Представление о нормативном развитии




Использование самого понятия «норма» по отношению к раз­вивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только от­дельных психических процессов, состояний, но и изменению пока­зателей их взаимодействия подвергается большому сомнению.

Не вполне определено и само понятие нормы, которое, безус­ловно, должно быть соотнесено не только с уровнем психологиче­ского и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, предъявляемыми ребенку со­циумом.

Это осложняется и постоянным глобальным изменением как социокультурных требований, предъявляемых ребенку окружаю­щими (изменение образовательных программ всех уровней, се­мейных условий и обстановки, изменение детской и подростковой субкультур и т. п.), так и изменениями непосредственно психофи­зического и физиологического статуса ребенка.

Все это не может не оказывать непосредственного влияния на показатели так называемых норм развития, тем или иным образом включенных в понятие статистической нормы.

Статистическая норма — это тот уровень психосоциального развития человека, который соответствует среднестатистическим (количественным) показателям, полученным при обследовании репрезентативной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т. п. Статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений какого-либо качества (физических или психических показателей, в том числе уровня интеллекта, его составляющих и пр.), находящийся около среднего арифмети­ческого и пределах стандартного отклонения в ситуации, когда распределение всех значений данного признака признано норма­тивным.

Понятно, что люди, получившие диагностические количест­венные оценки, характеризующие тот или иной показатель психо­социального развития, выходящие за пределы нормы, признаются находящимися «несколько ниже нормы», а еще более — как «зна­чительно ниже нормы». Соответственно интерпретируются и ре­зультаты, превышающие норму. Как видно из вышеприведенного, понятия «несколько ниже (выше)», «значительно ниже (выше)» по отношению к норме оказываются в определенной степени субъек­тивными и неоднозначными для специалистов с точки зрения их качественного содержания.

Отказ от статистической нормы при оценке результатов обсле­дования заставляет искать новые содержательные критерии оцен­ки развития. В качестве последней должен использоваться не балл (или любая другая уровневая или шкальная оценка), не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого к выполнению определенного критериального задания. Главная за­дача этих тестов установить, что индивид умеет делать, а не его место в выборке

Существует уже зарекомендовавшее себя на практике понятие «социально-психологический норматив» (СПН).

Социально-психологический норматив можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психи­ческому и лично» тому развитию каждого из его членов. Требова­ния, составляющие содержание СПН, являются идеальной моде­лью требований социальной общности к личности. Такие требова­ния закреплены в виде правил, норм, предписаний. Они присутст­вуют в образовательных программах, в квалификационных про­фессиональный характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такне нормативы историчны, они меня­ются вместе с развитием общества. Время их существования зави­сит от отнесенности к той или иной сфере психического, с одной стороны, и от темпов развития общества – с другой.

С понятием социально-психологического норматива тесно смыкается понятие функциональной нормы, которое распростра­няется и на детей с отклоняющимся развитием.

Функциональная норна своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно це­лью коррекционно-развивающей работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него особенностей. Достижение функ­циональной нормы выражается в том, что в процессе самостоя­тельного развития, обучения или в результате специализированной помощи наблюдаются гармоничные взаимоотношения между лич­ностью и социумом, при которых удовлетворяются основные потребности личности, и личность полностью удовлетворяет тем тре­бованиям, которые социум к ней предъявляет.

Введение понятия СПН в структуру оценки получаемых ре­зультатов обследования позволяет иначе подойти к принципу нор­мативности развития, выявлять трудности, особенности развития, определенные содержательные характеристики исследуемых пси­хических процессов и состояний.

При таком подходе можно говорить об идеальной норме как о некоем оптимальном развитии личности, реализуемом в опти­мальных для нее социокультурных условиях, Очевидно, что по­добное развитие вряд ли можно реально встретить на практике.

Идеальная норма (идеальный онтогенез) — не существующее в реальности образование, имеющее исключительно теоретиче­скую значимость как объект, обладающий набором свойств и ка­честв, которые есть в сознании одного человека или группы лиц. Идеальная норма (модель нормы) не может служить критерием оценки реально протекающих процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психическо­го развития, необходимые и достаточные условия для обеспечения успешности их формирования.

Подобная модель служит целям исключительно теоретическо­го, «программного» описания развития. Она позволяет определить ту точку, начиная с которой будет «отсчитываться» вначале инди­видуальный вариант нормативного развития (условно-нормативное развитие).

Па практике представление об идеальной норме нужно дня создания методологической основы, включающей универсальные принципы и подходы к оценке общих закономерностей психического развития ребенка и частных, специфических особенностей, характерных для отдельных вариантов дизонтогенеза.


 

В диагностической деятельности все время происходит срав­нение, своеобразное внутреннее сканирование результатов оценки развития конкретного ребенка с субъективным представлением о норме («местным» социально-психологическим нормативом). Часто встречается ситуация, когда из нескольких оцениваемых пока­зателей развития ребенка одни удовлетворяют статистической норме, а другие выходят за ее пределы. Чем больше показателей оценивается и анализируется специалистом, тем большими могут быть подобные рассогласования. В таком случае каким следует признавать развитие ребенка?

Подобное противоречие может быть разрешено с помощью типологической модели. Такие типологические модели развития могут существовать как для условно-нормативного, так и для отклоняющегося развития во всех его вариантах.

Таким образом, можно говорить о следующей системе анализа: идеальная модель дизонтогенеза есть модель, описывающая дефект в чистом (идеальном) виде; типологическая модель – учитывающая наиболее специфические для данного варианта отклоняющегося развития особенности; индивидуальная модель – определяющая конкретные индивидуальные особенности развития отдельного ребенка.

Создание идеальной модели отклоняющегося развития в ее противопоставлении к модели идеального онтогенеза – исключительно теоретическая задача. На основе анализа и теоретической интерпретации фактов проводится формулирование основных, универсальных закономерностей развития, в том числе и классификация основных типов отклоняющегося развития. Это позволяет говорить о наличии типологических показателей развития – своего рода типологических нормативов.

Понятие типологического норматива определяет совокупность наиболее частых (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребенка, отражающих специфический (типологический)вариант развития – своего рода психологический синдром.

Таким образом, применительно к обсуждаемому здесь понятию нормы типологический норматив занимает как бы промежуточное положение между статистической и функциональной нормой.

В процессе обследования и последующего анализа результатов необходимо вычленить из полученного набора характеристик и индивидуальных показателей развития ребенка систему дифференциальных признаков (показателей), которые в сравнении, с одной стороны, с идеальными, а с другой – типологическими показателями позволяют определить конкретный случай отклоняющегося развития как один из типов его вариантов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: