Внеклассное мероприятие П. И. Чайковский, «Детский альбом»




Сценарий внеклассного мероприятия П. И. Чайковский «Детский альбом

 

Цель мероприятия: расширение музыкального кругозора учащихся.

 

Задачи:

• знакомство с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского

• развитие воображения и образного мышления

• реализация умений и навыков полученных в классе фортепиано

• коллективное музицирование на инструментах шумового оркестра

 

Участники:

Педагог-ведущий

Ведущий-мальчик

Ведущий-девочка

Девочка-чтец

Исполнители муз. произведений 5 человек

 

Ход внеклассного мероприятия

 

Ведущий -педагог:

Дорогие друзья! Сегодня вы познакомитесь с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского. Его творчество огромно и разнообразно по жанрам:9 опер. 6 симфоний, 3 балета, много фортепианной, вокальной, инструментальной музыки. Это первый русский композитор, который написал произведения для детского исполнения.

Первый слайд

В руках у меня альбом, не простой. А музыкальный сочиненный для ребят много, много лет назад. Он так и называется «Детский альбом».

Второй слайд

Откроем альбом. На первой странице читаем: «Посвящается Володе Давыдову». Своих детей у композитора не было, но было много племянников и племянниц.

3 слайд

В марте 1878 года П.И. Чайковский приехал в имение своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой

В Каменку он свалился неожиданно, как снег на голову, и произвёл радостный переполох. Дети Александры Ильиничны устроили ему такой концерт, что пришлось затыкать уши. Опять дом огласился «сладостными, райскими» звуками.

4 слайд

Пётр Ильич преуютно расположился в своей комнате и уже что-то строчил за письменным столом. Через несколько дней он проговорился:

- Вот, эти пичуги, - он указал на детей,- непременно хотят. Чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!

И писал для «Детского альбома» и играл их с детьми.

5 слайд

В 19 веке все дети в богатых семьях умели играть на фортепиано. Играли на фортепиано и племянники П. И. Чайковского. Особенно музыкальным и работоспособным был Володя. Именно ему, своему любимцу и посвящает композитор свой альбом.

6 слайд

Различные детские игры, танцы, случайные впечатления, нашли своё место в альбоме. Музыка как веселая, так и грустная, что вдруг навеяло, какие воспоминания, но появилась Фея и

 

Девочка-чтец

У Феи – глазки изумрудные,

Всё на траву она глядит.

У ней наряды дивно-чудные,

Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света лунного,

Каких не видел взор ничей.

Есть поясок покроя струнного

Из ярких солнечных лучей.

Ещё есть платье подвенечное

Да колокольчик полевой,

Сулил ей счастье бесконечное,

Звонил в цветок свой голубой.

Росинка с грёзой серебристою

Зажглась алмазным огоньком.

А ландыш свечкою душистою

Горел на свадьбе с светляком.

[ К. Бальмонт]

 

Перелистаем страницы альбома. В нем 24 пьесы, по количеству часов в сутках. Листая альбом мы узнаем, как жили дети в то далекое время, чем занимались, в какие игры играли, какие танцы танцевали.

Открывает альбом «Утренняя молитва».

 

Девочка-ведущая

Представим себе такую картину. Мальчик проснулся, потянулся, уже хотел встать с постели, как вдруг вспомнил, что старенькая няня наказала ему поутру прочитать молитву. Он снова лег на кровать и сложив руки на груди сказал:

 

Господи Боже! Спаси, обогрей:

Сделай нас лучше, сделай добрей.

Господи Боже! Спаси, сохрани,

Силу любви своей нам подари.

И вдруг ему стало так спокойно и радостно, словно кто-то очень добрый погладил его по головке. Наверное, это, и правда волшебные слова, подумал мальчик и счастливый встал с постели.

Исп. »Утренняя молитва».

Мальчик-ведущий

Он подошел к окну. Его встретило хмурое утро. Все было покрыто белым снегом. На дворе стояла зима.

Злой холодный ветер поднимал колючий снег, и бросал его в окно. Словно осколки волшебного зеркала Снежной королевы, они бились в окно. Мальчику стало страшно, ему совсем не хотелось превращаться в злого и вредного Кая.

Слайд 7

Исп. «Зимнее утро».

 

Мальчик-ведущий

Да, сегодня не погуляешь, подумал мальчик и побежал в игровую комнату. Он знал, что младшие братья еще не проснулись, и никто не помешает ему играть в свою любимую лошадку. Вы очень бы удивились, увидев такую игрушку. На длинную деревянную палочку была посажена нарисованная голова лошади. Дети садились верхом на палочку и скакали по комнате. Но в те далекие времена это была самая любимая игрушка мальчишек. Они представляли себя всадниками. Палочка-конь стремительно несла всадника вперед через реки и поля. Свежий ветер развивал кудри, а душа пела.

Слайд 8

Исп. Игра в лошадки.

