Антуан Франсуа Прево (1697-1763)




Занимает особое место в 18 веке. Он в стороне от просвещения, его интересуют явления не подвластные разуму. Он был монахом, солдатом, журналистом, искателем приключений. По рождению принадлежал к привелегированным слоям. Учился в иезуитской школе, потом в монастыре, готовился к духовной карьере, но сбежал оттуда. 2 года был солдатом, потом снова принял обет монашества. В келье пишет большой роман, частью которого является "История ..." И "Манон Леско". У Прево совершенно нет критики и обличения. Он относится к разряду литераторов (зарабатывал литературой).

"Манон Леско" - первый исторический роман, которому предшествовали плутовские. В центре - путешествие ради любви. Это близко к прицеозным романам, но в отличие от них у любви нет отрыва от быта. Основа сюжета - психология, анализ страсти. Прево соединяется страсть с анализом бытовой среды. Основное повествование строится от лица Де Грие. Он дворянин, человек тонкий и образованный. Манон Леско напротив, простолюдин. У Прево тема любви между людьми разных сословий раскрывается сложно: подключается культурный уровень. Де Грие - рыцарь, Манон - проститутка. Конфликт людей разных культур и в различие характеров героев. Если бы моральные принципы были общими, а герои были разведены только социально - драмы бы не было. Важна внутренняя коллизия. Де Грие мог бы стать сутенером, но это противоречит его внутренним убеждениям. Социальные различия героев автора мало интересуют. Прево отталкивался от простых установок и возможно то, что получилось, не задумывалось автором: произведение оказалось больше автора.

Повествование ведется от лица де Грие как носителя тонкой индивидуальной культуры, имеющего способность к рефлексии. Социальные различия героев почта не интересуют, главное - разница натур. Нет портрета героини, поскольку с точки зрения главного героя она святыня. В то же время Манон Леско разрушает его жизнь: он стал шулером, убийцей. Прево возвеличивает эту страсть. Резонеры в романе - отец и друг героя. Они борются с любовью, отец - властно, друг - с помощью доводов. Поскольку от автора в романе только маленькая рамка - голос автора заявлен только в начале и в конце - отсюда оправдание любви как выражение человеческой природы в противовес абстрактному разуму и религиозной догме. Поэтому книга была признана безбожной и ее запретили на 20 лет.

Новое в герое Прево - психологический самоанализ в соединении с прозой (бытвой достоверностью) и оправданием человеческих начал в героине это отражается еще больше, поскольку художественная тайна романа определяется образом Манон Леско, которая вошла в ряд вечных образов. У нее противоречивый характер. Важность героини показывает смена названий: "История де Грие и Манон Леско", "История Манон Леско и де Грие", "Манон Леско". Героиня не связана ни с кем никакими узами, противоречива, изменчива. Де Грие не может понять Манон, ее примитивизма. Она героиня новой буржуазной эпохе, всегда ощущает недостаток в деньгах. Все персонажи с ее стороны отрицательные, она разрушает его жизнь, но она невероятно обаятельна, поэтому любовь к ней не ослепление. В богатстве видит единственную возможность независимости, она не расчетлива, искренна. Если подходить к характеру исторически, он порожден буржуазной действительностью. Буржуазия объявила свободу человека располагать своей душой и телом. Ее душа несет искреннюю любовь к де Грие, а тело продажно. Это противоречие характерно для романов буржуазной эпохи.

Внешний конфликт - мешает среда. Внутренний конфликт - столкновение характеров и влияние среды на характер. Также присутствует фатум: любовь обречена на смерть. В финале Манон умирает. Де Грие своими страданиями очищает оценку их любви, она возвышается. Нововведение Прево - внутренний монолог, изображение душевных противоречий. У де Грие как рассказчика нет позы, не стремления возвысить свою любовь, нет громких фраз романтизма. Простота и ясность слога, материальное также включается.

В начале большой успех романа. Современная Прево критика отмечала его мастерство, другие говорили что надо сжечь книгу. Преемственный образ - Кармен. Прево соединил демонический тип с ангельским в образе Манон.

Вольтер (1694-1778)

Крупнейшая фигура 18 века. Мыслитель, историк, писатель (проявил себя во всех отраслях литературного творчества). Говорил, что ищет расположение всех муз. Символ вольномыслия этой эпохи. Из богатой буржуазной семьи, получил прекрасное образование. Блеск ума быстро сделал его известным в обществе. Однако слава не защищала его от унижений как не дворянина. Уже в 1717 году оказался в Бастилии за сатиру на известную персону. Вызвал на дуэль Реогана, за что его сослали в Англию. Книга, написанная там, осуждена за материализм. С 1734 года жил у маркизы Дю Шатле, подруги. С 1750 года при дворе Фридриха Великого в Германии. С 1754 живет в поместье Ферне на границе Франции и Швейцарии. Ккаждый просвещенный челоек считал честью посетить Вольтера. Сотрудничество Вольтера в энциклопедии сопровождалось борьбой с церковью, он был ее ярым противником. Сам придерживался деизма - Бог дал первый толчок, дальше мир развивался по своим законам. Не равнял церковь и религию: Бог для Вольтера гарант внутренней нравственности, "если бы Бога не было, его надо было бы выдумать". Вел борьбу против злоупотреблений церкви, особенно известно дело Калласа - его казнили, а Вольтер добился его посмертного оправдания.

В 1778 году Вольтер триумфально вернулся, после смерти короля, его встречали толпы. Тогда Вольтеру было за 80 и через несколько месяцев он умер. Церковь запретила его хоронить в Париже, захоронен в пантеоне только после Великой революции.

Эстетика Вольтера: просветительский классицизм, но он против подражания античным образцам. Идеал прекрасного изменяется в разные эпохи в разных нациях. Вольте р преодолевал классицистическую доктрину, особенно наглядно это проявилось в драматургии. У Корнели и Росина его не устраивает статичность действия. Вольтер открыл опыт и динамизм Шекспира, побывав в Англии. Считал что его динамизм надо добавить, но убрать его безвкусие, чудовищный фарс. Вольтер соблюдал правило 3 единств, стихотворную форму, возвышенный декламационный тон. Но обогащает сценической действие, выводит сцены убийств и массовые сцены, расширяет сюжеты, впервые на сцену выведены французы. Вольтер даже стремился к национальной достоверности, прописывал национальные костюмы. Его цель - показать разнообразие но и единство человеческого рода в решении просветительских проблем. Сами проблемы прокручиваются на разном материале. Заявлены новые гражданские идеалы в трагедии. Например, трагедия Брут: Бруд возглавляет восстание против царя, а сын Брута Тит влюблюен в царскую дочь, предает общее дело и отец казнит его. Теперь идеал - борьба с абсолютизмом. Трагедия "Заира": влюбленный султан Арасман и его пленная возлюбленная Заира. Появляется ее брат Нерестан, осуждает ее за снисхождение к чужой религии, зовет домой. Она разрывается, а султан от ревности ее убивает, потом и себя. Вольтер здесь за естественное чувство и против религии.

Помимо отражения высоких идеалов просвеЩения в прежней форме классицистической трагедии, создает средний жанр: в трагедии "Гибры" выводит на сцену героев нижнего сословия, приближаясь этим к драме. Также возвышает комедию: "Блудный сын", "Нанина или побежденный предрассудок" сюжет женитьбы аристократа на служанке. Вольтер принципиально не принимал "слезную комедию", установка которой растрогать зрителя. период Вольтера - эволюция просветительского классицизма.

Вольтер также был крупнейшим эпическим поэтом. Высшая слава Вольтера - поэма "Генриада", но она устарела раньше всего. Здессь много аллегорий, Генрих 4 показан как идеальный монарх, совершает путешествия в ад, на небеса, в храм судеб и т.д. Важна просветительская идеология.

Другой подход к истории в поэме "Орлеанская девственница". Была опубликована без ведома автора, Вольтер отказывался от авторства, боясь обвинений. Возникла как пародия на поэму Шаплена 18 века "Девственница или освобожденная Франция". Это ирое-комическая поэма или поэма рококо. Другой образей для Вольтера - известная поэма Ориосто "Неистовый Роланд". Героиня Вольтера - Жанна Д'Арк, этот образ фигурирует в роли дамы-рыцаря, традиционный образ поэмы ренессанса. К истрической Жанне Д'Арк Вольтер относился с уважением. Но пародия Вольтера обращена к образу Жанны из церковных легенд, попвским выдумкам о ней, связанное с лицемерием: ее сначала сожгли, потом канонизировали. Осмеивается тема войны и тема религии. Герои фигурируют в авантюрно-фривольном сюжете. Поэтому ирония Вольтера сочетается с сатирой.

Фабула. Святой Дионисий покровитель Франции задумал спасти страну в Столетнюю войну с помощью невинной девушки. Жанна Д'Арк не сразу понимает его речей, но божественная благодать просвещает ее сознание. Ее задание - спасти Францию и для этого сохранить невинность. Это оказывается сложно, потому что в поэме на нее посягают все, включая ее осла в которого вселился дьявол. Вольтер показывает разницу между учением церкви и реальным поведением ее служителей. Жанна попадает в многочисленные рискованные положения с участием монахов и священников, все они развратны. Святые показаны в драках (между покровителем Англии и покровителем Франции). Святые решают судьбу воюющих стран с помощью состязания: чья ода получится лучше, тех и победа, у Франции получилась льстивее, она выиграла. В поэме показано и изображение загробного царства.

Кроме религии объект сатиры - война как бессмысленная жестокость. Много кровавых сцен, в их изображении комизм соединяется с глубоким протестом. Вольтер несколько переусердствовал, в поэме есть кощунство, это связано с очень двусмысленным введение в поэму национальных исторических героев в неподобающих ролях. Вольт пытался соблюсти их статус кво как исторических героев с честью, смелостью и в то же время комическое снижение.

Жанна Д'Арк не гибнет у Вольтера, чтобы не снижать комизм. У Вольтера она вымышленная фигура, а историческая личность вводится только для пародии. Проблема соединения эпического и частного. На этот прием будет опираться Байрон в "Дон Жуане". Авторские отступления постоянны, охватывают сюжет и по активной роли автора Вольтера можно сравнить лишь с "Евгением Онегиным". Особенно авторское начало во вступлениях к каждой песне. Пародируется классицизм, жанр эпопеи и Шапле как представитель классицизма.

Философские повести Вольтера. Главная проблема повести формулируется в подзаголовке, персонажи и события схематичны. Сам сюжет предполагает проверку философской доктрины выдвинутой в подзаголовке. Персонажи как правило не требуют психологического сопереживания, это марионетки.

Повесть "Задиг или судьба" (1747). Проблема - справедлив ли принцип мироустройства, есть ли судьба. Задиг сначала уверен, что мир справедлив, судьба по заслугам. Но испытания расшатывают веру: непостоянство возлюбленной, изменчивость правителей, поспешность судебных решений, зависть придворных. Сюжет строится как ряд испытаний. Философские романа Вольтера как правило авантюрные - цепочка событий авантюрного плана. Кульминация - встреча Задига с ангелом Иезрадом, который под видом отшельника совершает злодеяния и учит, что нет зла, не порождающего добро. На пепелище хозяин сожженного дома найдет клад, убитый мальчик должен был вырасти убийцей. Зло вносит движение развитие. Иезрад учит что все на свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвозмездие. Задиг пытается возразить, но ангел исчезает. В повести проводится идея уравновешенности, активная роль человека. В конце Задиг побеждает злого соперника, получает престол и возлюбленную. Повесть стилизована под восточную сказку, это излюбленный прием той эпохи.

"Микромегас" (1752). Герои - пришельцы Сатурна и Сириуса.

"Кандид или оптимизм" (1759). Повлияло на повесть землетрясение 1757 года, церковь сказала, что это за грехи. Вольтер спорит с этим и с идеей оптимизма, что все к лучшему. Кандид чистоСердечный, воспитываетс в замка барона вместе с его дочерье Кунигундой, учитель Панглосс (всезнающий). Он один из главных объектов сатиры. Выстраивается ряд злоключений героев. Но героям нет сострадания, потому что они функциональные герои. Барон изгоняет Кандида, на замок нападают болгары, герои скитаются порознь. Панглосс, Кунигунда проходят через бедствия, в конце соединяются. Опровергаются идеи свободной воли, мир показан широко через разнообразное зло. В противовес этому злу страна Эльдорадо, утопия. Здесь нет религиозных раздоров, все счастливы, общение с внешним миром запрещено. Герои пребывают там временно, потом возвращаются в жестокий мир. Противоположная Панглоссу утверждается идея абсолютного зла Мартеном. В финале - своет старика возделывать свой сад, работа избавляет от скуки, порока и нужды. Большой успех у повести.

"Простодушный" - самостоятельно.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!