Классификация исторических понятий.
Для того чтобы эффективно руководить процессом формирования понятий, необходимо знать их классификацию.
Понятия различаются
по содержанию исторического материала:
· экономические – понятия об орудиях труда и видах хозяйственной жизни разных исторических периодов, экономических процессах (например, складывания всероссийского рынка, кризиса феодально-крепостнической системы, империализма - монополистического капитализма, научно-техническойреволюции);
·
социально-политические, раскрывающие, социальные отношение » политическое устройство государств (основные классы феодального общества, империя, республика, буржуазное государство, его классовый характер, буржуазная демократия, социалистическое государство и т. д.);
· историко-культурные (гуманистическая культура Возрождения, культура материальная и духовная
· идеологические (религия, утопический социализм, научный коммунизм, фашизм, кризис буржуазной идеологии).
Существует и вторая классификация понятий по степени обобщенности, т. е. в основу кладется срок функционирования события, явления или процессов в пределах общественно-исторических формаций.
Выделяются три группы понятий:
· частно-исторические понятия, отражающие факты, характерные и специфичные для определенного периода истории отдельных стран (сфинкс, триера, мушкет, смерд, боярин и т. д.). Объем и глубина раскрытия данных понятий определяются степенью детализации изучения исторического материала этого периода в курсе истории. Такое понятие может быть раскрыто на материале одного – двух уроков;
· общеисторические понятия, отражающие факты и явления, свойственные для одной или ряда стран (рабовладельческий строй, сущность капиталистической эксплуатации, натуральное хозяйство, буржуазная революция). Признаки этих понятий раскрываются на ряде уроков одного курса или на протяжении нескольких курсов истории. Отчетливо надо представлять, какие признаки исторических понятий, с какой степенью глубины и подробности, в какой последовательности вводятся в курсе и на каких именно уроках. Этой группе понятий принадлежит ведущая роль в усвоении содержания курсов
|
· социологические понятия отражают общие связи и закономерности исторического процесса, характерные для нескольких или всех формаций (производительные силы, производственные отношения, классовая борьба, идеология и т. д.). Это понятия высокой степени обобщения. Раскрываются они на протяжении всех курсов истории с учетом возрастных особенностей учащихся. Окончательное формирование этих понятий происходит в выпускных классах.
По этапу формирования
· первичные
· вторичные
Пути и средства исторических понятий. МЕТОДИКА.
Понятия формируются во всех классах в процессе изучения истории. Большинство понятий носят конкретно-исторический характер. Наряду с ними учащиеся знакомятся и с достаточно широким кругом социологических понятий. В старших классах увеличивается круг понятий высокой степени обобщения. Большое место в курсе истории занимают общеисторические понятия. Они раскрываются в доступной для учеников форме, ограничиваясь чаще всего определением на уровне перечисления конкретных фактов. В VI - VII классах ученики, например, осваивают понятие «культура» - это архитектура, скульптура, живопись.
В VIII классе сочетается изучение частноисторических и общеисторических понятий. В IX классе в связи с тем, что понятия всех трех изучаемых формаций уже, встречались ранее и накоплен большой конкретный материал, появляется возможность организовать работу над социологическим понятием «общественный строй».
В последующих классах удельный вес социологических понятий увеличивается, возрастает теоретический уровень работы. Процесс формирования понятий начинается с определения существенных признаков и раскрытия их на конкретном историческом материале. Однако это лишь начальный этап работы. Останавливаться на этом уровне нельзя, так как будут сформированы лишь отдельные, разрозненные признаки понятий. В практике преподавания встречаются такие случаи, когда ученики могут перечислять признаки понятий («боярин», «крестьянин»), но не могут их соотнести между собой. Поэтому надо предусмотреть не только, какие понятия будут раскрыты на конкретном уроке, но и к а к они впишутся в общую систему знаний. Для создания системы понятийных знаний необходимо, чтобы ученики четко выделяли существенные признаки: единичное, особенное, общее.
На истории разных стран школьники знакомятся с разнообразными формами правления. Формирование понятий проходит несколько этапов.
|
На первом этапе ученики овладевают частно-историческими понятиями: в Египте правил фараон, в Афинах - демос, в Риме - аристократы, а в Македонии - монарх.
Затем происходит соотнесение этих единичных понятий: общие черты правления в Египте и Македонии дают возможность объединить их в понятие «деспотия», а формы правления в Афинах и Риме подвести под более общее понятие «республика». Поскольку обе формы правления защищали интересы рабовладельцев, то появляется возможность ввести термины «рабовладельческая республика» и «рабовладельческая деспотия». На этом уровне происходит усвоение специфических существенных признаков понятий путем их соотнесения (т. е. выясняются общие и различные черты: почему правление в Афинах и Риме можно назвать республикой? Чем они отличаются?).
На следующем этапе ученики должны осознать, что рабовладельческая республика и рабовладельческая деспотия являются формами правления рабовладельческого государства, которое удерживает власть рабовладельцев над рабами и ведет войны для захвата новых земель и рабов. Ученики соотносят единичное, особенное и общее. От единичных признаков идет восхождение к особенным и общим, общее конкретизируется особенным и единичным. Так формируется система понятий.
Очень важно научить школьников оперировать усвоенными признаками понятий, находить уже известные признаки на ином конкретном материале. Только в этом случае процесс усвоения понятий можно считать осознанным и эффективным. Например, в процессе изучения Древнего Египта ученики познакомились с признаками понятия «государство». В усвоении его признаков большую помощь оказывает аппликационная схема.
Приступая к работе над понятием «афинская рабовладельческая демократия », учитель использует аппликации для повторения основных признаков государства с таким расчетом, чтобы ученики на основе обобщения признаков сами сделали вывод, что в Афинах вся власть принадлежала народному собранию, показывает, кого выбирало народное собрание и чем занимались люди, выбранные на определенные должности. По ходу объяснения возникает следующая схема:
|
Классу задается вопрос: «То, что изображено на схеме, как можно назвать? Что же существовало в Афинах?» Ученики, опираясь на признаки, изученные на конкретной истории Египта, сами делают вывод, что в Афинах существовало государство. Выясняется, чем государство в Афинах отличалось по форме правления от египетского. А что объединяло их? Степень самостоятельности сделанного учениками вывода покажет глубину усвоения ими понятия, умения им оперировать. В данном примере, определив единичные признаки (верховная власть, чиновники, судьи и т. д.), учащиеся делают вывод об общем - о государстве - и от этого переходят к рассмотрению вопроса, почему это государство рабовладельческое. Оперируя признаками на новом конкретном материале, ученики прочнее усваивают понятие «рабовладельческое государство».
Формируемые понятия находят выражение в соответствующих словах - терминах. Введение термина сопровождается раскрытием его содержания. Для усвоения понятия важно определить, насколько термин раскрывает признаки понятия. Термин может раскрывать и все признаки понятия, если такой признак единичен. Например, «триера - древнегреческий военный корабль». В данном случае термин полностью исчерпывает признаки понятия.
Может быть и такой вариант, когда термин вводится раньше, а признаки понятия раскрываются на протяжении длительного времени. В этом случае название термина сопровождается перечислением некоторых признаков. Это имеет место чаще всего в V - VII классах. Например, при изучении Древнего Египта вводится термин «государство». Его признаки излагаются на уровне перечисления образных представлений: «государство - это фараон, чиновники, судьи, армия, тюрьмы, стражники». В после дующих темах и курсах, оперируя этим понятием, ученики узнают его новые признаки.
Школьники младшего возраста легче усваивают понятия, имеющие ясно выраженную чувственную основу. Поэтому при формировании у них понятий максимально используется наглядность.
Рассмотрим пример формирования понятия на основе наглядного образа. В курсе истории средних веков в теме «Развитие капиталистической промышленности Англии» идет работа над понятием «мануфактура». Признаки понятия раскрываются на основе работы с учебной картиной «На английской мануфактуре XVI в.». Учитель напоминает ученикам, что ремесленные мастерские не могли удовлетворить возросший спрос на английскую шерсть, появилась необходимость в создании новых предприятий. В классе вывешивается учебная картина «В мастерской средневекового оружейника». По ней идет повторение и воспроизведение основных признаков ремесленного производства. Затем показывается картина «На английской мануфактуре XVI в.». Изучение признаков понятия идет во время беседы на основе сравнения картин. Система вопросов в беседе должна быть такая, чтобы в итоге на доске были зафиксированы в определенной последовательности положения, которые и являются признаками понятия «мануфактура».
Суммируя все признаки, учитель обобщает, что такое предприятие называется мануфактурой. Так, на основе выяснения образных, конкретных представлений о признаках мануфактуры ученики приходят к усвоению существенных признаков понятия «мануфактура». Усвоение понятия происходит одновременно с введением термина. Для его осознания целесообразно обратить внимание учеников на семантику слова: «манус» - рука, «фактус» - дело, следовательно, «мануфактура» - ручное производство.
Дальнейшая работа над этим понятием, расширение и уточнение его признаков продолжается в курсах истории СССР и новой истории, где рассматривается вопрос о развитии мануфактур и переходе от мануфактуры к фабрике.
По мере накопления у учеников конкретных исторических представлений возможен и иной путь формирования понятия: оно раскрывается логически, на основе опоры на ранее изученные. Так в курсах истории происходит формирование понятий «революция», «культура», «религия», «империализм» и др. Остановимся на понятии «революция». Впервые этот термин и некоторые его признаки вводятся в курсе истории средних веков в теме «Нидерландская буржуазная революция». Революция трактуется как переворот, в результате которого происходит смена одного общества другим. Дальнейшее углубление признаков этого понятия происходит в курсе всеобщей истории, ч. I. При изучении английской буржуазной революции XVII в., Великой французской революции XVIII в., войны за независимость в Северной Америке, где рассматриваются причины революций, движущие силы, роль народных масс в революции, вводится понятие «революционная ситуация». На примере революций 1848 г. в Европе раскрывается их характер, прослеживается изменение роли буржуазии в революции в период домонополистического капитализма.
В курсах новейшей истории уточняются и повторяются признаки понятия «революция» на материале революции в Германии и Венгрии. Новыми признаками обогащается понятие при изучении содержания и особенностей народно-демократических и социалистических революций в теме «Образование мировой системы социализма». Такое постепенное овладение признаками теоретических понятий высокой степени обобщения обеспечивает усвоение фактического материала, поднимает знания школьников на более высокую ступень.
Эффективность формирования понятий будет выше при соблюдении ряда методических условий.
Во-первых, в процессе формирования понятий необходимо учесть роль конкретных представлений и типичных образов. Так, работая с картиной «Продажа рабов» (в Греции), учитель предлагает ребятам на примере одного из рабов показать, каким путем он попал в рабство, где его труд будет использован. Конкретизация одного из персонажей картины и типичность образа невольничьего рынка помогает сформировать понятия «раб», «рабовладелец», уяснить суть понятия «рабовладельческий строй». Сочетание конкретности и типичности дает возможность соотнесения эмоционального и логического факторов. Это личностное отношение учащихся к событиям: сочувствие рабам, ненависть к угнетателям, понимание несправедливости строя, при котором одни люди могли угнетать и подчинять себе других. Закладываются основы классового подхода к историческим событиям. Проводимая таким образом на уроке работа не только способствует прочному и глубокому усвоению отдельных понятий, но и является условием формирования марксистско-ленинского мировоззрения.
Во-вторых, продумать возможно раннее введение термина и признаков раскрываемого понятия с последующей его систематизацией. Определение вводится на доступном для учеников уровне сложности. Так, в теме «Древний Египет» вводится термин «класс», но раскрывается максимально конкретно: «живые убитые» составляли в Египте класс рабов. Раб не имел никакого имущества, принадлежал владельцу, его могли бить и даже убить. Раб выполнял тяжелую работу. Все, что он сделал, принадлежало владельцу. Также конкретно характеризуется класс рабовладельцев.
В-третьих, теоретические обобщения возможны только на основе усвоения фактов в их системе и взаимосвязи. Система фактов - основа усвоения понятий. Фактический материал необходим для объяснения теоретических положений, для убеждения учеников в неизбежности и объективности изучаемых событий и явлений. Так, изучая тему «Развитие капитализма в сельском хозяйстве России в пореформенный период», ученики, опираясь на знания, полученные из курса новой истории, вспоминают, что такое капитализм, возможные пути его развития в сельском хозяйстве в России. В итоге они определяют общие черты капитализма в Западной Европе и России и его особенности в сельском хозяйстве России. Изучение фактов в системе и взаимосвязи дает возможность объяснить учащимся характерные черты капитализма в сельском хозяйстве России, помогает глубже осознать понятие «капитализм» и убедить их в закономерности происходящего процесса.
В-четвертых, систематизация и обобщение фактов должно идти в логике раскрытия понятия. Так, в теме «Гуситские войны» ученики знакомятся с признаками крестьянской войны, запоминают и усваивают их. Закрепление признаков понятия происходит при изучении крестьянских войн в Китае и Германии. Изучая крестьянские движения в курсе истории СССР, школьники уже в состоянии самостоятельно анализировать факты, используя признаки понятия «крестьянская война». Вывод о том, что движение под руководством Болотникова, Разина или Пугачева было крестьянской войной, ученики делают на основе анализа и обобщения конкретных фактов и применения понятия «крестьянская война».
В-пятых; учитель должен глубоко знать содержание программы и курсов истории для того, чтобы определить объем фактического материала. Для решения этой задачи нужно определить этапы, позволяющие обогащать понятие новыми признаками.
В-шестых, теоретические понятия должны вводиться не изолированно, а в связи с уже известными. Только тогда происходит включение понятий в общую систему теоретических знаний. Раскрытие понятия «империализм - высшая стадия капитализма» невозможно без связи с понятием «капитализм», выяснением, что общего и чем отличается империализм от капитализма. Установление взаимосвязи между этими явлениями помогает глубже овладеть каждым понятием.
В-седьмых, процесс формирования понятий будет эффективен только при активной самостоятельной познавательной деятельности школьников. Поэтому на уроке при организации домашних заданий учителю следует предусмотреть постановку и решение познавательных задач, направленных на формирование умений применять ранее изученные понятия для усвоения новых знаний.
В-восьмых, усвоение ряда сложных понятий требует длительного времени и периодического повторения. Работа по их формированию завершается на повторительно-обобщающем уроке.
Формирование понятий - важное звено в процессе обучения истории и овладения историческими знаниями. От раскрытия отдельных понятий учащиеся переходят к усвоению системы понятий и на их основе подводятся к пониманию закономерностей исторического развития.
Список литературы
1. Бернадский В.Н. Преподавание истории в школе. – Л.: Просвещение, 1972.
2. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1968.
3. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1986.
4. Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М., 1964.
5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.