Текущий контроль
Текущий контроль для оценивания знаниевого компонента дисциплинарных частей компетенций (табл. 1.1) в форме собеседования, выборочного теоретического опроса студентов проводится по каждой теме. Результаты по 4-балльной шкале оценивания заносятся в книжку преподавателя и учитываются в виде интегральной оценки при проведении промежуточной аттестации.
Рубежный контроль
Рубежный контроль для комплексного оценивания усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений дисциплинарных частей компетенций (табл. 1.1) проводится согласно графика учебного процесса, приведенного в РПД, в форме рубежного тестирования (после изучения каждого модуля учебной дисциплины).
Тестирование
Согласно РПД запланировано 2 рубежных теста после освоения студентами учебных модулей дисциплины.
Типовые вопросы теста по модулям
Модуль 1
1. При использовании данных о фактических объемах продаж определенного товара при анализе решений о его возможной цене возникают следующие проблемы:
а) все условия на рынке, кроме объемов продаж товара, должны быть неизменными;
б) все условия на рынке, кроме цены товара, должны быть неизменными;
в) все условия на рынке, кроме объемов спроса на товар, должны быть неизменными.
2. Оперирование шкалами спроса и адекватными им графиками становится полезным для фирмы только в том случае, если это позволяет:
а) моделировать различные варианты ценовых решений;
б) моделировать отдельные варианты ценовых решений;
в) анализировать результаты использования любых уровней цен;
г) анализировать результаты только фактически существовавших на рынке уровней цен;
Д) а) +в);
|
е) б)+в);
ж) а) +г);
з) б) +г).
3. При исследовании и прогнозировании продаж в маркетинговой политике фирмы лучше использовать:
а) графики кривой спроса;
б) графики кривой потребления;
в) шкалы спроса.
4. Построение шкал спроса возможно для:
а) дорогих, редко приобретаемых товаров;
б) относительно недорогих товаров, с часто повторяющимися покупками;
в) для всех типов товаров.
5. Построение шкал спроса возможно на основе:
а) маркетинговых инструментов;
б) статистических данных;
в) собственных данных фирмы о продажах.
6. В практической маркетинговой деятельности оперируют:
а) однофакторными функциями спроса;
б) многофакторными функциями спроса.
7. Из закономерностей рыночного поведения всех покупателей как единой группы исходят при построении:
а) многофакторной функции спроса;
б) упрощенной функции спроса;
в) шкалы спроса.
8. Выбор параметров, учитываемых в многофакторной функции спроса, является:
а) строго регламентированным процессом;
б) творческой задачей маркетолога;
в) делом случайным.
9. Решаемая задача многофакторной функции спроса — это:
а) определение величины спроса на товар конкретной фирмы;
б) определение величины рыночного спроса в целом;
в) или а), или б);
г) а) + б).
10. При переменных в уравнении спроса, соответствующем многофакторной функции спроса, используются:
а) относительные индексы изменения спроса в зависимости от данной переменной;
б) ранговые показатели значимости этих переменных в формировании спроса;
в) коэффициенты эластичности спроса по факторам, включенным в данное уравнение.
|
11. Фирма, не являющаяся монополистом или олигополистом и вынужденная придерживаться неизменных цен на свою продукцию, будет добиваться максимизации прибыли за счет:
а) варьирования постоянных издержек;
б) варьирования переменных издержек;
в) варьирования общих издержек;
г) варьирования объемов продаж.
12. При неизменности рыночных цен фирме выгодно увеличивать свои объемы производства до тех пор, пока:
а) маржинальные издержки будут превышать маржинальную выручку;
б) общие издержки увеличиваются в большей мере, чем сумма выручки;
в) маржинальная выручка будет превышать маржинальные издержки.
13. Фирмы, обладающие достаточной рыночной силой для того, чтобы устанавливать на свои товары цены, отличные от цен конкурентов, — это:
а) ценополучатели;
б) ценоискатели.
14. Фирмы, обладающие слишком малой властью над рынком для того, чтобы проводить собственную ценовую политику, — это:
а) ценополучатели;
б) ценоискатели.
15. Управление объемами продаж, качеством продукции и затратами при желаемом уровне цены является основой коммерческой политики фирм:
а) ценополучателей;
б) ценоискателей;
в) а) + б).
16. Деление фирм на ценоискателей и ценополучателей зависит от:
а) типа товаров фирмы;
б) позиции фирмы на рынке;
в) или а), или б);
г) а) + б).
17. Утверждение о том, что максимизация прибыли — единственная цель фирмы, является:
а) верным;
б) неверным;
в) исчерпывающим;
г) упрощенным.
18. Задача стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции актуальна для фирм:
а) занимающих монопольное положение на рынке;
б) чрезмерное завышение прибыли которых могло бы ухудшить соотношение «цена/качество» по сравнению с товарами конкурентов;
|
в) действующих на рынке с большим потенциалом развития;
г) являющихся крупными.
19. Какие действия наемных руководителей фирм были восприняты как симптом «революции менеджеров»?
а) значительное повышение зарплат управленцев;
б) введение системы опционов, позволяющей менеджерам покупать акции возглавляемой ими фирмы дешевле рыночной цены;
в) избрание в качестве цели фирмы достижения наиболее высоких темпов роста, измеренных через величины продаж.
20. Фирма никогда не может устанавливать цены на свою продукцию без серьезного анализа возможных последствий:
а) каждого из вариантов ценовых решений;
б) варианта максимального процентного изменения цены;
в) варианта минимального процентного изменения цены;
г) среднего варианта.
21. Какой вопрос поставит перед собой действительный стратег ценообразования:
а) Какие цены позволят нам добиться желаемых объемов продаж и доли рынка?
б) Какой объем продаж или доля рынка для нашей фирмы могут быть наиболее прибыльными?
в) Какую цену готов платить покупатель за товар нашей фирмы?
22. Какой вопрос свидетельствует об отсутствии у фирмы политики и стратегии ценообразования:
а) Какую цену нам установить, чтобы покрыть издержки и получить хорошую прибыль?
б) Какие издержки мы можем себе позволить, чтобы заработать прибыль при тех рыночных ценах, которых мы можем добиться?
в) Какую ценность представляет товар для покупателя и как нам убедить его в том, что наша цена соответствует ценности товара?
23. Затратный подход к ценообразованию придерживается логики:
а) продукт — технология — издержки — цена — ценность — покупатель;
б) издержки — технология — продукт — покупатель — ценность — цена;
в) ценность — покупатель — продукт — технология — издержки — цена.
24. Ценностной подход к ценообразованию придерживается логики:
а) продукт — технология — издержки — цена — ценность — покупатель;
б) ценность — покупатель — продукт — технология — издержки — цена;
в) издержки — технология — продукт — покупатель — ценность — цена.
25. Какова реальная последовательность зависимостей между ценой и затратами в условиях рыночной системы:
а) цена — затраты на единицу продукции — возможный объем производства — возможный объем продаж;
б) затраты на единицу продукции — цена — возможный объем производства — возможный объем продаж;
в) цена — возможный объем продаж — возможный объем производства — затраты на единицу продукции.
26. В чем состоит принципиально неустранимый дефект затратного ценообразования:
а) он принимает в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров;
б) величина удельных затрат на производство не может быть определена до того, как будет установлена цена;
в) данные бухгалтерии, подтверждающие издержи, отражают данные прошлых периодов.
27. Если менеджеры фирмы придерживаются затратного подхода к ценообразованию, значит, они являются приверженцами:
а) активного ценообразования;
б) пассивного ценообразования;
в) нейтрального ценообразования.
28. Вопрос: «Каким количеством продаваемых товаров мы можем пожертвовать, чтобы при более высокой цене получать большую
массу прибыли, чем раньше?» соответствует логике ценообразования:
а) активного;
б) пассивного;
в) нейтрального.
29. Установление слишком высоких цен на «слабых» рынках или слишком низких цен на «сильных» рынках возможно:
а) при ценностном ценообразовании;
б) затратном ценообразовании;
в) нейтральном ценообразовании.
30. Ценностной подход к ценообразованию требует от менеджеров определить позицию по цене товара:
а) во время инвестирования производства новой продукции;
б) после осуществления инвестиций в производство новой продукции;
в) до начала инвестирования в производство новой продукции.
31. Задача ценностного ценообразования состоит в том, чтобы:
а) клиенты фирмы были довольны соотношением «цена/качество»;
б) обеспечить фирме максимум прибыли;
в) максимально наращивать объемы продаж;
г) обеспечить фирме получение большей прибыли за счет выгодного для нее соотношения «ценность/затраты».
32. При ценностном ценообразовании устанавливать цены на товары и услуги фирмы должен:
а) отдел сбыта;
б) отдел маркетинга;
в) технологический отдел;
г) бухгалтерия;
д) финансовый отдел;
е) все вышеперечисленные службы вместе.
33. Набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию фирмы, которые используются для решения поставленных перед ценовиками задач, — это: а) стратегия ценообразования;
б) политика ценообразования;
в) тактика ценообразования.
34. Ценность товара для покупателя в идеале включает в себя:
а) издержки фирмы + прибыль фирмы + издержки покупателя;
б) издержки фирмы + прибыль фирмы + выигрыш покупателя;
в) издержки фирмы + выигрыш покупателя;
г) прибыль фирмы + выигрыш покупателя.
35. Затратное ценообразование часто воспринимается как более обоснованное и справедливое, поскольку:
а) имеет более реальную основу (затраты), чем методы базирующиеся на идеях маркетинга;
б) современные методы ценообразования сочетают в себе научные элементы и творчество;
в) при его использовании не нужны никакие исследования рынка или опросы покупателей.
36. Основой затратного ценообразования является формирование цен как:
а) переменных затрат на производстве единицы товара;
б) средних накладных затрат;
в) удельной прибыли;
г) а) + в);
Д) б) + в);
е) а) + б);
ж) а) + б) + в).
37. Выбор наиболее адекватного профилю и условиям деятельности фирмы норматива рентабельности — это проблема:
а) ценностного ценообразования;
б) активного ценообразования;
в) затратного ценообразования;
г) не имеющая особого значения для любого метода ценообразования.
38. Обоснование величины прибыли в составе цены с учетом наиболее значимых для данной фирмы факторов — это проблема:
а) для маркетологов;
б) бухгалтеров;
в) специалистов по ценообразованию;
г) высшего менеджмента.
39. Метод затратного ценообразования с помощью торговых скидок наиболее распространен:
а) среди производителей товаров;
б) среди фирм, предоставляющих услуги;
в) среди оптовых торговых организаций;
г) среди организаций розничной торговли;
Д) а) + в);
е) б) + г);
ж) в) + г).
40. Модель определения цен вида Ц = 3(1 + N3) (гдеЗ—затраты,— норматив рентабельности к затратам, Ц — цена) применялась:
а) в СССР до реформы 1967 г.;
б) в РФ до либерализации цен в 1992 г.;
в) в РФ в середине 90-х до кризиса 1998 г.
41. Единая ставка норматива рентабельности определяется по отношению:
а) к общей сумме затрат на производство продукции;
б) прямым (переменным) затратам;
в) а) или б).
42. Норматив рентабельности, определенный исходя из необходимости обеспечить требуемую фирме окупаемость инвестиций, — это:
а) единая ставка к общей сумме затрат на производство продукции;
б) единая ставка к стоимости материалов, использованных для изготовления товаров;
в) двухэлементный норматив;
г) многоставочная система нормативов.
43. Выбор типа норматива рентабельности зависит:
а) от связи затрат определенного типа с экономической ценностью товара для потребителей;
б) сложности учета различных видов затрат;
в) объема и условий привлечения дополнительных инвестиций;
г) всего вышеперечисленного.
44. Потребность фирмы в прибыли как основе финансирования ее развития и источнике средств для удовлетворения требования владельцев капитала — это основа:
а) формирования уровня норматива рентабельности;
б) выбора типа норматива рентабельности;
в) рентабельности капитала;
г) рентабельности продаж;
д) рентабельности к затратам.
45. Наиболее объективной отправной точкой для определения норматива рентабельности к затратам для целей ценообразования выступает:
а) оборачиваемость активов;
б) стоимость капитала;
в) прибыльность продаж;
г) рентабельность основных активов.
46. Сводный показатель производительности активов фирмы, определяемый делением выручки от продаж на общую стоимость активов фирмы, — это:
а) прибыльность продаж;
б) оборачиваемость активов;
в) рентабельность капитала.
47. Отношение валовой прибыли фирмы к общей стоимости ее активов — это показатель:
а) прибыльности продаж;
б) оборачиваемости активов;
в) рентабельности капитала.
48. Произведение показателей «оборачиваемость активов» и «прибыльность продаж» — это:
а) рентабельность заемного капитала;
б) рентабельность продаж;
в) рентабельность капитала.
49. Частное от деления показателя «валовая прибыль» на показатель «стоимость реализованной продукции» — это:
а) рентабельность продаж;
б) рентабельность капитала;
в) оборачиваемость активов.
50. То обстоятельство, что каждому следующему звену в системе товародвижения не известны величина затрат предыдущего звена, а также общие затраты на производство и сбыт товара до момента его поступления к данному посреднику, порождает использование:
а) нормативов рентабельности;
б) ступенчатых премий;
в) расчетов безубыточности ценовых решений;
г) торговых скидок.
51. Торговая скидка — это:
а) сумма, на которую продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого;
б) доля цены конечной продажи, право на получение которой имеет организация, обеспечившая эту продажу;
в) надбавка, которую покупатели готовы оплатить за то, что товары данной фирмы давно завоевали хорошую репутацию своим качеством и надежностью.
52. Торговая надбавка (наценка) — это:
а) сумма, на которую продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого;
б) доля цены конечной продажи, право на получение которой имеет организация, обеспечившая эту продажу;
в) надбавка, которую покупатели готовы оплатить за то, что товары данной фирмы давно завоевали хорошую репутацию своим качеством и надежностью.
53. Норматив рентабельности по величине всегда больше торговой скидки:
а) верно;
б) неверно;
в) только для уникальных и эксклюзивных товаров;
г) как правило, они равны.
54. Целью дифференциации нормативов рентабельности, торговых скидок и надбавок является:
а) ценовая война;
б) максимизация доли рынка фирмы-производителя;
в) максимальное содействие быстрейшей продаже товаров;
г) ценовая дискриминация.
55. При использовании дифференцированных торговых скидок и надбавок возникает опасность:
а) государственного вмешательства в процесс ценообразования;
б) потери фирмой контроля над конечным уровнем цен на свою продукцию;
в) невозможности для фирмы-производителя реализовывать свою продукцию через сеть фирменных торговых центров.
56. Удельные полные издержки производства и продвижения единицы товара составляют 750 руб., норматив рентабельности к затратам -£ 20%. Цена изделия в этом случае составит:
а) 600 руб.;
б) 900 руб.;
в) 1500 руб.
57. В течение года фирма реализовала товаров на 4,5 млн руб. Затраты на производство и сбыт доставили 1,5 млн руб. Каков показатель прибыльности продаж на фирме?
а) 33,3%:
б) 66,6%;
в) 76,6%.
58. Собственные активы фирмы составляют 2,5 млн руб., заемные активы — 0,5 млн руб. Норматив рентабельности к активам задан на уровне 50%, а норматив рентабельности продаж — 60%. Выручка фирмы равна:
а) 1,5 млн руб.;
б) 2 млн руб.;
в) 2,5 млн руб.
59. Менеджеры фирмы поставили задачу обеспечить рентабельность продаж фирмы на уровне 30%. Какой норматив рентабельности к затратам позволит достичь этого показателя:
а) 33,3%;
б)36,6%;
в) 42,9%;
г) 49,9%.
60. Фирма продала за год товаров на 17 млн руб. При этом ее переменные издержки на производство и сбыт товара составили 5 млн руб., а постоянные 10 млн руб. Основной капитал фирмы равен 4 млн руб., а оборотный капитал — 9 млн руб. Определите оборачиваемость активов этой фирмы:
а) 1,3 раза;
б) 1,44 раза;
в) 1,56 раз.
61. Какова рентабельность капитала у фирмы, основной капитал которой равен 6 млн руб., оборотный капитал — 8 млн руб. Затраты фирмы на производство и продвижение товаров составляют 15 млн руб. В течение года фирма реализовала товаров на сумму 17,5 млн руб.
а) 16,55%;
б) 17,25%;
в) 17,85%;
г) 18,15%.
62. Определите прибыльность продаж фирмы, если ее основной капитал составляет 3 млн руб., оборотный — 4,5 млн руб., переменные затраты на производство и сбыт товара равны 5,5 млн руб., а постоянные издержки — 3,5 млн руб. В течение года фирма продала продукции на 13 млн руб.
а) 21%;
б)31%;
в) 41%. Ответ: б)
63. Цена капитала фирмы составляет 18%, стоимость ее активов —1,5 млн руб. В предстоящем периоде фирма планирует добиться объемов продаж своего единственного товара в размере 2 млн руб. Переменные затраты на единицу продукции составляют 500 руб., а начисление постоянных затрат на единицу продукции равна 370 руб. Какова минимальная цена, по которой фирма может продавать свою продукцию, чтобы достичь планируемого показателя:
а) 900,65 руб.;
б) 987,30 руб.;
в) 1005,72 руб.;
г) 1055,30 руб.
64. Подход, при котором фирма сперва сопоставляет цены, которые может получить за свои товары, с затратами, которых потребует их производство, а затем принимает решение — что производить и кому прог давать, — это:
а) эффективный подход к ценообразованию;
б) затратный подход к ценообразованию;
в) нейтральный подход к ценообразованию.
65. Премиальная цена превышает среднюю рыночную цену на величину премии за репутацию:
а) да; *
б) нет;
в) верно только для эксклюзивных товаров;
г) верно только для промышленных товаров.
66. Затраты, которые изменяются при изменениях цен и объемов продаж, — это:
а) приростные затраты;
б) удельные затраты;
в) невозвратные затраты;
г) предотвратимые затраты.
67. Те виды постоянных затрат, которые остаются неизменными лишь в определенном диапазоне колебаний объемов выпуска, — это:
а) предотвратимые затраты;
б) невозвратные затраты;
в) условно-постоянные затраты;
г) постоянные затраты.
68. Затраты, которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь, — это:
а) предотвратимые затраты;
б) невозвратные затраты;
в) условно-постоянные затраты.
69. Какие из перечисленных затрат будут невозвратными для нефтяной компании «Лукойл» при извлечении и реализации нефти:
а) на рекламу;
б) на переработку сырой нефти;
в) на геолого-разведочные работы;
г) на аренду помещений.
70. При определении круга издержек, анализируемых для нужд ценообразования, «исторические» издержки (осуществленные фирмой в прошлом):
а) не должны учитываться;
б) должны учитываться;
в) учитываются только в части издержек на создание производственных мощностей.
71. Основные средства, отслужившие большую часть своего срока и проданные другой фирме, являются для своего бывшего владельца затратами:
а) невозвратными;
б) полностью возвратными;
в) частично возвратными;
г) историческими.
72. Наиболее точной модификацией метода учета материальных затрат для целей ценообразования следует считать:
а) ФИФО;
б) ЛИФО;
в) НИФО;
г) все вышеперечисленное.
73. Метод ФИФО — это:
а) оценка материальных ресурсов по цене самой ранней из закупленных партий;
б) оценка материальных ресурсов по цене самой последней из уже закупленных партий;
в) оценка материальных ресурсов по цене, которую придется заплатить завтра за восполнение запаса ресурса, потраченного сегодня.
74. На конкурентном рынке, где часты колебания цен на ресурсы, в наиболее выгодном положении оказываются фирмы, которые снабжаются:
а) по комиссионным поставкам;
б) по системе конкурсного отбора поставщиков;
в) по системе «точно в срок»;
г) по системе гарантированных поставок.
75. Традиционная логика анализа финансовой отчетности требует от менеджеров:
а) максимизировать выручку от продаж;
б) максимизировать чистый выигрыш;
в) концентрировать свое внимание в первую очередь на приростных и предотвратимых затратах;
г) минимизировать затраты на производство и сбыт продукции;
д) а) + в) + г);
е) б) + в) + г);
ж) а) + в);
з) а) + г).
76. Последовательно-оптимизационный подход к расчету чистой прибыли требует от менеджеров:
а) максимизировать выручку от продаж;
б) максимизировать чистый выигрыш;
в) концентрировать свое внимание в первую очередь на приростных и предотвратимых затратах;
г) минимизировать затраты на производство и сбыт продукции;
Д) а) + в);
е) б) + в);
ж) б) + г).
77. Доля цены, которая обеспечивает увеличение чистой прибыли фирмы или сокращение ее убытков, — это:
а) абсолютный выигрыш фирмы;
б) относительный выигрыш фирмы;
в) чистый выигрыш фирмы.
78. Почему для нужд ценообразования крайне важно знать реальные удельные затраты на единицу продукции?
а) это самый важный шаг к созданию системы контроля за динамикой переменных затрат;
б) определение этих затрат дает возможность определить минимальную цену, по которой фирма может позволить себе реализовывать дополнительную продукцию;
в) позволяет определить величину выигрыша от продажи каждой дополнительной единицы продукции;
г) позволяет определить величину выигрыша от продажи каждой единицы продукции;
д) а) + б) + в);
е) б) + в);
ж) а) + г);
з) а) + б) + г).
79. Возможность определить величину выигрыша от продажи каждой дополнительной единицы товара важно для ценообразования, поскольку позволяет:
а) принимать хорошо обоснованные и ведущие к росту прибыльности фирмы ценовые решения;
б) принимать хорошо обоснованные решения о поощрении сотрудников фирмы;
в) принимать хорошо обоснованные решения о затратах на НИР иОКР.
80. Относительный выигрыш фирмы соответствует показателю рентабельности продаж:
а) верно;
б) неверно;
в) только по новой продукции;
г) только для торговых фирм.
81. Менее болезненным и тяжелым будет снижение цен для товара, относительный выигрыш в цене которого:
а) занимает незначительную долю;
б) занимает значительную долю;
в) безразлично.
82. Прямо увязать маркетинговую политику фирмы с финансовыми результатами позволяет:
а) удельный абсолютный выигрыш;
б) относительный выигрыш;
в) рентабельность капитала;
г) рентабельность продаж.
83. Степень влияния роста объемов продаж фирмы на ее прибыль по своей экономической сути характеризует:
а) рентабельность продаж;
б) удельный абсолютный выигрыш;
в) относительный выигрыш.
84. Торговая фирма закупила холодильники по цене 500 долл. за штуку и стала продавать их по 550 долл. Однако в силу сезонного спада спроса с начала мая продажи практически прекратились. По оценкам маркетологов, сбыть остатки можно было лишь при снижении их цены до 505 доля. Однако менеджеры фирмы пойти по этому пути не захотели и предпочли ждать подъема спроса, рассчитывая продать холодильники все же по цене 550 долл.
Выгодно ли фирме хранить этот товар на складе, ожидая восстановления спроса, и если да, то сколь долго она себе может это позволять, если действующая ставка по депозитам в банке в этот момент составляет 4% в месяц? (обоснуйте свой ответ расчетами):
а) хранить можно, но только в течение мая;
б) хранить можно, но только в течение мая — июня;
в) хранить можно, но только в течение мая — июля;
г) хранить можно, но только до начала сентября;
д) хранить можно, но только до начала октября;
е) хранить нельзя, надо производить уценку немедленно.
85. Система скидок с цен — это:
а) гибкий инструмент маркетинговой политики фирмы;
б) попытка определить наиболее приемлемую для покупателей цену товара;
в) система скорейшего сбыта товаров.
86. Фирма «Элекс-Полюс» в своей рекламе о продаваемых автомобилях указывала, что является дочерним предприятием ОАО «АвтоВАЗ». Можно ли на этом основании утверждать, что «Элекс-Полюс» автоматически пользовалась плановыми скидками АвтоВАЗа?
а) да;
б) нет;
в) только по некоторым моделям ВАЗа.
87. К замаскированным плановым скидкам относится указание в рекламе:
а) списка верных покупателей данной фирмы;
б) списка проверенных поставщиков данной фирмы;
в) списка торговых фирм, реализующих продукцию данной фирмы. Задача тактических скидок:
а) создать дополнительные стимулы для покупателя к совершению покупки;
б) приблизить цену товара к тому уровню, который устраивает покупателя;
в) снизить экономическую ценность товара для покупателя.
88. Скидка за большой объем закупок обычно ставится в зависимость от:
а) стоимости покупки, определенной на основе неизменных номинальных цен;
б) натуральной величины покупки в штуках;
в) а) + б);
г) или а), или б), или в).
89. Какой из приведенных ниже рекламных слоганов оповещает о скидках за объем продаж:
а) с каждого 25 покупателя кроссовок мы не берем денег;
б) ежедневно с 9 до 12 у нас скидка 5%;
в) при покупке трех авторучек четвертая — в подарок.
90. Величина минимальной партии закупки, при превышении которой покупатели получают право на некумулятивную скидку, должна обеспечивать:
а) превышение величины эффекта цены над величиной эффекта масштаба;
б) превышение величины эффекта масштаба над величиной эффекта цены;
в) равенство величин этих эффектов.
91. Экономические последствия кумулятивных скидок для покупателя заключаются в том, что он:
а) выигрывает за счет возможности приобретать каждую единицу товара в составе партии по пониженной цене;
б) проигрывает, так как вынужден увеличивать расходы на хранение больших партий;
в) выигрывает за счет возможности увеличить абсолютный выигрыш в цене своей продукции за счет снижения переменных затрат;
г) проигрывает, так как цены на приобретаемый в партии товар в дальнейшем могут снижаться;
д)а) + б); ^
е) в) + г).
92. Кумулятивные скидки полезны для фирм, производящих:
а) бытовую технику;
б) спортивный инвентарь;
в) модную одежду и обувь;
г) дорогие вина.
93. Кумулятивные скидки выгодны для покупателей, использующих систему снабжения: *
а) «точно и честно»;
б) «точно в срок»;
в) активную;
г) децентрализованную.
94. Скидка, когда пониженная цена распространяется только на объем закупки сверх порогового значения, называется:
а) некумулятивной;
б) премиальной;
в) кумулятивной ступенчатой;
г) бонусной.
95. Логика предоставления скидок за внесезонную закупку заключается в том, что:
а) чем ближе к началу сезона приобретается товар, тем больше должна быть скидка;
б) чем ранее до начала сезона приобретается товар, тем больше должна быть скидка;
в) скидки не меняются в течение всего несезонного периода.
96. Величина скидки за внесезонную закупку определяется:
а) величиной затрат покупателя на хранение заранее купленного товара до начала сезона его продажи;
б) величиной затрат продавца на рекламу товара до начала сезона;
в) величиной экономической ценности товара для конечного покупателя.
97. Скидка, включающая в себя несколько элементов: количественную величину; срок пользования скидкой; срок оплаты всей суммы задолженности за партию товара, называется:
а) кумулятивной;
б) за поощрение продаж;
в) бонусной;
г) за ускорение оплаты;
д) за внесезонную закупку.
98. Скидки за ускорение оплаты призваны решить следующую задачу:
а) ускорить оборачиваемость основного капитала фирмы;
б) ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы;
в) ускорить погашение просроченной задолженности покупателей.
99. В соответствии с контрактом покупатель обязан произвести полную оплату поставленного ему товара в течение 60 дней с момента получения, но при этом он имеет право на получение скидки в 2%, если произведет оплату в течение первых 20 дней этого срока. Форма записи этого условия в контракте должна быть:
а) 20/2 нетто 60;
б) 20/60 нетто 2;
в) 2/20 нетто 60;
г) 60/20 нетто 2.
100. Скрытые скидки для поощрения продаж новых товаров имеют форму:
а) рекламы производителем своей продукции с указанием списка фирм, которые этой продукцией торгуют;
б) компенсации фирмой-производителем части расходов торговых фирм на рекламу в местной прессе;
в) дополнительной скидки с прейскурантной цены.
101. Мера снижения стандартной цены продажи, которая гарантируется торговым посредникам, если они берут для реализации новые товары, еще не известные покупателям, — это:
а) некумулятивная скидка;
б) скидка для престижных покупателей;
в) ступенчатая скидка;
г) скидка для поощрения продаж новых товаров.
102. В набор товаров, охватываемых скидкой за комплексность, включаются:
а) только товары, производимые одной фирмой;
б) товары других фирм, дополняющие данный товар;
в) а) + б).
103. Величина скидки за комплексность закупки, охватывающая дополняющие товары других фирм, определяется:
а) величиной скидки, полученной данной фирмой при приобретении этих товаров у их производителей;
б) сопоставлением величины эффекта цены и эффекта объема;
в) прогнозами расширения данного рынка;
г) динамикой спроса.
104. Скидки для престижных покупателей являются проявлением:
а) монополии;
б) монопсонии;
в) ценовой войны;
г) ценовой дискриминации;
д) ценового прорыва.
105. Почему фирмы, производящие компакт-диски для караоке, заинтересованы в их продаже в комплекте с аудиотехникой, хотя получают при этом гораздо меньшую цену, чем при отдельной продаже:
а) экономят на рекламе;
б) приучают слушателей к своей продукции;
в) испытывают трудности со сбытом своей продукции;
г) а) + б);
д) нет правильного ответа.
Модуль 2.
1. Минимальное изменение числа продаж, которое необходимо, чтобы изменение цен не привело к падению относительного выигрыша фирмы по сравнению с исходным уровнем, — это:
а) эффект цены;
б) эффект объема;
в) безубыточное изменение числа продаж.
2. При анализе условий безубыточности изменений цен при непостоянстве затрат все величины, используемые для расчета, должны быть выражены:
а) любым, но одинаковым образом;
б) только в процентах;
в) только в абсолютных денежных единицах;
г) только в десятичных дробях.
3. Проблема, возникающая при анализе условий безубыточности изменений цен при непостоянстве постоянных затрат, — это разная размерность расчетов изменений цен и изменений постоянных затрат:
а) верно;
б) неверно;
в) только когда данные для расчетов соответствуют периоду, превышающему один месяц.
4. Оценить влияние изменения объемов продаж на величину прибыли фирмы можно:
а) умножив разницу между реально достижимым после изменения цен объемом продаж и безубыточным объемом продаж на новую величину удельного выигрыша;
б) умножив разницу между реально достижимым после изменения цен объемом продаж и безубыточным объемом продаж на величину удельного выигрыша до изменения цены;
в) умножив разницу в величине удельного выигрыша до и после изменения цены на безубыточный объем продаж;
г) умножив разницу в величине удельного выигрыша до и после изменения цены на реально достижимый после изменения цены объем продаж.
6. В настоящее время 134-местный Боинг 727-200 заполняется на 55,2%. Компания приняла решение установить скидки на билеты в экономическом классе в размере 20%. Стоимость одного билета — 350 долл., переменные издержки — 130 долл. Это ценовое решение будет успешным, если такая скидка позволит увеличить число пассажиров не менее чем на:
а) 41%;
б)44%;
в) 47%;
г) 50%.
7. Постоянные издержки составляют 30 тыс. руб., цена изделия —12 руб., удельные переменные издержки — 8 руб. Точка безубыточности данного проекта составит:
а) 6000 руб.;
б) 6000 изделий;
в) 7500 руб.;
г) 7500 изделий.
8. Во время летней распродажи цену на изделие снизили на 10%. Прежняя цена составляла 1560 руб., удельные издержки на изделие — 1040 руб. Как должны измениться продажи, чтобы оправдать такую скидку:
а) вырасти на 15 600 руб.;
б) вырасти на 5200 руб.;
в) вырасти на 22,8%;
г) вырасти на 42,8%.
9. Фирма вынуждена повышать цену на свой товар на 12% вследствие роста затрат на сырье. Изменение переменных издержек на одно изделие составляет 7 руб., прежняя цена единицы товара — 45 руб. при удельных переменных затратах 35 руб. Насколько могут измениться объемы продаж фирмы:
а) понизятся на 10%;
б) понизятся на 19%;
в) повысятся на 10%;
г) повысятся на 19%.
10. Фирма продает 8 тыс. изделий в месяц по 14 руб. при удельных переменных затратах 7 руб. Затем ее руководство решило снизить продажную цену на 10% и одновременно расширить производственные мощности на 20 тыс. руб. (срок службы оборудования — 4 года, в результате чего прирост постоянных издержек в месяц составил 900 руб.). На сколько нужно увеличить объем продаж, чтобы компенсировать такие изменения:
а) на 2000 шт.;
б) на 2160 шт.;
в) на 20%;
г) на 27%;
д) а) или в);
е) б) или г).
11. Цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров плюс ценность для него тех свойств данного товара, которые отличают его от этой лучшей альтернативы, — это:
а) экономический выигрыш покупателя;
б) экономическая ценность товара;
в) цена безразличия.
12. Цена безразличия — это:
а) цена альтернативного товара;
б) среднерыночная цена безразличия;
в) цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров;
г) ценность отличий.
13. Общая экономическая ценность товара данной фирмы для покупателя равна:
а) цене лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров фирм-конкурентов;
б) цене лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров плюс разница в значениях основного потребительского параметра данного товара и товара-аналога;
в) цене безразличия плюс положительная ценность отличий минус отрицательная ценность отличий.
14. В каком из приведенных ниже случаев будет обеспечена функциональная сопоставимость товаров:
а) 1 упаковка йогурта (250 г) = 1 упаковка йогурта-альтернативы (330 г);