Благоверный князь Феодор, (данных нет)




Благоверный князь Димитрий Святославич, князь Юрьевский сын великого князя святого Святослава (Гавриила) Всеволодовича и кнг. Евдокии, дочери муромского кн. Петра Юрьевича. В 1228 году, после тяжелой болезни, мать Димитрия, получив разрешение от мужа, приняла постриг в одном из монастырей Мурома. Впервые Димитрий Святославич упоминается вместе с отцом в статье 1238 года Ростовского летописца среди князей Северо-Восточной Руси, оставшихся в живых после разгрома Суздальской земли войсками хана Батыя Позднее Житие юрьевских князей объясняет это обстоятельство тем, что юрьевские князья "с прочими князи бывши в то время в Вел. Новгороде у брата своего князя Ярослава Всеволодовича". Осенью 1250 года вместе с другими русскими князьями и отцом Димитрий Святославич ездил в Орду, где посетил ставку сына хана Батыя - хана Сартака, в улус которого входила Северо-Восточная Русь; о целях поездки в кратком летописном известии не сообщается. По мнению ряда исследователей, "такие путешествия русских князей с сыновьями-наследниками к ханам обычно совершались тогда, когда речь шла о закреплении за Рюриковичами их княжеств-отчин". После смерти вел. кн. Святослава Всеволодовича (2 февраля 1253) Димитрий Святославич начал править в Юрьеве. Князь поддерживал политику вел. кн. Александра Невского. В 1255 году Димитрий Святославич участвовал в походе вел. князя против новгородцев, изгнавших сына Александра Невского Василия Александровича. В результате похода власть Василия Александровича в Новгороде была восстановлена. От брака с неизвестной Димитрий Святославич имел по крайней мере одного сына - Ярослава, ставшего юрьевским князем (летописцы упоминают внука Димитрия Святославича - "князя Ивана Ярославичя Юрьевскаго", зимой 1339/40 г. участвовавшего в походе князей Северо-Восточной Руси с ордынцами на Смоленск). Под 1269 год в летописях и во вкладной книге юрьева Михаило-Архангельского мужского монастыря описывается постриг Димитрия Святославича перед кончиной "в чернцы и в схиму от епископа Ростовского Игнатия ", а также чудо, совершившееся после пострига (онемевший в связи с болезнью Димитрий Святославич заговорил). Помимо свт. Игнатия при кончине князя Димитрия присутствовали белозерский кн. Глеб Васильевич и мать последнего кнг. Мария Михайловна.

 

Святитель Феодор, епископ Владимирский летописи называют его игуменом Константино-Еленинского монастыря Киевской епархии, который в просторечии назывался обычно Волосовым. На Владимирскую кафедру игумен Феодор был возведён в 1276 году митрополитом Всея Руси Кириллом III. Святитель Феодор управлял Владимиро-Суздальской епархией около одиннадцати лет. Это было время особенно тяжёлое как для его паствы, так и для всей России. Первое упоминание имени Святителя после поставления его во епископа относится к 1280 году, когда он сопровождал митрополита Кирилла III в поездке по Владимиро-Суздальской земле. В этом году митрополит посетил город Переяславль, и там вместе с ним находились наиболее приближённые к нему епископы, среди которых был и Феодор Владимирский. 7 декабря 1280 года в Переяславле митрополит Кирилл скончался, и его тело было перевезено во Владимир. Погребение же усопшего первосвятителя состоялось в Киеве, и там, в числе всех русских епископов, присутствовал и святитель Феодор и провожал его тело от Владимира до Киева. В 1284 году епископ Владимирский вновь посетил древний Киев, это было вызвано тем, что только что возвратившийся из Орды митрополит Максим призвал к себе всех епископов Русской Православной Церкви. Известно, что на следующий год первосвятитель Максим сам посетил Владимиро-Суздальскую землю.

Последнее известие о святителе Феодоре относится к 1287 году. В этом году он скончался и был погребён во Владимирском храме Успения Божией Матери.

Благоверный князь Димитрий родился около 1250 года. Сын великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского и его жены Александры, дочери полоцкого князя Брячислава Васильковича Полоцкого. Старший после Василия, лишённого отцом наследства за отказ от организации ордынской переписи в Новгороде в 1257 году. В 1259 году, после подавления волнений в Новгороде, возникших вследствие появления там ханских переписчиков, Александр Невский поставил на княжение в городе Дмитрия. У Дмитрия Александровича были дети: Александр (ум. 1292), княживший после него в Переяславле Иван Большой, Иван Меньшой (1290—1290) и несколько дочерей, из которых одна, Мария, была замужем за князем Псковским Довмонтом. В 1262 году Дмитрий вместе со своим дядей Ярославом Ярославичем Тверским и полочанами с литвой во главе с Товтивилом был послан отцом против ливонских рыцарей на Дерпт. Город был захвачен и войско вернулось с большой добычей. В 1266 году новгородцы прогнали Дмитрия Александровича и посадили у себя великого князя владимирского и одновременно тверского князя Ярослава Ярославича. Дмитрий Александрович удалился в Переяславль-Залесский, где он княжил с 1263 года. В 1268 году Дмитрий участвовал в кровопролитной битве под Раковором, причём объединенные силы псковичей и новгородцев своей победой в значительной степени были обязаны решающему удару его полка. В 1270 году новгородцы предложили Дмитрию Александровичу стол, но Дмитрий отказался и даже помогал дяде снова овладеть Новгородом. Два года спустя, в 1272 году ему пришлось ездить в Золотую Орду, сопровождая туда Ярослава Ярославича, и в том же году, когда великий князь на обратном пути из Орды умер, а номинальное княжение в Новгороде стало вакантным, Дмитрий Александрович явился претендентом на него и вступил в соперничество с новым великим князем и последним своим дядей — Василием Ярославичем. Новгородцы сперва предпочли Дмитрия Александровича и он, торжественно въехав в Новгород, занял новгородский стол. Но Василий Ярославич решил не уступать так легко Новгорода племяннику, собрал войско и вместе с другим своим племянником, Святославом Ярославичем, князем тверским, начал опустошать Новгородскую область. Дмитрий выступил против неприятелей и уже дошёл до Торжка, когда вдруг узнал, что новгородцы передумали и, боясь великого князя, решились избавиться от переяславского князя. Дмитрий Александрович тогда сам отказался от новгородского стола и удалился в свой Переяславль. В 1276 году, когда умер последний из его дядей, великий князь Василий Ярославич, Дмитрий Александрович, как старший в роду, занял великокняжеский стол и в мае следующего года прибыл в Новгород, где был признан в качестве новгородского князя. В следующем 1278 году он ходил усмирять карелов, возмутившихся против новгородцев, и разорил их землю, а в награду за это выхлопотал у новгородцев позволение поставить на их территории у берегов Финского залива крепость Копорье для защиты побережья Балтийского моря. Однако новгородцы, опасаясь за свою самостоятельность и не желая реального усиления великокняжеской власти на собственной территории, не позволяли великому князю оставить свой гарнизон в Копорье и настолько сильно противодействовали ему в этом, что Дмитрий должен был прибегнуть к силе.

Князь возвратился в Переяславль-Залесский и в начале 1281 года явился к новгородским границам уже с сильным войском. Новгородский архиепископ Климент уговаривал его не начинать военных действий, Дмитрий Александрович дошёл до Шелони и только здесь сдался на просьбы новгородцев и распустил войско, но поставив, в итоге, в Копорье великокняжеский гарнизон. В 1281—1282 годах младший брат Дмитрия Андрей, князь Городецкий, выхлопотав в Орде ярлык на великое княжение, дважды приводил татар на Русь и сумел, в итоге, занять новгородское, а затем и великое княжение. Но Дмитрий, воспользовавшись борьбой за власть в самой Орде, заручился поддержкой правителя её западной части беклярбека Ногая, и вернул себе владимирский престол в 1283 году. В 1285 году Дмитрий выступил против татар, вновь по приглашению Андрея вторгнувшихся на Русь, и одержал победу. Между тем, в Орде влияние Ногая вскоре выросло настолько, что он смог посадить в Сарае на Волге своего ставленника, хана Тохту. На этот раз в 1293 году Андрей Александрович получил ордынскую помощь уже от Тохты. В результате нашествия было разорено 14 городов, а Дмитрий вынужден был бежать во Псков к своему зятю Довмонту. Андрей занял великокняжеский стол и сейчас же был объявлен князем новгородским. Удел Дмитрия, Переяславль-Залесский, Андрей Александрович передал одному из своих союзников, князю Фёдору Ростиславичу. Но Дмитрий Александрович, лишь только ордынский царевич Дюдень со своими татарами удалился, решил возвратиться в Переяславль. У Торжка он едва не был перехвачен Андреем, оставил весь свой обоз и бежал в Тверь. Молодой тверской князь Михаил Ярославич принял Дмитрия Александровича и согласился даже быть посредником между двумя братьями. При помощи тверского епископа ему удалось примирить их: Дмитрий Александрович отказался от великого княжения в пользу брата, но оставил себе свой любимый удельный город Переяславль-Залесский, из которого пришлось удалиться посаженному туда князю Фёдору Ростиславичу, который, уходя, сжёг город. Дмитрий Александрович отправился в Переяславль, но на пути туда, около Волока, заболел, постригся в монахи и в 1294 году умер.

Святитель Василий, епископ Рязанский сведения о нем содержатся в "Повести о Рязанском епископе Василии", которая существует в двух редакциях: краткой, самостоятельной, её автором является Ермолай-Еразм, и переработанной пространной, вошедшей в состав жития св. кн. Константина Муромского и созданной в связи с прославлением последнего на Соборе 1547 года. По краткой редакции "Повести", спустя некоторое время после княжения в Муроме св. кн. Глеба была устроена епископия, которую "не в колика же времена" занимал "епископ праведен" Василий. Он неутомимо трудился на ниве Божией: восстанавливал храмы, просвещая невежественных и язычников, укрепляя ослабевающих. Святитель отличался замечательными качествами души: незлобием, смиренномудрием, целомудрием, неусыпностию в молитвах, воздержанием, богопреданностию в скорбях. Не терпя его доброй жизни, диавол, "воображаяся в девицу", принародно стал являться в епископских палатах. Обманутые диаволом, муромцы изгнали епископа Василия, который, не гневаясь и не раздражаясь, смиренно возложил упование свое на Того, Кто низводит правду "яко полудень". Он "всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение, утром отслужил литургию; из собора пошел в первоначальную церковь Благовещения, там отпел молебен пред образом Божией Матери, принесенным из Киева в Муром святым Константином, взял сию икону с собою и с упованием на Матерь Божию пошел к Оке, чтобы оставить навсегда и город и епископию". Придя на берег Оки, епископ отказался взойти на корабль, простер на воду свою мантию и ступил на нее с иконой Богоматери в руках, после чего "духом бурным несен бысть... противу струям" и менее чем за 6 часов доплыл до места, "еже ныне зовомо Старая Рязань". Здесь святителя торжественно встретил рязанский великий князь Олег Иоаннович. Епископская кафедра из Мурома была перенесена в Рязань, где стала храниться "и до ныне" бывшая с епископом Василием чудотворная икона Богоматери. В пространной редакции "Повести" этот рассказ о свт. Василии неудачно соединён с заимствованными из летописи сведениями об "обновлении" Мурома кн. Юрием Ярославичем в 1351 году, в ходе которого на кафедру якобы и был поставлен святитель Василий. По летописям и актам известны два рязанских епископа с именем Василий (соответственно второй и четвертый в общем списке Рязанских архиереев). Из них первый умер в 1294 году

Благоверный князь Феодор Стародубский сын князя Иоанна Михайловича Стародубского, родился в городе Стародубе-Ряполовском (позднее - село Кляземский городок Ковровского уезда Владимирской губернии). Князь Феодор мученически пострадал 23 июня 1330 года в Орде, при татарском хане Узбеке. По народному преданию, тело св. князя было изрублено на куски татарами. Ко всеобщему удивлению, птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора. Его взяли из Орды для погребения в Стародубе, но лошади, везшие тело, остановились около села Алексина (ныне Савинский район Ивановской области), располагавшегося в удельном княжестве князя, в 15 верстах от Стародуба, и дальше не повезли. Там он и погребен в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом событии упоминает Никоновская летопись, которая ограничивается констатацией данного факта и обходит полным молчанием причины убийства и сопровождавшие его обстоятельства. Есть предположение, что гибель в Орде Феодора Иоановича, как и ряда других современных ему князей, совершилась "по думе" Ивана Калиты, который около того времени начал сильно теснить удельных князей и приносить на многих из них клевету татарскому хану. Наименование Федора Ивановича "благоверным" дает основание думать, что он погиб за исповедание веры. От могилы святого совершались исцеления болящих, в основном исцелялись страдавшие глазными болезнями.

Преподобный Михаил Вязниковский, Верижник, (данные расходятся, вероятно в документах упоминаются 2 человека. Один- дата смерти 1333 год, других данных нет. Второй- дата смерти 1422 год). В ХУ веке, некто Михаил инок Успенского близь реки Клязьмы, монастыря /издревле бывшего в пределах Ярополческой и Мстерской волостей от гор. Вязников в 10 и Гороховца в 40 верстах/ подвизался в железных веригах более 50 лет в этом монастыре в скончавшись 9 ноября 1422 г. там погребен. Память Михаила верижника за его о Господе праведную жизнь чтится местными и окрестными жителями как богоугодного подвижника благочестия. В древних русских святцах писан "святим" и "чудотворцем" и значится: "9 ноября память преподобного отца нашего праведного трудника и пустынника Михаила верижника Успенского монастыря /Пресвятая Богородица и Николая Чудотворца/ иже /в Ярополческой и Мстерской волости/ на Клязьме реце нового Вязниковского чудотворца. Преставися 9 ноября в лето 6530". На гробе его камень положен 300 лет и крест вырезан на доске и летопись; образ старый на гробе листовый; церковь над ним Святителя Николая; в древних русских иконописных подлинниках писан; "Преподобный отец наш Михаил верижник - подобием старообраз, без бороды, ростом велик в свитке власяной, чином - белец был".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: