Оценка конкурентоспособности и разработка стратегии достижения конкурентоспособности через управление качеством в ООО «Массив»




 

Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемой продукции и аналога продукции-конкурента.

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. На практике конкретные потребности переводятся в набор количественно и качественно установленных требований к характеристикам продукции. Оценка ее качества состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству - перечню количественных характеристик (показателей качества) и качественных признаков.

В качестве объекта оценки конкурентоспособности возьмем кухонный стол «Уют» производства ООО «Массив».

Потребительское свойство товара - свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

Потребительские свойства изделия определяют его способность удовлетворять ту или иную конкретную потребность покупателя. Совокупность потребительских свойств характеризует качество изделия с точки зрения потребителя. Под термином «потребительские свойства» понимается группа свойств продукции, проявляющихся в процессе взаимодействия человека с вещью, раскрывающих ее ценность для потребителя и характеризующих способность вещих удовлетворять материальные и духовные запросы человека и общества.

Оценку уровня качества изделия проводят по соответствующей методике, согласно которой каждый показатель качества сопоставляют с показателями лучших отечественных и зарубежных образцов. Уровень качества мебели оценивают по техническим и органолептическим показателям, объединенным в следующие группы: комфортность, эстетичность, технологичность, уровень исполнения, уровень унификации, надежность в потреблении и долговечность, патентно-правовые показатели.

Комфортность характеризуется удобством пользования (соответствие изделия назначению, насыщенность элементами внутреннего оборудования), ухода за предметом (соответствие санитарным требованиям, простота перемещения и др.), размещения в помещении (возможность блокировать изделия в функциональные и художественные группы) и хранения различных предметов. Оценивают комфортность по балльной системе с оценками «отлично» - 23-30 баллов, «хорошо» - 13-20 баллов, «удовлетворительно» - 1-12 баллов.

Эстетические показатели следующие: наличие устойчивых признаков формы, характеризующих общность средств и приемов художественной выразительности, свойственных определенном стилю в конструировании мебели; соподчинение изобразительных и графических элементов общему композиционному решению; соответствие формы и внешнего вида мебельных изделий современных требованиям; качество композиционного решения, гармоничность пропорций; степень использования декоративных свойств материалов для создания полноценного художественного образа.

Функциональные показатели: совершенство выполнения основной полезной функции; возможность выполнения изделием дополнительных полезных функций; соответствие изделия антропометрическим требованиям (размеру, форме, массе тела человека), комфортабельность; приспособленность изделия к архитектурно-планировочным особенностям помещения.

Уровень применяемых материалов, фурнитуры и комплектующих изделий: новизна применяемых материалов, фурнитуры и комплектующих изделий; облицовочные, обивочные и настилочные материалы; лицевая фурнитура; крепежная фурнитура и механизмы трансформации; комплектующие изделия; степень применения высокоэффективных материалов.

Прочностные (технические) свойства. К ним относится: надежность и долговечность; устойчивость, прочность и жесткость; статическая прочность и мягкость элементов мебели. А также - технологичность изделия, определяющуюся по трудоемкости и материалоемкости изделия, и уровень унификации, определяемый расчетным путем.

В зависимости от этих показателей мебель делят на три категории: высшую, первую и вторую.

Кухонный стол «Уют» производства ООО «Массив» относится к первой категории товаров.

Проведем оценку конкурентоспособности кухонных столов.

Конкурентоспособность товара - критерий целесообразности выхода фирмы на товарные рынки, представляющий собой сумму характеристик товара, ориентированных на удовлетворение потребительского (платежеспособность) спроса.

Параметры качества столов приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Параметры качества столов

Параметры, ед. изм. Модель стола Коэффициент значимости параметров
  «Элегант» «Уют» «Лора»  
Толщина дерева, мм.        
Максимальное кратковременное воздействие тепла, градусов по Цельсию        
Регулировка высоты столешницы, мм.        
Регулировка по уровню, мм.        
Максимальная нагрузка, кг.        
Дизайн, баллов из 10        
Вес, кг        

 

Таблица 3 - Стоимостные характеристики столов

Стоимостные характеристики Модель стола Коэффициент значимости параметров
  «Элегант» «Уют» «Лора»  
Цена, д.е.        
Суммарные расходы потребителей за весь срок службы, д.е.        

 

Из таблиц 2 и 3 видно, что из рассмотренных вариантов наиболее конкурентоспособный и близкий по основным параметрам является стол «Лора».

Стол «Уют» уступает ему по показателям «Суммарные расходы потребителей за весь срок службы» и «Регулировка высоты столешницы», при этом выигрывает по «Максимальное кратковременное воздействие тепла» и «Максимальная нагрузка». При этом данные позиции оценены потребителями выше и их наличие играет большую роль, чем некоторые другие.

При этом модель столов «Уют» и «Лора» имеют одинаковые значения по таким важным параметрам как «Толщина дерева» и «Дизайн». Тем не менее, дизайн оценивается не столь высоко, как мог бы быть - всего 5 баллов из 10.

Модель стола «Элегант» значительно уступает моделям «Уют» и «Лора».

 

Таблица 4 - Значение сводных индексов, характеризующих потребительские свойства сравниваемых столов

Параметр качества Модель стола
  «Уют» «Лора»
Толщина дерева, мм. 1,00 1,00
Максимальное кратковременное воздействие тепла, градусов по Цельсию 1,00 0,91
Регулировка высоты столешницы, мм. 0,83 1,00
Регулировка по уровню, мм. 1,00 0,40
Максимальная нагрузка, кг. 1,00 0,83
Дизайн, баллов из 10 1,00 1,00
Вес, кг 1,00 1,00

 

Таблица 5 - Значение сводных индексов, характеризующих стоимостные свойства сравниваемых столов

Стоимостные характеристики Модель стола
  «Уют» «Лора»
Цена, д.е.    
Суммарные расходы потребителей за весь срок службы, д.е.   0,875

 

Таким образом, по значению сводных индексов, характеризующих стоимостные свойства сравниваемых столов, модель стола «Лора» выигрывает у стола «Уют».


Таблица 6 -Значение сводных индексов с учетом рейтинговых оценок

Параметр качества Модель стола
  «Уют» «Лора»
Толщина дерева, мм. 0,18 0,18
Максимальное кратковременное воздействие тепла, градусов по Цельсию 0,14 0,13
Регулировка высоты столешницы, мм. 0,10 0,12
Регулировка по уровню, мм. 0,12 0,05
Максимальная нагрузка, кг. 0,12 0,11
Дизайн, баллов из 10 0,23 0,23
Вес, кг 0,08 0,08

 

При анализе значения сводных индексов с учетом рейтинговых оценок позиции у столов «Уют» и «Лора» примерно одинаковые.

 

Таблица 7 - Значение стоимостных сводных индексов с учетом рейтинговых оценок

Стоимостные характеристики Модель стола
  «Уют» «Лора»
Цена, д.е. 0,5 0,5
Суммарные расходы потребителей за весь срок службы, д.е. 0,5 0,4375

 

Таким образом, оценка стоимостных сводных индексов с учетом рейтинговых оценок показывает, что данные модели столов имеют практически одинаковые оценки.

 

Таблица 8 - Расчет интегрального показателя

Итоговые значения Модель стола
  «Уют» «Лора»
Потребительские индексы 0,97 0,89
Стоимостные индексы   0,94
Интегральный показатель 0,97 0,95

 

Таким образом, стол «Уют» имеет большую конкурентоспособность, чем «Лора», но данный разрыв не столь значителен и составляет всего 0,02. при этом стоимости стола «Уют» выше, чем «Лора», что может некоторых потребителей склонить к покупке стола «Лора».

Следовательно, предприятие ООО «Массив» должно направить работу на поддержание и параллельное развитие конкурентных преимуществ.

Разработка стратегии достижения конкурентных преимуществ основана на проведенном анализе конкурентоспособности.

Существует четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы и соответствующие им типы компаний, каждый из которых ориентирован на различные условия экономической среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Придерживающиеся их фирмы, каждая по-своему, но практически в равной степени одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка.

Виолентная («силовая») стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и услуг, фундаментальный источник силы придерживающихся ее фирм заключен в том, что массовое производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Малые издержки, в свою очередь, позволяют устанавливать сравнительно низкий уровень цен, который и становится источником конкурентных преимуществ для фирм-виолентов.

Патиентная (пищевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного (чаще ограниченного) круга потребителей. Рыночную силу компании-патиенты черпают в том, что их изделия становятся в той или иной мере незаменимыми для соответствующей группы клиентов. Такая компания старается не распыляться, контролируя небольшую часть обширного рынка, а завоевывает максимальную долю узкого рыночного сегмента. Свои дорогие и высококачественные товары она адресует тем, кого не устраивает стандартная продукция.

Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (a нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это тоже путь повышения потребительской ценности, но не за счет сверхвысокого качества (как у патиентов), а за счет индивидуализации услуги.

Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном (но и баснословно выгодном в случае удачи) поиске революционных решений. Среди подобных фирм первопроходцы выпуска персональных компьютеров, биотехнологии.

Применительно к российским предприятиям можно отметить основную проблему: из-за низкого уровня качества продукции невозможно использование любой из вышеперечисленных стратегий на рынке. И здесь выбор стратегии ООО «Массив» можно найти только на пути формирования «стратегии качества», основанной на следующих положениях:

- развитие производства импортозамещающих товаров с уровнем воспроизведения качества, отвечающего складывающемуся внутреннему спросу;

- опережающее развитие интеллектуально-емкого производства, направленного на создание новой продукции, не имеющей мировых аналогов и способной порождать новые ветви мирового спроса;

- обеспечение соответствия повышения требований к качеству продукции со стороны покупателей повышению показателей качества продукции со стороны предприятия.

Первые два положения дают ориентиры для кратко- и среднесрочных действий ООО «Массив», третье определяет предпосылки его долгосрочного развития.

Очень важным для решения проблемы качества является воссоздание или организация НИОКРовских подразделений в возникающих структурах. К сожалению, этим вопросам уделяется недостаточное внимание, хотя в активизации исследовательских процессов непосредственно на предприятиях или в их объединениях заключен серьезный фактор их конкурентоспособности.

Поэтому с точки зрения реализации избранной стратегии качества, наиболее желательной представляется «анималистская» концепция предприятия, поскольку только в этой концепции категория качества продукции органически включается в деятельность предприятия, а не вносится извне.

Данная концепция рассматривает качество продукции как единство компонент производственного, инновационно-воспроизводственного и маркетингово-сбытового процессов, внутренней потребностей работников в качественной работе, а также гармоничностью взаимоотношений с деловой средой.

Таким образом, ООО «Массив» необходимо использовать виолентную («силовую») стратегию.

Разработка стратегии начинается с поставки целей.

Общие цели необходимо преобразовать в четко сформулированные задачи с указанием ожидаемых результатов, на достижение которых будет направлена деятельность организации.

Задачи, стоящие перед ООО «Массив», можно отнести к одной из четырех областей их деятельности: финансовой; обслуживания потребителей; хозяйственной деятельности и внутренних возможностей.

Специфические задачи определяются природой организации, отраслью (мебель), организацией производственного процесса, группой потребителей и динамикой рынка. В таблице 9 представлена система задач, охватывающая все важные для стратегическою развития ООО «Массив» области.


Таблица 9 - Система стратегических задач и показателей

Стратегическая область развития Задачи Показатели
Финансовая деятельность Устойчивое положение Поступление денежных средств
  Успех Рост квартальной прибыли на 10%
  Процветание Доход на акционерный капитал
Хозяйственная деятельность Технологии Рост показателя конкурентоспособности
  Производство Рост показателя производительности предприятия и труда работников
  Качество Сертификация товаров
Потребители Удовлетворение потребностей Результаты опроса потребителей
  Быстрота реакции на запросы Своевременные поставки
  Лояльность клиентов Повторные покупки, наличие постоянных клиентов
  Доля на рынке Увеличение доли рынка на 5%
Внутренний потенциал Работники Рост степени удовлетворенности работников
  Рост за счет внутренних ресурсов Увеличение объема продаж на 7%
  Инновации Число новых товаров, расширение ассортимента
  Развитие персонала Повышение квалификации персонала

конкурентный преимущество качество виолентный

ООО «Массив» не может обойтись без комплексного, системного подхода к определению целей и задач стратегического менеджмента. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели дерева целей.

Большинство компаний разрабатывает не один стратегический план, а несколько объединенных общей целью стратегий для различных уровней управления, образуя тем самым иерархию стратегий. Все уровни тесно связаны друг с другом и образуют пирамиду стратегий внутри организации, где каждый уровень является как бы рамкой для следующего уровня (рис. 3).

 


Рисунок 3 - Пирамида стратегий

 

В диверсифицированной компании, которая одновременно ориентирована на несколько видов бизнес-деятельности, обычно выделяют четыре уровня стратегии: корпоративную, деловую, функциональную и операционную.

Специализированные фирмы (как ООО «Массив») ограничиваются тремя уровнями. В этом случае корпоративная и деловая стратегии совпадают, так как стратегия разрабатывается для одной сферы бизнеса.

Уровни стратегии, их предназначения, ответственные за их разработку и основные задачи представлены в табл. 10.

 

 

Таблица 10 - Распределение задач по разработке стратегии

Уровень стратегии Предназначение Ответственные за разработку и реализацию стратегии Основные задачи
Корпоративная и деловая стратегии Для вида деятельности организации Руководители высшего звена управления и руководители отделов 1. Улучшение общих показателей работы в той отраслях, где организация уже действует. 2. Действия в области интеграции. 3. Поиск путей получения синергетического эффекта 5. Оптимальное распределение ресурсов. 6. Усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ. 7. Формирование механизма реагирования на внешние изменения
Функциональная стратегия Для каждого функционального направления в рамках отдельного вида деятельности Функциональные менеджеры - руководители среднего звена управления 1. Поддержка общей деловой стратегии и конкурентоспособности. 2. Создание управленческих ориентиров для достижения намеченных функциональных целей фирмы. 3. Интеграция стратегических усилий операционной деятельности
Операционная стратегия Для структурных подразделений внутри функциональных направлений Менеджеры низшего звена управления 1. Решение узкоспециализированных вопросов и проблем, связанных с достижением целей функциональных подразделений. 2. Повышение производительности труда

 

Заключение

 

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Конкурентоспособность начинается с ресурсных факторов и зависит от географического положения, климатических условий, наличия в стране природных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и накопленного капитала. Однако чтобы удержать успех в конкурентной борьбе, недостаточно наличия только этих факторов. Преуспеть в любой отрасли можно не только за счет унаследованных факторов, сколько благодаря действию механизмов, способных непрерывно повышать эффективность их использования.

Непрерывное совершенствование факторов предполагает капиталовложения в основные и оборотные фонды, в развитие навыков и знаний, а так же, затраты по управлению и развитию инфраструктуры. В этом смысле инвестиции правильнее относить к технологическим ресурсам (механизмам создания и развития конкурентных преимуществ). Роль инвестиций в создании конкурентных преимуществ не всегда одинакова и зависит от стадии, которой достигла страна в развитии национальной конкурентоспособности. В связи с этим наращивание конкурентоспособности часто рассматривают как смену трех последовательных стадий: стадии факторных, инвестиционных и инновационных преимуществ.

ООО «Массив» занимается производством и продажей мебели.

ООО «Массив» работает в условиях смешанного типа рынка с элементами чистой и монополистической конкуренции.

Российский мебельный рынок является одним из наиболее динамично развивающихся рынков, благодаря практически полному отсутствию сезонного спада производства и потребительского спроса. Рынок отличается большой конкурентностью и непрозрачностью. Челябинский рынок мягкой мебели перенасыщен. В условиях жесткой конкуренции производители расширяют предоставляемые услуги, стремятся сделать условия покупки более удобными. Потенциальные потребители только выигрывают от этого.

Охарактеризуем основных конкурентов ООО «Массив»: Фабрика мебели «RK», «Арки», «АРТ-Мебель», ООО «Витен», ООО «Интерьер-Люкс» и производственное объединение «Круг». Сильной стороной всех предприятий является то, что все они функционируют уже более 3 лет. Преимуществом компаний фабрика мебели «RK», «АРТ-Мебель», ООО «Интерьер-Люкс» является то, что в ассортиментной линейке более 50 наименований. Также сильной стороной всех предприятий является своевременная доставка продукции. В то же время для всех компаний характерно в той или иной степени недостаточное развитие дилерской сети.

В работе дается оценка стола «Уют» производства ООО «Массив». Результаты оценки показали, что стол «Уют» имеет большую конкурентоспособность, чем «Лора», но данный разрыв не столь значителен и составляет всего 0,02. при этом стоимости стола «Уют» выше, чем «Лора», что может некоторых потребителей склонить к покупке стола «Лора».

Следовательно, предприятие ООО «Массив» должно направить работу на поддержание и параллельное развитие конкурентных преимуществ.

ООО «Массив» необходимо использовать виолентную («силовую») стратегию. Также в работе представлены цели и задачи стратегии достижения конкурентных преимуществ через управление качеством.


Список литературы

1. Агеева, Н.Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности / Н.Г. Агеева. - Курган: Издательство КГУ, 2012. - 121 с.

2. Акулич, О.В. Теория и методы оценки отраслевой конкурентоспособности / О.В. Акулич. - М.: Наука, 2011. - 271 с.

. Бушуева, Л. Конкурентная стратегия и ее реализация / Л. Бушуева // Управление компанией. - 2010. - №6. - С.26-31.

4. Долинская, М.Г., Соловьев, И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьев. - М.: Издательство стандартов, 2010. - 439 с.

5. Емельянов, С.Г. Оценка конкурентоспособности / С.Г. Емельянов. - Курск: КГТУ, 2008. - 263 с.

6. Кругман, П.Р. Международная экономика: Теория и политика / П.Р. Кругман. - М.: Экон. фак. МГУ, 2007. - 769 с.

. Мерзликина, Е.М. Повышение конкурентоспособности организации на основе инновационных методов менеджмента: монография / Е.М. Мерзликина, М.В. Введенская. - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. - 107 с.

. Питеев, В.Г. Управление конкурентоспособностью организации: инновационная деятельность и маркетинг / В.Г. Питеев. - Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2008. - 178 с.

. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 454 с.

. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Эксмо, 2009. - 956 с.

. Стратегическая гибкость / Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О'Нил. - СПб.: Питер, 2009. - 381 с.

. Трейси, М. Маркетинг ведущих компаний: выбери потребителя, определи фокус / М. Трейси, Ф. Вирсема. - М.: Вильямс, 2007. - 292 с.

. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2010. - 544 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: