Анализ нескольких программных произведений.




 

Привожу примеры наиболее ярких, полюбившихся нам произведений.

В.Козлов «Таинственные Шаги»

У композитора есть произведение «Маленький детектив», очень эффектное, но и очень сложное в плане техники. Всем детям оно нравится, но многие из них так и не дорастают до его сложности. Автор все это подметил, взял и написал мини-версию «Таинственные шаги».

Произведение всего в шесть строк, а в нем, так сказать, чего только нет…

Вначале приемом пиццикато (исполнение нот с приглушением), автор изображает шаги, которые проскальзывают на протяжении всего произведения. Между ними всяческие щелчки по струнам, удары по деке корпуса, диссонирующие аккорды, натуральные флажолеты, скрежет ногтем по оплетке струны, имитирующий скрип двери. Очень интересный прием – арпеджиато по струнам у верхней подставки грифа. Кто и что услышит в этом звучании, зависит от воображения и фантазии. Очень важная деталь – половинные паузы, которые создают впечатление еще большей таинственности, и которые необходимо совершенно точно выдержать, чтобы не разрушить образ. Насколько ребенок проникнется образом, настолько таинственными будут и шаги. Для этого сначала сама проигрываю произведение, затем спрашиваю ученика, что он представлял, слушая эту музыку. Затем пытаемся нарисовать себе полную картину, и начинаем работать над образом.

«Веселые ступеньки»

Небольшая пьеса, состоящая вся из гаммаобразных пассажей. Приятная на слух как пьеса, и полезная для развития беглости пальцев как этюд – гамма, так как заключительный пассаж включает в себя восходящее и нисходящее движение по гамме. Также там присутствует прием технического легато, который позволяет исполнять пьесу более виртуозно и достичь более быстрого темпа. Не все дети любят играть этюды и гаммы. Так вот для самых капризных, у меня всегда готов этот вариант. Делаю такую рекламу, что никто не отказывается. После этого входят во вкус, глядишь, и гаммы воспринимаются с другим настроением. Главное правильно преподнести, то чего хочешь. Это как наживка на крючок, чем жирнее, тем лучше улов.

«Фанфары и барабан»

Объявив название произведения, и проиграв его детям, у них не остается сомнения в том, что музыка отражает диалог двух инструментов: ударного и духового. Звучание этих инструментов предопределяет маршеобразный характер исполнения. Ученикам очень нравится прием, имитирующий звук барабана, исполняющийся на перекрещенных 5-й и 6-й струнах. Чтобы изобразить фанфары, нужно довольно резкое звучание. Добиваемся такого эффекта путем извлечения звука у нижней подставки для струн. Так как в проекции это будущий марш, то от исполнителя потребуется предельная ритмичность.

Поэтому освоив приемы, и выучив текст, выравниваем ритм. Не секрет, что в работе над ритмом, проблемы встречаются частенько.

Первый музыкальный инструмент ученика - это его тело, поэтому слушая музыку вместе с ним, или разучивая пьесу, отстукиваю на его руке или ладони ритм, начиная с короткого отрывка ритмического рисунка, а затем удлиняя его. Прошу ребенка повторить ритм. Чем точнее он это сделает, тем лучше. Он может отбить ритм на столе или хлопая в ладоши. Или опять же придумываем слова к той или иной ритмической группе, отбиваем ритм со словами. Обычно после этого ученик гораздо точнее исполняет текст ритмически на инструменте.

Чем мне нравится гитара, так это тем, что этот инструмент имеет невероятные звуковые возможности и способы подражания и имитации другим инструментам, голосам, природным явлениям и прочие. А в совокупности с фантазией и талантом моих любимых композиторов, становится и вовсе непревзойденным в области звуковых возможностей.


«Ветер, играющий на струнах».

Создаем образ дующего ветерка, путем тремолирования по поверхности струн кистью правой руки. Отрабатываем крещендо - диминуэндо, и все готово. Детям очень нравиться. Была у нас практика игры этой пьесы в ансамбле, в тишине потрясающий звуковой эффект.

 

«С неба звездочка удала».

Прием глиссандо вдоль струн создает не обманчивое впечатление падающей звезды. А в конце пьесы и вовсе звездопад.

 

«Кискино горе»

Очень трогательное произведение, киску жалко уже с первых тактов в любом случае, а если ученик постарается, может пробить до слезы. Жалобный голос котенка создаем за счет подтяжки струн. А любимый нами «Ля минор», заставляет сопереживать до конца пьесы.

О.Киселев. «Аллеи осеннего парка»

Просто приятная для исполнения и восприятия пьеса. Мелодия в басовом проведении напоминает бархатное звучание виолончели и сопровождается легким аккомпанементом, исполняющемся практически на открытых струнах.

«Танец маленькой сеньориты»

Пьеса очень нравится девочкам. Она дает возможность выразить свои эмоции музыкальным языком,- «Вот какая я!»

 

«Неисправимый прогульщик уроков»

Слушая это произведение, перед глазами тут же возникает персонаж, без которого жизнь любого учителя не мыслима. Музыка явно отражает, беззаботно шагающего (уж точно не в сторону школы ученика). Удары по оплетке басовых струн, придают игривость и юмористичность этому образу.

 

«Клоун на лошадке»

Пьеса звучит очень весело и позитивно. Правильно подобранные автором мотивы и интонации очень точно и понятно изображают цокот копыт и громкий смех клоуна. Создается полное впечатление того, что ты находишься в цирке.

 

«Странствующий рыцарь»

Многим учащимся очень нравится прием игры боем. Это произведение с историческим смыслом отражающее быт европейских рыцарей эпохи X- XV веков, включает в себя этот излюбленный гитаристами прием. Тема в басовом проведении, оформленная пунктирным ритмом, рисует картину рыцарского турнира, рыцаря на коне с мечом или копьем. Небольшая часть исполняется приемом арпеджио и приемом игры боем, еще более усиливающая мужской характер пьесы.

 

Мы не зацикливаемся на программной музыке только этих двух композиторах, но именно благодаря им я узнала о творчестве многих других композиторах. Мне нравятся такие авторы как: Вера Донских, Людмила Иванова, Галина Гарнишевская, Владимир Катанский, Александр Винницкий, Евгений Баев, Виталий Харисов.

 

Заключение.

 

Чем бы ни занимался человек, какой бы профессии он не отдал предпочтение, она должна

приносить ему радость, или хотя бы удовлетворение. Человек должен знать чего он хочет от профессии и зачем в ней находится, и свою работу выполнять с душой и хорошим настроением. В противном случае продукт его жизнедеятельности будет либо сомнительного качества, либо, не дай бог, еще хуже, вместо пользы приносить вред.

Хорошо, когда желания и потребности человека, совпадают с его умением и возможностями. Его мечты и планы воплощаются в жизнь не только за счет счастливого случая, но и за счет кропотливого труда, переживаний за свое дело, полной самоотдачи, а сам человек от этого счастлив. Только тогда можно сказать, что он находится на своем месте. Тому, кто этого счастья не испытывает, нужно еще поискать себя…

Когда я писала, в этом месте глубоко вздохнула от радостного ощущения того, что мне себя искать в другом деле не хочется. Я знаю, что люблю свою работу, со всеми ее минусами и плюсами, люблю своих учеников, отвечающих мне искренней взаимностью. Знаю, чего хочу, всегда пытаюсь добиваться этого любыми способами и не ищу легких путей. Люблю общение, все новое, интересное и неизвестное, люблю талантливых людей, на которых можно равняться и благодаря которым, не погаснет свет в моем окне.

Именно поэтому я и рассказала вам о творчестве двух композиторов, которые обладают еще и тонким чувством юмора, что я очень ценю в людях, и поэтому к ним тянусь.

Браво! Ура! И огромное им спасибо за то, что они делают!

 

 

С уважением и любовью их поклонница!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: