Нетрадиционная типология жанров




Методика анализа текста

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА

Жанровая природа текста (жанрообразующие факторы и специфика данного жанра). Соотношение между содержанием и формой произведения. Критерии оценки информационного текста: актуальность новости, оперативность, эксклюзивность (сенсационность), полнота информации, качество лида, степень стандартизации и выразительности, позиция автора. Критерии оценки аналитического текста: новизна реальной ситуации, достоверность ее воспроизведения и обоснованность интерпретации, масштаб и значимость проблемы; проработка темы, логичность текста и доказанность гипотезы, композиционная стройность текста, выразительный потенциал; лексико-стилистическая грамотность.

Для анализа берутся тексты печатных СМИ аналитических и художественно-публицистических жанров: комментарий, статья, корреспонденция, рецензия, эссе, очерк, фельетон. Из группы информационных жанров можно взять репортаж, отчет и информационную корреспонденцию. Интервью анализируется только в том случае, если это проблемное или портретное интервью.

Текст прилагается к работе. Нельзя рассматривать как материал в газете или журнале его сетевой аналог, поскольку в таком случае не будет возможности обосновать пункт 12.

Журналистский текст может включать в себя три важнейших компонента:

1) сообщение о новости или возникшей проблеме;

2) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне);

Фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации.

Важно верно определить каждый из этих компонентов.

1. Определить факторы, которые оказывают решающее значение в организации фактического материала, выборе форм предъявления фактов и системы доказательств (их называют жанрообразующими факторами):

– Назначение, функция, целевая установка текста – сообщить новость, рассказать о событии, явлении, проанализировать ситуацию, создать публицистический образ героя…

Объект отображения – область реальной действительности, о которой пишет репортер или которую исследует автор статьи (экономика, культура, спорт…)

– Предмет отображения – факт в информационных жанрах (информационный повод – «жесткая» или «мягкая» новость), ситуация, проблема в аналитических материалах, человек в очерке.

Традиционная типология жанров

Группа информационных жанров – заметка, отчет, интервью, информационная корреспонденция, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог;

Группа аналитических жанров – аналитические отчет, корреспонденция, интервью-беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз;

Группа художественно-публицистических жанров – очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра.

Нетрадиционная типология жанров

1) оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях;

2) оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;

3) исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4) исследовательские – статья, письмо, обозрение;

5) исследовательско-образные (художественно– публицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет.

2. Дать характеристику фактической основы«первичная реальность» (новость, факт, событие – для заметки или репортажа, явления, процессы, ситуации – для статьи или корреспонденции) и «вторичная реальность» (книги, фильмы, телепередачи – информационные явления, дающие повод для подготовки рецензий, обзоров печати).

3. Определить источники информации, которыми пользовался автор, и методы работы с информацией на уровне сбора и осмысления: предметно-вещественная среда, информационная среда, человек, документальные источники, базы данных, интернет-источники, социологические данные и научные факты.

Методы сбора информации (наблюдение, проработка документов, интервью, эксперимент), анализ и интерпретация полученной информации: общенаучные процедуры (группировка, классификация, систематизация и типологизация) и общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т.д.). Способы объяснения факта (фактов): выяснение частей факта и связей между ними; выяснение необходимых условий и обстоятельств существования факта (фактов); установление причины факта (фактов); обнаружение действий, которые данный факт (факты) производит на окружающее.

4. Определить методы постижения реальности: фактографический метод в текстах информационных жанров, м етоды рационально-теоретического отображения предмета, необходимые при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что является задачей публикаций аналитических жанров, м етоды художественного обобщения, необходимые для создания публикаций, которые относят к художественно-публицистическим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: