Подходы к раскрытию темы в учебной литературе




Преподавание формализация моделирование урок


 

Введение

 

В настоящее время информатика и информационные технологии мощным потоком влились в нашу жизнь. Трудно назвать другую область человеческой деятельности, которая развивалась бы так стремительно и порождала такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества.

История развития информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения. В современном мире весьма актуальным для большинства людей стало умение пользоваться информационными технологиями. Проникновение ПК во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с ПК становится частью общей культуры человека: термины "Word", "Excel", "Internet" стали такими же обыденными, как "телефон", "телеграф", "телевизор". Но далеко не все понимают разницу между простым "нажиманием клавиш" и целенаправленной работой на компьютере, умением четко поставить задачу и, правильно подойдя к ее решению, используя программные средства (наиболее подходящие), прийти к ожидаемому результату.

Курс информатики был введен в школу как средство обеспечения компьютерной грамотности учащихся, подготовки школьников к практической деятельности, к труду в информационном обществе.

Важной содержательной линией в курсе информатики является линия "Формализация и моделирование".

Перед учителем информатики стоят различные цели. Одной из них является развитие логического и алгоритмического мышления школьников. Правильный подход к преподаванию линии "Формализация и моделирование" позволит оказать существенное влияние на общее развитие и формирование мировоззрения учащихся, а также решить многие задачи в полном их объеме.

Уроки, ориентированные на моделирование, должны выполнять развивающую, общеобразовательную функцию, поскольку при их изучении учащиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности - методом компьютерного моделирования.

Целями моей работы являются:

· Отображение наиболее существенных сторон линии "Формализация и моделирование".

· Представление разработки урока по изучению понятия "модель" на примере математической модели.

· Представление изложения темы "Введение в информационное моделирование".

 


 

1. Содержание линии "Моделирование и формализация"

 

В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия "Моделирование и формализация" Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий:

· моделирование как метод познания;

· модели материальные и информационные;

· информационное моделирование;

· формализация информационных моделей;

· типы информационных моделей.

В стандарте основного общего образования по информатике и ИКТ содержание этой линии определенно следующим перечнем базовых понятий:

· Информационные (нематериальные) модели.

· Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

· Назначение и виды информационных моделей.

· Формализация задач из различных предметных областей.

· Структурирование данных.

· Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

· Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

В примерной программе основного общего образования на изучение темы "Формализация и моделирование" выделяется 8 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения темы "Формализация и моделирование" ученик должен:

знать/понимать

· что такое модель;

· типы моделей;

· этапы решения задач на ЭВМ;

· этапы моделирования;

· принципы построения модели задачи;

· основные виды классификации моделей;

· основные признаки классификации моделей;

· характеристику рассматриваемых классов моделей;

· классификацию информационной модели’

· методику и основные этапы моделирования;

· технологию работы в средах общего назначения.

· назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

уметь

· приводить примеры моделирования и формализации;

· строить модели с помощью компьютера;

· проводить компьютерные вычислительные эксперименты.

· приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;

· проводить формализацию задач;

· моделировать в среде текстового процессора;

· моделировать в среде графического редактора;

· моделировать в среде табличного процессора;

· моделировать в среде системы управления базой данных.

· использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

В результате изучения темы "Формализация и моделирование" ученики должны выполнить следующие практические работы:

· Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

· Построение генеалогического дерева семьи.

· Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

· Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

· Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

· Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.


 

Подходы к раскрытию темы в учебной литературе

 

1. Учебник Макаровой Н.В. "Информатика" 9 кл.

Место, которое занимает тема информационного моделирования и информационной модели, в учебнике Макаровой Н.В. 9 класс содержится в разделе 2. Обилие примеров, рисунков, схем, таблиц в учебнике и простота изложения материала способствует более легкому усвоению даже очень сложных для учеников тем. Так же к учебнику прилагается задачник по моделированию, в котором сформулированы понятия моделирования в разных программных средах (графический редактор, текстовый процессор, электронные таблицы, БД). В этих учебных пособиях полностью отображается образовательный минимум содержания образования линии "Моделирование и формализация". Практическая часть (т. е. примеры и задачи для практической работы) не вполне соответствует возрасту учащихся. Введение в моделирование в учебниках Н.В.Макаровой изучается в 9 и 10 классах, по концентрической системе, тема разбросана по всему курсу информатики.

. Учебник Гейн А. Г. "Информатика" 9 класс.

В учебнике Гейна тема моей курсовой рассматривается в главе 4 "Искусство построения моделей". Основные понятия темы излагаются в 3 параграфах: §34 "О задачах и моделях", §35 "Как устроены модели", §36 "Рождение модели". Практическая работа описывается в §37 "Задача о выборе места для железнодорожной станции". Материал в этом учебнике отличается объемностью и доступностью теоретического материала, который легко воспринимается и запоминается обучающимися.

. Учебник Ю.А Быкодорова "Информатика и ИКТ" 9 класс.

В учебнике Ю.А Быкодорова в §26 "Модели и моделирование" рассматриваются основные понятия темы Моделирование, также ученикам предлагается информация об истории моделирования. §27 "Виды моделей" содержит различные классификации моделей и основы формализации. В §28 "Проекты и проектирование" ученики узнают об основах проектирования. Учебники содержит красочные примеры моделей.


 

3. Методика преподавания темы "Формализация и моделирование"

 

В образовательном стандарте и примерной программе курса "Информатика и ИКТ" для основной школы тема, относящаяся к моделированию, стоит после темы "Алгоритмы". Моделирование выступает важным методом научных исследований, средством решения широкого класса информационных задач.

Линия моделирования является теоретической основой курса информатики, так же как и линия информации и информационных процессов. Однако эта линия тесно связана с другими линиями курса. Технологические приемы обработки информации и соответствующие программные средства можно рассматривать как инструменты для работы с различными информационными моделями. В базовом курсе изучаются только начальные понятия, относящиеся к информационному моделированию, и показываются возможности, которые дает для этого применение компьютерных технологий.

Современный подход к моделированию в базовом курсе информатике отличается значительной широтой. Темы алгоритмизация и программирование тоже считаются непосредственно относящимися к моделированию. Таким образом, моделирование является сквозной линией для многих разделов базового курса информатики.

Отдельные темы в базовом курсе изучаются в различном объёме:

· натурные модели рассматриваются лишь при введении понятия модели;

· информационные модели изучаются подробно и классифицируются;

· моделирование знаний лишь упоминается, что связано как со сложностью данного вопроса, так и малой разработанностью его в науке;

· подробно рассматривается классификация моделей на графические, вербальные, табличные, математические и объектно‐информационные.

Что касается моделирования знаний, то оно относится к сфере искусственного интеллекта, изучение которого в базовом курсе информатики пока проблематично. Тем не менее нужно сообщить учащимся, что с искусственным интеллектом они сталкиваются в следующих случаях: когда автоматически выполняется проверка орфографии в набранном на компьютере тексте, когда делают машинный перевод, когда работают с обучающими и контролирующими программами. Эти сведения существенно расширяют кругозор учащихся, способствуют систематизации знаний и профориентации.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: