Этика рыночных отношений




 

Нельзя утверждать, что этика рыночных отношений с момента своего становления сознательно развивалась как такая, которой присущи нравственность и человеколюбие. Напротив, с момента своего становления рыночная экономика заявила о себе как о жесткой системе принуждения, забывающей о человеке. Стоит вспомнить изнурительный труд рабочих на фабриках, когда отсутствовали элементарные условия для нормального воспроизводства рабочей силы, когда жизнь человека обрывалась в тридцать — тридцать пять лет.

Возвышение в этике отношений принципов нравственности и гуманности на уровень национальной экономической политики стало реальностью только во второй половине XX в. Это результат длительного эволюционного развития рыночных отношений, когда выяснилось, что без соблюдения таких принципов невозможен дальнейший прогресс человеческого общества и существование самой рыночной системы.

Этика рыночных отношений развивалась вместе с развитием, во-первых, производственных ресурсов во всех их составляющих, во-вторых, человека как общественной личности и, в-третьих, экономических производственных отношений. Результатом достигнутого уровня социально-экономического развития стало то, что на основе сформировавшейся современной многоукладной, смешанной экономики, выражающейся в разнообразии форм собственности, регуляторами рыночной экономики является не только рыночный механизм саморегулирования, но и государственное регулирование. При этом особую роль играет уровень и состояние рыночного сознания.

Уровень рыночного менталитета определяется социально-культурными факторами. Последние включают в себя экономическую, правовую, политическую и другую социокультуру. Основополагающей развития социокультуры является экономическая культура как составная часть культуры общества, этики отношений в нем. Экономическая культура характеризуется уровнем экономических знаний и умения ведения хозяйства, глубиной познания и использования экономических законов. Она в значительной мере определяет реалистичность основных направлений экономической политики и, в конечном итоге, их результативность. Развитие процесса демократизации хозяйственной жизни, становление разнообразных форм собственности и переход к рыночным отношениям в Украине особенно актуализируют проблему повышения экономической культуры, этики ее отношений.

Невыполнение в современных переходных условиях Украины договорных обязательств партнеров, нередкое стремление к мгновенному доходу, некомпетентность и незнание рынка, производство некачественной продукции, непрофессионализм, особенно на всех ступенях управления экономикой, наглядно свидетельствуют о низком уровне экономической культуры и деловой этики. Этот же уровень проливает свет и на тенденцию к усилению группового эгоизма (коллективного, ведомственного, регионального) у многих субъектов экономической деятельности, что проявляется в удовлетворении собственных интересов в противовес интересам национально-государственным.

Внимание к человеку и его интересам рассматривается в большинстве стран с развитой рыночной экономикой как принцип морали в обществе и поэтому экономическую политику пытались приспособить к человеку, а не наоборот, как это было раньше. Поэтому в центр социальной философии, на которой строится система рыночных отношений, была поставлена идея, что общественный строй должен учитывать дуалистическую природу человеческой сущности.

Суть дуалистической природы человека состоит в том, что человек как личность, индивидуум одновременно является социальной сущностью, вмонтированной в общество. Из индивидуальности человека вытекает, что ему как индивидууму должны принадлежать неотъемлемые основные жизненные права (право на жизнь, на человеческое достоинство, на свободное развитие личности и пр.), а из социальности человека вытекают его права и обязательства по отношению к обществу, например обязанность и право на солидарность. Эти два полюса человеческого существа составляют исходную и одновременно целевую точку современной социально ориентированной модели рыноч­ной экономики. Синтез политической, экономической и персональной свобод, которые должны обеспечиваться правовым государством, исходя из общечеловеческих идеалов, социальной справедливости через социальные гарантии, рассматривается в развитых рыночных экономиках как наиболее принципиальная сущность построения общественных отношений. Поэтому одним из критериев общественного строя государства современной рыночной экономики является гуманность и нравственность в этике отношений, поскольку, как подчеркивал "отец" концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллер-Армак, ни власть или право, ни большинство или свобода, ни демократия или диктатура не могут характеризовать сущность государственного строя. На это место должна быть поставлена гуманность, поскольку "гуманность есть воплощение всего того, что мы выносим наружу из глубокого осознания сути человека, и понимается она (гуманность. — Авт.) как предпосылка бытия и само бытие человека". Отсюда вытекает, что общество для своего развития должно продвигаться в направлении гарантирования каждому гражданину права на человеческое достоинство, свободное развитие личности, которые требуют социальных гарантий и социальной справедливости.

Исходной посылкой этики рыночных отношений является то, что в рыночной экономике планирование потребления и планирование производства совершаются потребителями и производителями изначально индивидуально. Координация отдельно составленных экономических планов осуществляется на рынке в ходе ценообразования на основе конкуренции. Это основоположный принцип экономики рыночного типа.

Однако стремление индивида к индивидуальной свободе и саморазвитию не может быть безграничным, поскольку, в конечном итоге, содействует общественным конфликтам и социальному напряжению. Учитывая объективную возможность подобного поведения индивидов, общественное устройство в странах с развитой рыночной экономикой подчиняет человеческий индивидуализм этическим нормам, которые отвечают духу и целям господствующих в них экономическому и социальному укладам. Ограниченный рамками нравственности индивидуализм рыночной экономики превращается в этический индивидуализм и становится точкой отсчета развития всей общественной системы. Эту функцию он выполняет и в определении двух основоположных системообразующих элементов рыночной экономики: конкурентности и социальности.

Прежде всего этический индивидуализм лежит в основе конкурентности рыночных отношений. Если рассматривать рыночные отношения в их наиболее чистом виде, то они базируются на системном единстве трех составляющих: 1) многообразие форм собственности на экономические ресурсы с опорой на частный интерес и децентрализированное право принятия решений; 2) цены как инструмента рыночного управления; 3) конкуренция как двигатель эффективных действий хозяйствующих субъектов и индивидов. Частная собственность на экономические ресурсы выступает основой основ становления и дальнейшего развития рыночных отношений. Пребывая в органической связи со стремлением к прибыли, она действует как инструмент поощрения к экономической активности и выступает наиболее простой и надежной формой гарантии рационального поведения индивидуумов и хозяйствующих субъектов. Отношения частной собственности лежат в основе практически всех форм проявления экономической свободы на рынке и в производстве.

Экономические свободы оформляют право децентрализации принятия решений хозяйствующими субъектами и индивидами. Реализуется оно не только в праве на самостоятельное определение рыночного поведения или образа действий в сфере производства, но и в обязанности предпринимателя брать на себя результаты принятых им самим экономических решений, какими бы они ни были. Децентрализованное управление экономикой принуждает собственника факторов производства учитывать возможные выгоды и потери от своих хозяйственных действий самостоятельно и в полном объеме, в противном случае его неизбежно настигнет крах.

Экономические выгоды и потери могут быть следствием не только индивидуальных действий собственника факторов производства, но и результатом делового поведения контрагентов. Право на свободу договоров обязывает нести индивидуальную ответственность и в таких случаях. Исключительное значение здесь приобретает оформление условий для солидарных действий собственников, которые ставят индивидуальный эгоизм на службу обществу и содействуют ликвидации конфликтов между индивидуальными и общественными интересами. Согласование частных и общественных интересов реализуется на рынке при активном содействии государства как гаранта этических норм в обществе. Децентрализованное право принятия решений допускает значительное число частных решений. Однако цена должна установить спрос и предложение и отобразить экономическую ограниченность ресурсов и товаров. К тому же на рынке, насыщенном различными информационными потоками, цена несет в себе основную информацию для принятия решения относительно объемов производства и использования факторов производства. Этим рыночная цена наиболее точно укажет целесообразность затрат и даст общественную оценку всех товаров и ресурсов. Через цену согласуются интересы производителей и потребителей, при которых индивидуальный интерес может быть реализован лишь в случае общественного признания. Это касается всех товаров, за исключением так называемых общественных, которые не могут быть целиком индивидуализированы и от которых потребитель не может быть отлучен, поскольку они составляют естественный элемент его существования и развития (общественный транспорт, здравоохранение, образование и т. п.).

Признание или непризнание обществом того или иного товара, которое происходит через рыночное ценообразование, управляет процессом производства. И здесь определяющую роль играет конкуренция. Конкуренция принуждает производителей направлять свое предложение на удовлетворение желаний покупателей и требует цены, которая отвечает фактическим отношениям ограниченности ресурсов и товаров. Одновременно конкуренция выступает способом предотвращения ограничения экономической свободы и с этой точки зрения она может быть трактована как свойство этики рыночных отношений. В идеальном варианте конкуренция может защитить экономическую свободу и одновременно привести в соответствие частные и общественные экономические интересы. В конкурентной экономике экономический прогресс всех людей, в особенности в их функции потребителей, подчеркивал Л. Эрхард, идет им на пользу и в то же время преимущества, которые являются следствием высокой производительности экономической деятельности, ликвидируются. Этим конкуренция создает достаток, влияет на социализацию технического прогресса и поддерживает личное стремление к производительному труду.

Таким образом, частная автономия и децентрализованное управление, свободное ценообразование и конкуренция, образуя системное целое, формируют конкурентно-рыночный механизм, который генетически несет в себе отдельные черты нравственности этических отношений. В организации этого механизма заложены потенциальные гарантии также и политических свобод: экономическая свобода, создаваемая конкурентно-рыночным механизмом, не совместима с политической несвободой, точно так же и политическая свобода не может быть объединена с экономической несвободой.

Говоря о положительной стороне этики рыночных отношений, выражающейся в обеспечении экономической эффективности стимулов и принципов хозяйствования рыночной системы, не сдедует забывать и о присущих ей недостатках, являющихся следствием законов рынка, механизма рыночного саморегулирования. Они вызывают к жизни тенденции к нестабильному развитию экономики — инфляцию, безработицу, экономические циклы с падением темпов роста, — а также к усилению неравенства в распределении доходов, ограничивают возможности развития сферы общественных благ и услуг. Все это определяется колебаниями и неравномерностью развития платежеспо­собного спроса различных групп населения. Отсюда необходимость государственного регулирования в современной рыночной экономике. Его масштабы, формы, сферы и т. п. значительно отличаются в разных странах. Но везде они являются элементами современного рыночного механизма, этики рыночных отношений.

Нормы этики находят свое место и в социализации рыночной экономики. Особенность социального характера рыночных отношений в чистом виде состоит в том, что в соответствии с принципами этического индивидуализма и экономической свободы забота о социально-экономическом положении индивидуума должна принадлежать к проблемам, которые находятся в ответственности каждого. Каждый индивид имеет не только право на свободный выбор профессии, ведение предпринимательской и трудовой деятельности, но и обязан сам заботится о своем "месте под солнцем". Экономическая свобода принуждает делать свой выбор с ответственностью, а экономическое принужде­ние (рынок, как правило, стимулирует более высоким вознаграждением тех, кто является носителем более эффективного труда) определяет степень такой ответственности в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности каждого индивида. Для всех занятых на рынке труда значение этики механизма конкуренции состоит в том, что она влияет на эффективность труда, стимулирует снижение издержек производства и цен, улучшение качества товаров. Отсюда социальные основы рыночной экономики.

Вместе с тем существует много случаев, когда рыночный механизм не позволяет решить нравственные и социальные проблемы и рыночная форма организации экономики становится угрозой развитию общества. В первую очередь это касается групп населения, которые в силу разного рода причин не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности через рыночные механизмы. Больные, люди преклонных лет, дети и т. п., не обладая соответствующей собственностью, не получают рыночного дохода. Не получают его и безработные, занимающие значительное место в странах рыночной эко­номики. И поскольку рыночный строй обеспечивает доход только участникам рынка, то с точки зрения нравственности рынок аморален по отношению к отмеченным группам населения. С другой стороны, рынок объективно не в состоянии быть иным: данная группа населения не является его субъектом. Эта коренная особенность рыночной эко­номики, исключающая из экономической деятельности значительные части населения, свидетельствует о цинизме в данной экономике. Таким образом, рыночные отношения — в одно и то же время благо и угроза: благо для его участников и социальная угроза для рыночно несостоятельных групп населения, которые вследствие этого нуждаются в специальной социальной защите и обеспечении.

Социальная защита и обеспечение в условиях рыночных отношений необходимы еще и потому, что рынок неспособен снять социальное напряжение в обществе, так как во многих случаях сам выступает его причиной. Поэтому необходимы государственные институты, которые взяли бы на себя устранение недостатков, связанных с функционированием рынка и компенсировали бы его неспособность быть нравственным по отношению ко всем членам общества. Социальность рыночной экономики как единство действия рыночных сил и государственной активности отвечает трем основным принципам: принципу социального выравнивания, принципу материального выравнивания, принципу социального обеспечения, каждый из которых воплощается в реальные формы со­знательной организации социального строя конкретного типа рыночной экономики.

Таким образом, социальный характер рыночной экономики является дуалистичным. Он объединяет требование к производительному труду всех, кто эту задачу объективно может решить, с обязательствами специальных государственных институтов к социальному выравниванию и социальной поддержки тех, кто не может обеспечить себе условий полноценной жизни. Это является еще одной формой проявления этики рыночных отношений.

Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что по своей объективной природе рыночные отношения несут в себе этические начала, которые отвергают принципы иждивенчества и злоупотребления властью. Однако, во-первых, субъекты рыночных отношений своим деловым поведением вносят такие изменения в рыночный механизм, который приобретает во многих случаях черты безнравственности, проявляющиеся как на микроуровне экономики, так и на ее макроуровне. Безнравственное поведение субъектов рынка находит свое выражение в возникающих ежедневно экономических преступлениях и экономической эксплуатации, в алчности и эгоизме предпринимателей, в имеющем место недобросовестном принятии народнохозяйственных решений политиками. Наиболее остро эти проблемы воз­никают тогда, когда нравственное поведение субъектов рынка вступает в противоречие с целями краткосрочной максимизации прибыли в деятельности компании. Работая на краткосрочную перспективу, рынок всегда поворачивается своей безнравственной стороной. Множество примеров тому дает экономика переходного к рынку периода, когда погоня за повышением прибыли в краткосрочном периоде приводит к фактическому закрытию предприятий в массовом порядке, обнищанию масс вкладчиков, негативно влияет на экономическое состояние общества, подрывает саму идею рыночных преобразований.

Во-вторых, нравственные проблемы этических отношений возникают тогда, когда рынок оказывается недееспособным. Однако ограниченные воз­можности рынка дополняются в странах с развитой рыночной экономикой целенаправленной деятельностью государства, которое стремится компенсировать рыночные недостатки и берет на себя защиту нравственных идеалов общества. Свидетельством тому является деятельность государства по созданию правового поля, в котором функционируют хозяйствующие субъекты и индивиды, по социальной защите и обеспечении своих граждан, по организации предоставления общественных благ и т. д. Среди нравственных проблем, которые наиболее часто приходится решать государству, дополняя рыночный механизм, имеют место проблемы экономического роста, который сопряжен с отрицательным воздействием на окружающую среду, проблемы финансирования дефицита государственного бюджета, проблемы налогообложения и монетарного регулирования, предоставления общественных благ, проблемы занятости и пр. Их решение зависит от компетентности субъектов экономической политики, значительную часть из которых выбирают сами члены общества и отсюда соответствующую их менталитету.

Таким образом, для этики рыночных отношений характерны, с одной стороны, объективная основа в виде реально складывающихся экономических производственных отношений и системы рыночного саморегулирования, а с другой - субъективная целенаправленная деятельность государства по выражению объективных нравственных потребностей. Взаимодействие этих двух сторон обеспечивает эволюцию этики рыночных отношений в направлении социально-экономического прогресса и тем самым поступательное изменение в учете интересов каждого индивида и общества в целом, без чего становится невозможным дальнейшее цивилизационное развитие.


 

Список литературы

1. Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.

2. Базилевич В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.

3. Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006. – 187 с.

4. Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. – К.: Центр навчальної літератури, 2006.

5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.

6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання,2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: