Г
Вступление
В работе с учеником очень важно, чтобы он не потерял интерес и желание к делу, которым начал заниматься. А в нашем деле это напрямую зависит от выбора репертуара во первых, и в подаче этого репертуара преподавателем во вторых. Учитывая, с одной стороны то, что мы школа и должны придерживаться определенных программ, с другой стороны такие факторы как загруженность учащихся в общеобразовательной школе, их занятость одновременно в нескольких учреждениях дополнительного образования, учитывая тип темперамента (особенности характера), разные музыкальные данные, приходится очень осторожно относится к подбору репертуара, иногда можно сказать практически выкручиваться. Отрадно то, что есть композиторы, которые пишут замечательную музыку для детей и облегчают нам эту задачу. Разумеется, классическая музыка всегда будет стоять во главе угла, без нее никуда особенно детям – конкукрсантам, а также будущим студентам колледжей. Тем не менее, основная масса детей тяготеет к программной музыке. Она им более понятна и более приятна в работе.
Основная часть
О творчестве Уральских гитаристов-композиторов В.Козлова и О.Киселева.
Отражение их творчества в работе с учащимися класса.
Хочется рассказать о композиторах, творчество которых не оставило меня равнодушной, заинтересовало детей, и теперь уже можно сказать захватило нас целиком и полностью.
В 2001г. нам с учеником посчастливилось принять участие в Урала- Сибирском межрегиональном открытом конкурсе «Тюменские искорки» в г.Тюмень, где председателем жюри секции струнных народных инструментов был Козлов Виктор Викторович- уральский гитарист, композитор и педагог, Заслуженный артист Российской Федерации, профессор и заведующий кафедрой народных инструментов Челябинской Академии музыки, преподаватель Челябинского Высшего музыкального училища им. П.И. Чайковского, член жюри и организатор многих гитарных конкурсов и фестивалей. Виктор Козлов выступает с концертами в лучших филармонических залах нашей страны и за ее пределами, поэтому его имя широко известно гитаристам и любителям гитары в России. Его музыку играют от Бреста до Хабаровска (благо, г. Челябинск, где он живет, находится как раз в центре страны, на Урале). И вот с 2001г. Мы с учениками пополнили эту армию исполнителей. Тот, кто посещает концерты нашего класса (которые проходят ежегодно), знает, что ни один из них не проходит без произведений этого композитора. Я очень горжусь тем, что знаю лично В.Козлова и мне посчастливилось трижды пообщаться с этим умным и талантливым человеком. Первый раз на том самом конкурсе в Тюмени, где мы получили кучу положительных эмоций от того, что стали Лауреатами II степени, да еще и попали на мастер-класс в качестве активных участников. Занимаясь с нами, Виктор Викторович дал много очень важных и нужных советов, при этом, не забыл отметить добрым словом и нашу самостоятельную работу.
Вторая встреча произошла на педагогической академии в г. Ноябрьск (2003г), где я выступала в составе инструментального трио (ставшим по итогам конкурса Лауреатом III степени). В.Козлов был членом жюри, и также давал мастер-класс преподавателям гитаристам.
В 2009 г, он снова приезжал в Ноябрьск с концертом, и естественно мы с учениками сидели в одном из первых рядов. После чего общались, брали автограф и фотографировались на память.
Разумеется, такие встречи оставляют неизгладимое впечатление, взбудораживают, переворачивают все с ног на голову (в хорошем смысле этого слова), придают сил, энергии, желание работать дальше с еще большим рвением и старанием. Будем надеяться, что впереди нас ждет еще множество таких приятных встреч.
В.Козлов музыкой начал заниматься с 8 лет, а уже с 12 лет начал сочинять музыку.
Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России.
Именно этот сборник является моей палочкой-выручалочкой и настольной книгой в работе.
Не знаешь, какую пьесу выбрать ученику? Загляни туда.
Хочешь оригинальную и красивую пьесу? Загляни туда.
Ученик ленивый и капризный? Снова загляни туда и найдешь выход из положения. Наряду с классической гитарной музыкой, без которой не возможно полноценное обучение и развитие, я ставлю программную музыку композиторов современников.
Так как сборник, о котором идет речь для детей, то все пьесы в нем являются программными. А что такое программная музыка? Это музыка, имеющая программу, которая отражается либо в литературном комментарии, либо в названии произведения. Так вот все названия пьес в этом сборнике настолько отражаются в той музыке, которой они принадлежат, что дети с легкостью рисуют себе нужную картину, образ или сюжет.
Нужно отметить, что все сборники В.Козлова пользуются заслуженным вниманием. Среди них такие как «Кругосветное путешествие Сеньориты гитары», в который входят песни и танцы народов мира, «Детская сюита», сборник ансамблей «Эхо Бразильского карнавала», сборник переложений мелодий для гитары из популярных мультфильмов и телефильмов «Маленькая страна». Так же множество произведений серьезной сложности.
. Популярностью пользуются: «Восточный танец» (1982), «Марш солдатиков» (1985), «Маленький детектив» (1990), «Танец охотника» (1997), «Медитация», «Баллада для Елены прекрасной» и др. Их исполняют известные гитаристы исполнители, в числе которых его ученики лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы «Новые имена»: И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, М. Бакланова, Д. Ивченко О. Киселев. На фамилии последнего, я хочу задержаться.
Два года назад (2010г), мы нашли в интернете положение об открытом региональном конкурсе гитаристов «Классическая гитара в Аше», с примечанием: «Олег Киселев приглашает». Тогда еще, к сожалению, не зная о нем ничего, не имея на руках его произведений, мы стали шевелиться. Связались с ним по интернету, он выслал нам свои ноты, мы начали готовиться к конкурсу и узнавать все об этом композиторе.
Оказалось, что он выпускник Челябинского музыкального училища, где занимался в классе того самого известного гитариста и композитора, Заслуженного артиста России, профессора Виктора Козлова. В повседневной жизни Олег Николаевич обычный с вида педагог, и преподает гитару в школе искусств г. Аша, Челябинской области. Только при этом пишет необыкновенную музыку и ведет активную концертную деятельность.
Выступал с сольными концертами во многих городах России, лауреат и дипломант всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
Как композитор написал более 500 пьес для гитары, записал 8 компакт дисков. Значительное место в творчестве Олега Киселева занимают сочинения для детей и юношества. Они опубликованы в России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. С 2003 года в России (издательством MPI) изданы шесть великолепно иллюстрированных сборников Олега Киселева с аудиодисками ("Клубника со сливками", "Времена года", "Облака", "Первые шаги гитариста", "Во поле береза стояла" и "Блюз опоздавшего поезда"). В последний вошли 20 джазовых пьес для детей.
Все эти сборники я добавила в свою личную библиотеку и с большим удовольствием по ним работаю.
Поскольку теперь я и с этим композитором знакома лично (чем тоже очень горжусь), то могу сказать, что и на словах и на деле этот человек весьма озабочен музыкальным воспитанием подрастающего поколения и делает для этого очень-очень много. Вот уже три года подряд мы с учащимися ездим на конкурс «Классическая гитара в Аше», организатором которого О.Киселев является. Статус конкурса с каждым годом становится все выше и серьезнее. Из открытого - регионального, он уже перерос в международный. Весной 2013г., нам составили конкуренцию участники из России и ближнего зарубежья. Конкурс имеет свои традиции. Каждый вечер концертные выступления членов жюри, в том числе и самого «виновника конкурса», где он исполняет свои произведения, и каждый раз, что- то из только что написанного. В углу концертного зала стоит ящик для писем, отзывов, пожеланий и предложений. Мы таки внесли свою лепту в судьбу этого конкурса и в свою судьбу тоже, предложив наряду с номинацией солистов, включить в конкурс номинацию ансамблей. И вот с прошлого года эта номинация тоже вошла в традицию и принесла нам два призовых места. В фойе желающие могут приобрести нотные издания, компакт диски с различной гитарной музыкой, а также диски с видеозаписями выступлений всех участников предыдущего конкурса. Мы были приятно удивлены, что на одном из дисков титульная обложка была с нашей фотографией. Теперь ребята гордятся, что они попали в историю этого конкурса, да еще стали лицом обложки.
Возвращаясь к рассказу о композиторе, хочу добавить, что О.Киселев пишет такую музыку, которая непременно пробуждает интерес и заставляет нас сопереживать музыкальным образам, заложенным в каждой пьесе. Взгрустнуть, услышав «Песню беспризорника», улыбнуться наивности и беспечности нерадивого ученика в пьесе «Неисправимый прогульщик уроков», вдохнуть полной грудью свежий воздух раннего летнего утра с пьесой «Пробуждение птиц». Пьесы композитора несут под собой различную тематику и привлекают уже одним названием.
Н-р о природе: «В саду цветущих яблонь», «Рассвет в горах», «Аллеи осеннего парка»;
историческая тематика: «Русская княжна», «Оруженосец короля», «Странствующий рыцарь», «Дон Кихот неустрашимый», «В плену у хана Батыя»; юмористические пьесы: «Начальник и подхалим», «Блюз карьериста», «Пьяная муха», «Учитель танцев и бегемот».
Не забыл композитор и про самых ленивых учеников, которые играть на гитаре хотят, а упорно трудиться – нет, и пошел на маленькую хитрость: сочинил первые партии к сольным гитарным пьесам композиторов 18-го века. «Ленивцы» с удовольствием их играют, а при поддержке главной партии, наверное, чувствуют себя более уверенно и значимо. Рассказывать о творениях О.Киселева можно долго и много. Ко всему сказанному добавлю, что он проявил себя и как ценитель национальной культуры, издав сборник обработок для классической гитары десяти русских народных песен, которые пели несколько поколений. В сборнике опубликованы полные версии текстов всех песен. Их можно петь и аккомпанировать себе на гитаре (этим мы обязательно занимаемся на уроках специальности, и это внесено в образовательную программу), а обработки песен исполнять на концертах и конкурсах.
Хочу обобщить, что замыслы и стиль написания музыки именно для детей, у этих Уральских композиторов очень похож. Мне кажется, выбирая произведение, каждый преподаватель руководствуется в первую очередь такими моментами как красочность произведения и удобство исполнения, вне зависимости от сложности произведения.
Именно этим меня и привлекают произведения этих композиторов. Их музыка удобна для исполнения, легко запоминается, включает в себя различные виды техники, множество современных приемов игры, имитацию других инструментов и даже элементы полифонии. Как раз все то, что нужно юному музыканту для разностороннего развития.