Глава III. Государственная поддержка учителей




 

Как показывает проведенное нами исследование профессия учителя для многих респондентов оказалась непрестижной и маловостребованной, хотя многие осознают важность роли педагога в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сейчас молодые люди не выбирают профессию учителя и складывается ситуация, когда наши школы могут остаться без учителей. Отдельная проблема – это процесс старения профессии учителя. Проведя опрос учеников старших классов, мы выяснили, современная молодежь не тяготеет к преподавательской деятельности, вследствие чего профессия учителя «стареет».

Специалисты Центра социологических исследований МГУ, провели опрос российских учителей и пришли к своим выводам.

Не секрет, что большинство педагогов работают в школе исключительно "из любви к искусству". Средняя зарплата российского учителя – всего 4812 рублей в месяц (170 долларов), а четверть из них получают и того меньше - около 3000 рублей. При этом, как ни парадоксально, современные Макаренко и Ушинские готовы "сеять разумное, доброе, вечное" даже в том случае, если платить вообще перестанут, – лишь бы кормили. Потому что главная мотивация для них не деньги, а призвание, которому они служат. Учительский труд интересен прежде всего сам по себе (83% педагогов - дамы), а размер зарплаты стоит лишь на третьем месте (на втором - польза обществу). Выходит, все разговоры об их корыстолюбии - не более чем миф... Правда, к молодым Песталоцци это не относится - они легко готовы поменять учительскую профессию на более денежную и престижную. Но если зарплату все же повысят (хотя бы до прожиточного минимума), то и они останутся... Выяснилось также, что причина старения педкадров – не только нежелание выпускников педвузов работать по специальности. В ряде регионов для них... нет мест. За пять лет количество российских учеников уменьшилось на четверть – с 20 до 15 миллионов человек. Учительский же корпус сократился меньше: средний показатель по России – 1 учитель на 10 детей, в Европе - 1 на 15. Выгнать же "лишние" кадры у директоров школ рука не поднимается - куда деваться 50-летней «Марьиванне», тридцать лет отработавшей в классе?... Кроме того, пожилые учителя работают, что называется, до упора – пока хватает сил дойти до доски. Причины две: маленькая пенсия и боязнь остаться никому не нужным. Вот и вышло, что на фоне спада рождаемости молодых в школе не ждут. В провинции образовался даже конкурс на учительские вакансии, некоторые стоят в очереди годами. Естественно, самые активные и талантливые бегут из райцентров в крупные города, где устроиться гораздо легче. И через несколько лет в маленьких школах останутся только дамы пенсионного возраста. В Москве, кстати, дефицит учителей есть только по нескольким предметам – математика, русский и английский языки, физкультура. По остальным недобора практически нет...

Третий вывод, который сделали социологи, – сокращается число учительских династий. Что логично: престиж профессии крайне низкий, зарплаты маленькие... Поэтому мамы-педагоги решительно выступают против того, чтобы их дочки шли работать в школу. Уж лучше пусть бухгалтерами... Но высшее образование у учителей по-прежнему в чести - его имеют 84,2% опрошенных (еще 12% – среднее специальное). В целом же портрет современного учителя нарисовался такой: это женщина старше 43 лет, живет либо в крупном городе (34%), либо, наоборот, на селе (40%), стоит у доски уже 20 лет, имеет 13-й разряд ЕТС и получает около 5 тысяч рублей в месяц. Не слишком получилось привлекательно.

Поэтому необходимо поднять престиж профессии учителя.

В настоящее время правительство оказывает активную поддержку учителям. Это необходимо для повышения жизненного уровня учителей, условий их труда и увеличения престижа профессии. Таким образом, правительство старается привлечь молодежь к учительской деятельности.

Заявление Дмитрия Медведева о том, что 2010 год будет объявлен Годом учителя еще раз это доказывает. "Поддерживаю предложения образовательного сообщества об объявлении 2010 года Годом учителя", – сказал Медведев, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Он отметил, что государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, но при этом педагоги должны внимательно относиться к своим ученикам. Медведев сообщил, что стратегия развития российского образования скоро будет утверждена правительством. "Ее реализация продолжится как на основе национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство. Сегодня же основной акцент сделан на школьное образование", – сказал глава государства.

Он также сообщил, что будет разработана национальная образовательная стратегия "Инициатива – наша новая школа", которая будет основана на пяти направлениях.

По его словам, должны быть разработаны образовательные стандарты нового поколения, должна быть выстроена разветвленная система поиска талантливых детей, ключевая роль должна отводиться учителю. При этом он поручил правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также порядок их проектирования, строительства и порядок формирования материальной базы.

Последующее выступление Премьер-министра Владимира Владимировича Путина также несло в себе комплекс мер, направленных на поддержку учителей.

Владимир Путин предложил пересмотреть систему аттестации учителей, повысить зарплаты учителям младших классов и выдать молодым специалистам гранты на сумму до 500 тыс. руб.

Премьер-министр России Владимир Путин считает необходимым пересмотреть систему аттестации учителей.

«Требуется пересмотреть систему аттестации учителей. Знаю, что здесь есть вопрос о профсоюзах, разумеется, такие вопросы нужно решать и рассматривать их в контакте с профсоюзами», — сказал Путин, выступая на заседании оргкомитета по проведению в России года учителя в 2010 году, передает РИА «Новости».

Также премьер отметил, что зарплаты учителей-предметников и учителей младших классов необходимо выравнивать. При этом последние должны повышать свою квалификацию.

«Наряду с качественной фундаментальной подготовкой учителя должны иметь возможность для непрерывного повышения своей квалификации, которое учитывало бы индивидуальные потребности самих педагогов, а также специфику школ, где они работают», — сказал премьер.

Он подчеркнул в этой связи первостепенное значение модернизации системы педагогического образования. «Сегодняшнему учителю должны быть доступны все современные достижения науки о ребенке и технологические возможности», — отметил В. В. Путин.

Владимир Владимирович сообщил о необходимости повышения зарплаты учителей младших классов.

«Мы с вами знаем, что преподаватели младших классов, для того чтобы получить равную зарплату с предметниками, должны большее количество часов отработать. Имею в виду повышение требований к подготовке малышей и, соответственно, требований к квалификации учителя младших классов, считаю возможным продумать вопрос о выравнивании этих норм», — сказал Путин.

По мнению премьера, новая система оплаты труда и нормативное подушевое финансирование школ, которое сегодня внедряется в российских регионах, обеспечивают заметное повышение зарплаты учителей, прежде всего наиболее опытных и заслуженных.

«Работа в школе должна быть привлекательной для лучших специалистов, которые, как известно, стремятся туда, где интересно и престижно, где есть ясные перспективы личного и карьерного роста и, конечно, убедительные материальные стимулы», — сказал Путин.

Также, глава правительства считает возможным выделить на два года до тысячи грантов на поддержку молодых учителей, каждый объемом до 500 тыс. руб.

«У нас есть федеральная целевая программа «Научно-педагогические кадры». Можно оттуда часть средств взять и направить на грантовую поддержку молодых специалистов, скажем, можно было бы до тысячи грантов выделить на два года общим объемом финансирования для каждого гранта до полумиллиона рублей — по 250 тыс. руб. в год», — предложил Путин.

И это не первые меры по поддержке учителей.

Начиная с 2006 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" ежегодно ко Дню учителя выплачивается денежное поощрение 10 000 лучшим учителям в размере 100 000 рублей каждое. Целью данного мероприятия ПНПО является стимулирование лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального, основного общего и среднего (полного) общего образования. Государственная поддержка лучшим учителям осуществляется ежегодно из средств федерального бюджета в объёме 1 млрд. рублей. Количество денежных поощрений каждому субъекту Российской Федерации ежегодно определяется Минобрнауки России с учетом числа обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности.

Согласно положению денежное поощрение выплачивается лучшим учителям общеобразовательных учреждений за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования. На участие в конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической работы не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные учреждения, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Лица, осуществляющие в общеобразовательных учреждениях только административные или организационные функции, права на денежное поощрение не имеют. Учитель, получивший денежное поощрение, имеет право повторно участвовать в конкурсе не ранее чем через пять лет.

Выплата денежного поощрения осуществляется по результатам конкурса. Конкурсный отбор среди учителей проводится во всех субъектах Российской Федерации. Коллегиальный орган субъекта Российской Федерации по приоритетному национальному проекту "Образование" создает конкурсную комиссию с участием ассоциаций попечителей, выпускников, экспертов и консультантов по вопросам общего образования; советов ректоров вузов, руководителей образовательных учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования; профсоюзов; профессиональных объединений работодателей, родителей и других общественных объединений. Конкурсная комиссия по согласованию с коллегиальным органом и уполномоченным органом субъекта Российской Федерации устанавливает процедуры проведения конкурса и максимальный балл по каждому из критериев отбора (до 10).

В настоящее время известны имена 40 тысяч лучших учителей Российской Федерации - победителей региональных конкурсов 2006, 2007, 2008 и 2009 годов.

Более того, для учителей законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предусмотрены особый порядок предоставления отпусков, выплата компенсаций и некоторые льготы. Таким образом, на государственном уровне осуществляется поддержка учителей, и принимаются меры для увеличения престижа профессии педагога.

 


Заключение

1. Таким образом, выбор профессий современной молодежью, обусловленный рядом причин, негативно сказывается на развитии экономики, поэтому наше государство должно контролировать профессиональный выбор молодежи, поднимая авторитет некоторых «непрестижных» профессий, необходимых для сбалансированного развития страны, в том числе и авторитет профессии учителя.

2. Изучив ответы респондентов, мы пришли к выводу о том, что профессия учителя, несмотря на ее значимость, не престижна.

3. Как показывает анализ государственной политики по данному вопросу, государство наметило ряд мер по привлечению молодых специалистов в школы.

4. В то же время, выбор будущей профессии должен обуславливаться способностями и возможностями конкретного человека и контролируемым государством рынком рабочей силы

Учитель — все же прекрасная профессия, и чтобы там ни говорили — благодарная. Потому что каждый мало-мальски порядочный человек будет всю жизнь с теплотой и нежностью вспоминать людей, отдавших столько сил его воспитанию. К сожалению, чаще всего осознание этого приходит слишком поздно, когда вырастают собственные дети, поэтому давайте все вместе сейчас скажем спасибо нашим учителям.

 


Список используемой литературы и источников

1. Послание президента Федеральному Собранию от 5.11.2008г. (https://www.kremlin.ru/transcripts/1968)

2. Выступление В.В. Путина на заседании оргкомитета по проведению в РФ Года учителя в 2010 году. РИА новости. (https://www.rian.ru/education/20091116/193975144.html)

3. И.Сергеев. Конец династии. Изд.: газета «Московский комсомолец»

4. Е. Клименко. Молодежь выбирает модные профессии. Изд.: газета «Мой район»

5. Подростки сегодня выбирают те же профессии, что и до кризиса. Изд.: газета «Новые известия»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: