчитанные далее относительные
показатели позволяют несколько конкретизировать сделанные вы
воды (табл. 6.34). *i
Таблица 6.34. Относительные годовые показатели создания стоимости
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год |
Спред эффективности*, % | 15,56 | 5,33 |
Спред эффективности**, % | 15,80 | 6,01 |
Спред эффективности, рассчитанный на основе денежной рентабельности*, % | — | 6,20 |
Спред эффективности, рассчитанный на основе денежной рентабельности**, % | — | 6,88 |
Индекс эффективности* | 2,03 | 1,37 |
Индекс эффективности** | 2,07 | 1,43 |
Маржа экономической прибыли*, % | 18,30 | 7,00 |
Маржа экономической прибыли**, % | 18,59 | 7,88 |
Стандартизированный показатель прибыли*, % | — | 6,57 |
Стандартизированный показатель прибыли**, % | — | 7,40 |
Стандартизированный показатель добавленной стоимости, % | — | (60,55) |
Общая доходность бизнеса, % | — | (12,02) |
* Показатель рассчитан с использованием рыночной стоимости инвестированного капитала;
** Показатель рассчитан с использованием условной стоимости инвестированного капитала.
Рассчитанные относительные показатели подтверждают ранее, сделанные выводы о том, что бизнес создает стоимость, но при, этом указывают на то, что величина дополнительно создаваемой,
стоимости снижается. Это снижение происходит вследствие трех причин: во-первых, снижение эффективности рыночной деятельности; во-вторых, снижение операционной эффективности; и, в-третьих, повышение инвестиционной активности.
Стандартизированный показатель рыночной добавленной стоимости, расчет которого основан на значениях добавленной стоимости, представленных в табл. 6.35, имеет отрицательное значение вследствие зафиксированного снижения добавленной стоимости. По этой же причине значение общей доходности бизнеса отрицательно.
Суммарную созданную стоимость в абсолютных и относительных оценках характеризуют показатели, представленные в табл. 6.35.
Таблица 6.35. Абсолютные и относительные показатели создания стоимости
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год |
Фундаментальная стоимость инвестированного капитала по методу капитализации чистой операционной прибыли, тыс. руб. | 335 650 015 | 277 327 862 |
Фундаментальная стоимость собственного капитала по методу капитализации чистой прибыли, тыс. руб. | 329 278 371 | 260 380 241 |
Рыночная добавленная стоимость, тыс. руб. | 170 625 939 | 74 184 458 |
Мультипликатор фундаментальная/ балансовая стоимость собственного капитала | 2,07 | 1,43 |
Отношение рентабельности собственного капитала к стоимости собственного капитала | 2,07 | 1,43 |
Результаты расчетов свидетельствуют о том, что фундаментальная стоимость превышает балансовую на протяжении всего анализируемого периода. При этом имеет место снижение фундаментальной стоимости, рассчитанной на основе рыночного значения средневзвешенной стоимости капитала.
Расчет мультипликатора показал, что величина вновь созданной стоимости составляет 107 и 43% балансовой стоимости собственного капитала. Превышение фундаментальной стоимости над балансовой объясняется с точки зрения принципа эквивалентности [42] превышением рентабельности собственного капитала над стоимостью собственного капитала.
Для исследования динамики важнейшего показателя создания стоимости — экономической прибыли выполнены расчеты, результаты которых приведены в табл. 6.36.
Таблица 6.36. Факторный анализ экономической прибыли
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год | Влияние факторов, тыс. руб. | Влияние факторов, % |
Инвестированный капитал, тыс. руб. | 165 024 076 | 203 143 404 | 5 931 499 | 39,97 |
Рентабельность инвестированного капитала, % | 30,61 | 19,94 | (21 668 095) | (146,00) |
Средневзвешенная рыночная стоимость капитала, % | 15,05 | 14,61 | 895 598,56 | 6,03 |
Экономическая прибыль, тыс. руб. | 25 678 315 | 10 837 317 | (14 840 998) | (100,00) |
Рассчитанные показатели позволяют сделать вывод о том, что основной и единственный фактор снижения экономической прибыли — снижение рыночной и операционной эффективности бизнеса, проявившееся в снижении рентабельности инвестированного капитала. Влияние инвестированного капитала и средневзвешенной стоимости капитала — положительное, что свидетельствует о повышении инвестиционной и финансовой активности компании.
В целом рассчитанные показатели дают основание сделать выч вод о том, что бизнес создает стоимость, при этом величина создав ваемой стоимости снижается вследствие снижения рыночной и операционной эффективности компании.
Заключение
1. Первичные факторы стоимости компании
Базовые параметры управления стоимостью разработаны на примере компании ОАО «XYZ», которая представляет собой крупный бизнес и характеризуется следующими показателями: валюта баланса — 224 349 252 тыс руб остаточная стоимость основных средств - 27 796 202 тыс. руб., стоимость чистых активов - 181 750 532 тыс. руб., выручка - 154 880 576 тыс руб чистая прибыль - 40 423 931 тыс. руб., численность работающих -' 34 900 чел. Основные виды деятельности: производство и реализация продукции черной металлургии; изготовление и реализация продукции машиностроения; производственное, социальное и коммунальное строительство др. Компания является участником Группы, сформированной по вертикальному принципу, и имеет статус материнского общества. Группа компаний представляет собой вертикально-интегрированный холдинг; дочерние компании выполняют закупочные, сбытовые, транспортные, строительные, управляющие, финансовые, сервисные, консалтинговые функции, обеспечивающие технологический процесс и в целом хозяйственную деятельность Группы. Компания взаимодействует с другими участниками Группы в процессах поставок сырья и материалов, сбыта продукции, приобретения услуг а также посредством осуществления финансовых операций.
Инвестированный капитал компании составляет 165 024 076 тыс руб • рентабельность инвестированного капитала - 30,6% в предыдущем году и 19,94% в отчетном; средневзвешенная стоимость капитала — 15 1 и 14 6% соответственно; устойчивый темп роста - 12,4%. Таким образом, компанию в целом можно характеризовать как эффективную, развивающуюся создающую стоимость, но с явно выраженными тенденциями к снижению эффективности и величины создаваемой стоимости.
2. Рыночная деятельность: факторы стоимости
Корпоративная стратегия компании - это стратегия интегрированного роста то есть развития собственной сырьевой и сбытовой базы за счет приобретения контроля над соответствующими компаниями; уже на данный момент компания полностью обеспечена отдельными видами сырья. Рыночную стратегию компании можно характеризовать как стратегию операционной эффективности и лидерства в издержках, направленную на достижение конкурентоспособности продукции за счет низкого уровня цен, что достигается снижением затрат посредством приобретения контроля над основными поставщиками сырья. Для стабилизации и увеличения объема продаж компания использует географическую диверсификацию продаж, с помощью которой потери на одном географическом рынке компенсируются ростом объема продаж на другом.
Рынки, на которых исследуемая компания осуществляет свою деятельность, имеют следующие особенности. Спрос на продукцию отрасли характеризуется устойчивым ростом и определенной цикличностью, кроме того, присутствуют ценовые риски, связанные с высокой волатильностью цен на продукцию на внешнем и внутреннем рынках. Еще один фактор, влияющий на рыночную деятельность организации, — это высокая внутриотраслевая конкуренция, обусловленная высокой концентрацией предприятий, производящих аналогичную продукцию. Компания осуществляет поставки продукции как на внутренний рынок, так и на внешний, на который приходится свыше половины выручки. В связи с этим возникают риски снижения доходов в связи с введением квот и других торговых ограничений на основных экспортных рынках, а также в связи с ухудшением конъюнктуры в отдельных регионах мира. Однако поскольку компания характеризуется высокой степенью диверсификации деятельности и имеет определенные возможности переориентации товарных потоков на более привлекательные рынки, то риски снижения спроса можно считать невысокими. Таким образом, внешнюю рыночную среду можно признать способствующей созданию стоимости.
Оценка рыночных показателей деятельности компании свидетельствует о стагнации объема продаж, неуспешной рыночной деятельности, неэффективном маркетинговом комплексе. Положительные тенденции в рыночной деятельности компании таковы: высокая маржа прибыли; сокращение периода оборота дебиторской задолженности; незначительные убытки от списания дебиторской задолженности; превышение полученных авансов над выданными; высокий удельный вес денежных расчетов в выручке. Негативные тенденции касаются в первую очередь стагнации объема продаж, проявляющейся в отрицательных реальных темпах прироста выручки. Кроме того, отрицательно характеризует деятельность организации снижение рентабельности продаж с 39,5 до 32,1%, что непосредственно и отрицательно сказывается на возможности бизнеса создавать стоимость, поскольку маржа прибыли является одним из самых существенных вторичных факторов стоимости.
Направления рыночной политики компании, нацеленной на увеличение создаваемой стоимости, таковы.
1. Активизация рыночной деятельности. Поскольку рынки, на которых работает компания, эффективны, а положение компании устойчиво, тс* должна проводиться политика активного инвестирования в расширение' осуществляемых видов деятельности. Эта политика подразумевает интен-; сивное вложение капитала во внеоборотные активы, как реальные, так и* финансовые, продолжение формирования вертикально-интегрированного холдинга; а также инвестиции в оборотные активы, обучение персонала, маркетинговые мероприятия, научно-исследова-тельские работы.
2. Увеличение объема продаж продукции. Достичь этой цели возможно посредством выхода на новые рынки сбыта, обладающие высоким потенциалом роста; переориентации товарных потоков в направлении потребителей, обеспечивающих высокий стабильный спрос с низкой ценовой волатильностью; расширения номенклатуры продукции, реализуемой на наиболее перспективных рынках; усиления маркетингового комплекса в части ценовой политики, системы распределения продукции, рекламы. Оценивая будущие возможные темпы прироста объема продаж, необходимо учесть следующие факторы: общеэкономические условия, а именно имеющий место спад деловой активности, снижение объема продаж, увеличение интенсивности конкуренции на рынке. С учетом этих обстоятельств прогнозный рост объема реализации принят на уровне 0% в первом прогнозном году,
однако на будущее заложены более высокие темпы реального роста объема продаж — 1% годовых во втором году и 3% — в третьем и последующих годах.
3. Операционная деятельность: факторы стоимости
Операционную эффективность компании можно в целом оценивать как высокую, но с явно выраженными тенденциями к снижению. Операционная деятельность характеризуется следующими позитивными тенденциями с точки зрения создания бизнесом стоимости: уменьшение длительности операционного и финансового циклов, снижение налоговой нагрузки, повышение производительности труда. Однако при этом снижается оборачиваемость внеоборотных активов, что связано с активизацией инвестиционной деятельности, ухудшением рыночной конъюнктуры и стагнацией объема продаж. Еще одной негативной тенденцией операционной деятельности, влияющей на возможности бизнеса создавать стоимость, является увеличение показателей ресурсоемкости продукции, следствием чего является уменьшение рентабельности продаж — одного из важнейших факторов стоимости бизнеса.
Длительность циклов весьма короткая. Так, длительность операционного цикла в отчетном году всего 156 дней, при этом самый продолжительный отрезок операционного цикла — пребывание запасов сырья и материалов на складе. Основная причина снижения продолжительности операционного цикла — сокращение коммерческого цикла, то есть уменьшение периода оборота дебиторской задолженности с 61 до 53 дней, что позитивно характеризует деятельность организации и способствует созданию стоимости.
Величина оборотного капитала значительно возросла, этот рост составил 26,2%, что превысило рост выручки (10,4%), но не превысило роста оборотных активов (49,7%). Структура оборотного капитала по источникам формирования резко изменилась: если на начало года в оборотном капитале доминировал собственный оборотный капитал, удельный вес которого составлял 84,9%, то на конец года в источниках формирования оборотного капитала их удельный вес существенно снизился, при этом увеличился удельный вес долгосрочных обязательств с 4,4 до 34,0%. Такое изменение структуры оборотного капитала уменьшает его средневзвешенную стоимость, что способствует созданию бизнесом новой стоимости. Стратегия финансирования оборотных активов остается консервативной, то есть самой дорогой с точки зрения стоимости привлекаемых источников.
Политику управления персоналом в сложившихся условиях можно оценивать положительно, поскольку компания переходит на более прогрессивные капиталоемкие и трудосберегающие технологии, внедрение которых приводит не только к росту производительности труда, но и повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Производительность труда, рассчитанная через выручку, находится на достаточно высоком уровне, а именно составляет 4437,8 тыс. руб. на человека в год. При этом необходимо отметить, что создаваемая в компании добавленная стоимость достаточно велика, поэтому производительность труда, рассчитанная через добавленную стоимость и более адекватно оценивающая вклад персонала, имеет также высокое значение — 1853,5 тыс. руб. на человека в год. Темп прироста средней заработной платы превышает темп прироста производительности труда, рассчитанной как через выручку, так и через добавленную стоимость, что приводит к снижению возможности создавать стоимость.
Уровень оплаты труда в компании достаточно высок, превышает средний региональный уровень оплаты труда. Это свидетельствует о высоком качестве персонала, к тому же темп прироста средней заработной платы, составляющий 42,2% в год, существенно превышает темп инфляции, что позволяет удерживать высококвалифицированный персонал и способствует созданию стоимости.
Темп прироста расходов по обычным видам деятельности (23,8%) выше темпа прироста выручки, который составляет 10,4%, — это является признаком неэффективного управления расходами и уменьшает создаваемую стоимость. Общая ресурсоемкость продукции увеличилась на 12,2% вследствие увеличения всех без исключения показателей ресурсоемкости — это привело к снижению рентабельности продаж — важнейшего вторичного фактора стоимости бизнеса. Увеличение расходов определили два основных фактора — рост цен на ресурсы и увеличение материалоемкости, остальные факторы повлияли в гораздо меньшей степени. При этом один фактор повлиял в направлении снижения расходов — это уменьшение реального объема продаж.
Динамика относительных показателей налоговой нагрузки отрицательна, имеет место снижение практически всех показателей, что положительно влияет на процесс создания стоимости. Налоговые платежи компании снижаются более высокими темпами, чем налоговые базы, при этом наиболее существенное снижение имеет место по текущему налогу на прибыль, что связано со снижением налогооблагаемой прибыли. Показатели относительной нагрузки компании в целом соответствуют отраслевой налоговой нагрузке.
Динамика факторов, влияющих на чистую прибыль, в целом негативна, это приводит к снижению возможностей организации по созданию стоимости. Можно отметить существенное увеличение всех показателей ресурсоемкости и коэффициентов затрат, также негативно влияет на прибыль снижение прочего финансового результата, связанное с уменьшением в отчетном году объема операций по продаже активов, а также увеличение заемного капитала и средней процентной ставки. Единственный положительно повлиявший фактор — это снижение эффективной ставки налога на прибыль.
Направления политики управления операционной деятельностью, нацеленной на увеличение создаваемой стоимости, таковы.
1. Повышение эффективности оборотного капитала. Оценка эффективности службы снабжения и выяснение причин необоснованного роста запасов; контроль за эффективностью и целесообразностью поддержки участников Группы предоставляемыми краткосрочными займами. Постепенный переход к компромиссной стратегии финансирования оборотных активов и сокращение чистого оборотного капитала за счет увеличения кредиторской задолженности в целях снижения средневзвешенной стоимости капитала и увеличения потенциала компании в создании стоимости.
2. Внедрение трудосберегающих капиталоемких технологий, способствующих повышению конкурентоспособности продукции и росту производительности труда. Повышение фондовооруженности труда и его производительности, позволяющих при увеличении объема производства и продаж сокращать численность персонала. Обеспечение устойчивого роста оплаты труда, превышающего среднеотраслевой региональный темп роста, в целях удержания высокопрофессионального персонала в компании. Совершенствование системы мотивации труда, обеспечивающее рост профессионализма и качества персонала, а также повышение производительности труда. Снижение за счет этих факторов зарплатоемкости продукции, следствием которого является увеличение рентабельности продаж, рентабельности инвестированного капитала и рост стоимости бизнеса.
3. Снижение материалоемкости продукции за счет более жесткого контроля над поставками сырья, продолжение политики по приобретению контроля над поставщиками сырья.
4. Поддержание налоговой нагрузки на уровне 8—10% выручки, что соответствует среднеотраслевому уровню налоговой нагрузки. Усиление контроля над структурой выручки с позиций ее «налогоемкости». Усиление контроля за статьей «НДС по приобретенным ценностям», недопущение ее увеличения, обеспечение своевременного списания этих активов. Поддержание отрицательной чистой налоговой позиции, усиление контроля за возникновением отложенных налоговых активов. Недопущение существенного отклонения текущего налога на прибыль от условного налога. Усиление контроля за возникновением постоянных налоговых обязательств.
4. Финансовая деятельность: факторы стоимости
Финансовая деятельность компании активизируется в отчетном году: привлекаются значительные внешние заемные источники в целях финансирования инвестиционной деятельности; это приводит к снижению средневзвешенной стоимости капитала и способствует созданию стоимости. С учетом результатов деятельности компании и сложившихся рыночных условий привлечение заемного капитала выгодно, решение об изменении стратегии финансирования было целесообразным. Показатель дифференциала финансового рычага, рассчитанный по рыночным и фактическим процентным ставкам заемного капитала, высок — 17,3% по рыночным ставкам процента, это обеспечивает компании значительный запас финансовой прочности как на случай повышения процентных ставок, так и на случай снижения уровня рентабельности. Плечо финансового рычага увеличивается, однако остается на достаточно низком уровне — 0,12.
Стратегию финансирования компании можно оценивать как консервативную: на начало года в источниках финансирования доминировал накопленный собственный капитал (92,0%), к концу года существенный удельный вес приобрели обязательства (19,0%), которые и обеспечили 56,1% прироста источников финансирования. В качестве источников финансирования активно используется нераспределенная прибыль, что свидетельствует о том, что владельцы компании имеют долгосрочные цели относительно бизнеса. В целом финансовую активность компании можно характеризовать как низкую, этому, в частности, способствует дивидендная политика, направленная на капитализацию прибыли и обеспечивающая возможности роста компании за счет внутренних источников; так, отношение капитализированной прибыли к валюте баланса на конец года составило 0,76, что свидетельствует о том, что три четверти активов профинансированы капитализированной прибылью. Дивидендная политика достаточно взвешена и однозначна — выплата участникам значительной и стабильной доли прибыли (свыше 40%). Необходимо отметить, что нераспределенная прибыль является одним из самых дорогих источников капитала, поэтому столь значительный удельный вес этого источника является причиной высокой средневзвешенной стоимости капитала, что негативно сказывается на процессе создания бизнесом стоимости.
Средневзвешенная стоимость капитала компании снижается с 15,1 до 14,6%, что связано с изменением структуры капитала, которая становится более рискованной и дешевой. Увеличение рыночной стоимости собственного капитала, рассчитанной по САРМ-модели, несущественно, оно про-
изошло вследствие привлечения заемного капитала и увеличения финансового риска. Компания обладает положительной кредитной емкостью в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. При этом в отчетном году кредитная емкость существенно снизилась в связи с привлечением новых обязательств. Максимальной кредитной емкостью компания обладает в долгосрочном периоде.
Направления политики управления финансовой деятельностью, нацеленной на увеличение создаваемой стоимости, таковы.
1. Увеличение долговой нагрузки. Поскольку компания имеет избыточный запас финансовой прочности, целесообразно привлечение долгосрочных источников в объеме, равном приросту внеоборотных активов и запасов в части, непокрытой нераспределенной прибылью. Также целесообразно привлечение краткосрочных источников в объеме, равном приросту дебиторской задолженности и высоколиквидных активов в части, непокрытой кредиторской задолженностью. Возможно использование краткосрочных источников заемного капитала для финансирования части запасов.
2. Использование лизинга как способа осуществления инвестиционной деятельности, позволяющего эффективно обновлять наиболее ликвидное оборудование и транспортные средства, а также оптимизировать налоговые платежи.
3. Поддержание устойчивых дивидендных выплат. При осуществлении дивидендной политики целесообразно придерживаться методики постоянного распределения прибыли, обеспечивая при этом финансирование значительной части инвестиционных потребностей компании. С учетом этого коэффициент дивидендных выплат прогнозируется на уровне 45%.
5. Инвестиционная деятельность: факторы стоимости
Инвестиционную деятельность характеризует достаточно высокий удельный вес внеоборотных активов в структуре имущества компании, который достигает 70%. Это признак капиталоемкого производства, «тяжелой структуры» активов, генерирующей высокий операционный риск, кроме того, это свидетельствует об активной инвестиционной политике в прошедших периодах.
В составе внеоборотных активов преобладают долгосрочные финансовые вложения (свыше 60% стоимости внеоборотных активов), что является следствием реализации стратегии, направленной на рост бизнеса за счет приобретения дочерних обществ; доля основных средства невысока (17,9%) и при этом снижается, что свидетельствует о недостаточной активности компании в сфере реальных инвестиций.
Компания использует объекты интеллектуальной промышленной собственности, которые по стоимости не имеют существенного значения в составе внеоборотных активов, однако роль этих активов в деятельности современного бизнеса и процессе создания стоимости существенно увеличивается, причем это относится как к идентифицируемым, так и особенно к неидентифицируемым нематериальным активам. В структуре нематериальных активов компании преобладают исключительные права на программы ЭВМ, базы данных (55,6%), исключительные права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели (41,1%).
Стоимость основных средств растет с невысоким темпом, составившим в отчетном году 12,5%, что свидетельствует о недостаточно активной инвестиционной политике. В структуре основных средств преобладающим элементом являются машины и оборудование, их удельный вес составил на
конец года 56,7%. Недвижимость имеет в структуре основных средств также существенный удельный вес, что указывает на возможность получения дополнительного дохода за счет роста рыночной стоимости этих объектов. Во вновь приобретаемых основных средствах также преобладают машины и оборудование, их доля в приросте основных средств составила 81 1% что свидетельствует о том, что компания, имея значительные производственные помещения, увеличивает производственные мощности за счет приобретения производственного оборудования. Это положительно сказывается на процессе создания стоимости, поскольку от производственного оборудования непосредственно зависит выпуск продукции.
Состояние основных средств, которое характеризуется растущим коэффициентом годности, достигающим к концу года 54,8%, можно признать удовлетворительным, однако это свидетельствует о необходимости принятия эффективных решений в сфере реальных инвестиций, направленных на обновление производственного потенциала и укрепление рыночных позиций организации. Эффективность использования основных средств снижается, что вызвано ухудшением рыночной конъюнктуры, а также вложениями в основные средства, которые еще не дали в полной мере увеличения финансовых результатов. Все эти факторы негативно влияют на процесс создания стоимости бизнесом. Тип производства характеризуется как экстенсивный поскольку имеют место рост фондовооруженности при снижении фондоотдачи, а также капиталоемкий и трудосберегающий, поскольку имеют место существенный рост производительности труда и сокращение персонала.
Финансовые вложения компании — это доминирующий актив в составе имущества. Так, на начало года удельный вес финансовых вложений составлял 48,4% валюты баланса, а на конец - 52,3%, что типично для компании, которая является материнским обществом в Группе компаний. В составе финансовых вложений преобладают долгосрочные; на начало года их удельный вес в общей сумме финансовых вложений составлял 99,6%, а на конец - 82,3%. Существенный рост долгосрочных финансовых вложений связан со значительными вложениями в уставные капиталы других организации, что отражает стратегию роста компании путем поглощения в целях создания вертикально интегрированной структуры, контролирующей своих поставщиков и посредников в сбыте продукции. Управление финансовыми вложениями можно признать эффективным, несмотря на их низкую доходность, — финансовые вложения активно используются как средство формирования и развития Группы. Это приводит к созданию стоимости в масштабах всей Группы.