Ведущий –педагог

Вдруг чья-то мягкая, добрая рука легла на его разгоряченную головку. Остановившись, мальчик увидел маму. Это была красивая женщина с голубыми глазами и светлыми волосами. Это была самая нежная и добрая мама на свете, но сегодня она смотрела строго и сердито. И всадник понял все: так рано, когда все еще спят, нельзя громко прыгать и кричать.

Слайд 9

Исп. Сладкая греза. (Пьеса «Мама» не так мелодична, и вполне может быть заменена более мелодичной и нежной «Сладкой грезой).

 

Ведущий –педагог

Мальчику стало стыдно, опустив голову, он вернулся в игровую комнату. Только сейчас он увидел на полу куклу. Это была любимая игрушка его сестры Cаши. Куклу тоже звали Cаша. Когда-то это была красивая кукла с черными волнистыми волосами. Сама она была мягкая, а ручки, ножки и головка фарфоровые. Она говорила «Мама» и моргала зелеными глазками. Но Cаша уронила куклу на пол и ее красивая фарфоровая головка разбилась. Девочка горько плакала, она не представляла своей жизни без любимой куклы. Вдруг мальчику показалось, что кукла глубоко вздохнула, и на ее лице блеснули слезинки.

Слайд 10

 

Девочка -ведущий

Играя, дети выдумывают самые невероятные истории. Глядя на них, свою историю придумал и Петр Ильич и рассказал ее детям, да не просто рассказал. Уместилась это история в три пьесы, которые дети и услышали.

Первая история рассказывала о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой. Но вдруг кукла заболела. Кукла лежит в кроватке, жалуется. Просит пить.

Исп. «Болезнь куклы».

Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла.

За пьесой «Болезнь куклы» следуют «Похороны куклы».

На похороны пришли все, все игрушки. Ведь они так любили куклу! Маленький игрушечный оркестр провожает куклу: Обезьянка играет на трубе. Зайчик – на барабане, а Мишка ударяет в литавры. Бедный, старый плюшевый мишка, он совсем промок от слёз.

Исп. «Похороны куклы».

Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом и всю могилу украсили цветами.И вот, однажды, в гости пришёл папин друг.

В руках у него была какая-то коробка.

- Это тебе, Сашенька! – сказал он.

-Что же там такое, -сгорая от любопытства, думала Сашенька.

Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке…

Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица!

Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

- Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.

Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

- Какое счастье, получить такой подарок! – думала Саша.

Саша прижала куклу к груди. Потом подняла ее над головой и закружилась с нею по комнате.

Исп. «Новая кукла».

Слайд 11, 12

Девочка -ведущий

А старую куклу с разбитой головой мама отдала бедной девочке Фроське.

 

Ведущий –педагог

Вот так, перелистывая альбом, мы узнали, в какие игры играли дети в те далекие времена.

А чем же они еще занимались?

Во - первых, они должны были обязательно играть на фортепиано.

Во-вторых, свободно говорить по - французски.

И конечно танцевать. Для этого приглашались гувернантки, которые были учителями и воспитателями одновременно. Танцевали галопы. Вальсы. Мазурки. Но больше всего дети любили «Польку» - это чешский народный танец «Пулка», что в переводе на русский означает полшага, то есть танец в полшага с подскоком.

В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения "Детского альбома", композитор описывает именины сестры Саши: "Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать".Полька из "Детского альбома воссоздаёт атмосферу домашнего праздника

Исп. «Полька».

Слайд 13

 

Мальчик-ведущий

Но мальчикам совсем неинтересно танцевать И чего это девчонок всегда тянет потанцевать, когда и кроме танцев есть столько интересного, например поиграть в лошадки. Это же так весело.

А уж новенькие, красивые солдатики так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно и отправить на парад. Вот и маршировать они умеют как настоящие, да так здорово, что прямо так и тянет маршировать с ними вместе.

В углу комнаты стояли деревянные солдатики. Это были высокие игрушки, на круглых подставках, в настоящих мундирах и фуражках. Они были очень большие, но легкие. Их удобно было переносить. Ставить в шеренги, колонны и другие военные построения. Мальчишки очень любили в них играть. Девчонкам было строго настрого запрещено даже приближаться к этим игрушкам. Но смекалистые девочки упросили няню пошить им настоящие солдатские мундиры, сделать фуражки, а гувернантка Мари разучила с ними настоящий марш. (таким образом можно обыграть исполнение «Марша деревянных солдатиков» девочками).

Исп. » Марш деревянных солдатиков».

Слайд 14

 

Ведущий –педагог

Если я спрошу вас любители вы путешествовать, вы, конечно ответите «Да». П. И. Чайковский тоже любил путешествовать. Из каждой страны он привозил какую-нибудь интересную мелодию. Из Германии он привез веселую песенку о храбрых охотниках, которые носили шляпки с перышками, жили в красивых деревянных домиках, среди лесов и гор, средь голубых озер, где слышен звонкий. стройный птичий хор.

Исп. «Немецкая песенка»

Слайд 15,16

 

Ведущий –педагог

Однажды Петр Ильич отдыхал в Париже. Как то в гостинице он услышал чистый детский голосок, напевающий незатейливую песенку о прекрасной принцессе, которая сидела в башне старого замка и ждала своего рыцаря. Она всматривалась вдаль, надеясь увидеть скачущего по дороге всадника. Но, увы, дорога была пуста. Если вы внимательно будете слушать эту песенку, то услышите. Как в средней части произведения принцесса возьмет гитару и споет: «О, рыцарь мой, вернись домой. Я очень жду и люблю тебя».

Исп. «Старинная французская песенка».

Слайд 17

 

Девочка -ведущий

Во время венецианского карнавала композитор услышал прекрасную мелодию, которая вошла в альбом под названием «Итальянская песенка»

Исп. «Итальянская песенка».

Слайд 18

 

Ведущий –педагог

В 1878 году великий композитор написал балет «Лебединое озеро». Во втором действии на балу у принца звучит неаполитанская песенка. Яркая. Жизнерадостная музыка очень понравилась маленькому Володе Давыдову, он очень часто ее напевал, и Петр Ильич решил записать ее в альбом для Володи в облегченном варианте. Так появилась «Неаполитанская песенка.

Исп. «Неаполитанская песенка».

Слайд 19,20

 

Мальчик-ведущий

Как русский композитор Петр Ильич черпал вдохновение в русской народной музыке. С детства он проникся любовью к русской народной песне и пляске. Это нашло свое отражение в трех пьесах: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская». А сейчас назовите самые любимые народные музыкальные инструменты.

Конечно это гармошка, балалайка, ложки, жалейка, рожок. На фортепиано можно изобразить звучание всех этих инструментов. Послушайте пьесу «Мужик на гармонике играет»

Исп. «Мужик на гармонике играет».

 

Ведущий –педагог

Самым популярным мужским танцем в те далекие времена была «Камаринская».

Танцевали его вприсядку. Давайте исполним «Камаринскую» вместе под гармонику, ложки и колокольчики, и бумажные трещотки. (Детям раздаются музыкальные инструменты, трещотки представляют простой бумажный лист, который держат в двух руках, поочередно поднимая то левую, то правую руку, получают интересное звучание).

В Камаринской имитируется балалаечный наигрыш. И написана она в форме вариаций, очень характерной для русской музыки. Послушайте и посчитайте, сколько здесь вариаций?

Каждую вариацию исполнит новый инструмент. Смотрите на меня, главного дирижера нашего оркестра.

Исп. «Камаринская».

Слайд 21,22

 

Девочка -ведущий

Иногда в имение приходил старый шарманщик. Он приносил шарманку. Ставил ее на перед домом, крутил ручку, и шарманка играла красивую мелодию. На шарманке сидел пушистый зверек сурок. Перед шарманщиком лежала потертая, видавшая виды шляпа. Когда кто0то из зрителей бросал в шляпу монетку, сурок доставал из коробочки маленькие белые бумажечки с пожеланиями счастья и подавал их этому щедрому человеку.

Исп. «Шарманщик поет».

Слайд 23

 

 

Мальчик-ведущий

Вот незаметно пролетел день. Стемнело.

День завершён. Оставлены куклы и солдатики. Закончены воспоминания о дальних странах. Наступает вечер. Дети отправляются в спальню..

Старенькая няня пришла в спальню, чтобы раздеть своих любимых детушек и рассказать им на ночь сказку. Сегодня дети попросили рассказать сказку пострашнее. Няня подумала. Подумала и решила рассказать новую историю про Бабу Ягу, костяную ногу. Летит Яга над полями и лесами, высматривает детишек, заманивает их в чащу лесную, в свою избушку на курьих ножках.

Исп. «Баба Яга».

Слайд 24

 

Мальчик-ведущий

Страшную сказку рассказа няня, но будем надеяться, что детям приснится добрый сон. Пусть это будет сон о весне, которая всегда приходит на смену холодной зиме. А расскажет о весне голосистый жаворонок в высоком синем небе.

Исп. «Песня жаворонка».

 

Ведущий -педагог:

Дети уснули. Няня поправила одеяло на их кроватках, подошла к старинной иконе и тихо попросила Бога сохранить ее любимых детушек. Так вечерней молитвой заканчивается этот прекрасный музыкальный альбом. И я закрываю его последнюю страницу.

День закончен. Следующий принесет новые радости.

Слайд 25

 

 

Слайд 26

Русская классическая музыка немыслима без имени Чайковского. В своём творчестве Чайковский пытался решить сложнейшие философские вопросы. Но вместе с этим он чутко и тонко понимал детей. Вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грёз. И сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей.

Слайд 27

 

Слайд 28

Я очень надеюсь, что прекрасная музыка из этого альбома будет еще долго звучать в вашем сердце. До новых встреч.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: