Объем учебной дисциплины и виды учебной работы




ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФАРМАКОЛОГИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060101 Лечебное дело

 

 

Волгоград

2011 г.

Программа одобрена цикловой Программа учебной дисциплины

методической комиссией разработана на основе Федерального

Общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного

стандарта среднего

Протокол №__________ профессионального образования для

от____________________ специальности 060101 Лечебное дело

Председатель ЦМК________________ Зам. директора по УР______Троян И.С.

Алешечкина А.А.

 

 

Разработчик:

Ягупова В.Т., к.м.н., преподаватель

высшей квалификационной категории.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

 

1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы "Фармакология"

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060101 Лечебное дело / квалификация фельдшер.

Программа учебной дисциплины может быть использована при разработки программ повышения квалификации и переподготовки фельдшеров.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Фармакология» входит в состав дисциплин профессионального цикла по специальности СПО 060101 Лечебное дело.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

- применять лекарственные средства по назначению врача;

- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

- побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;

- правила заполнения рецептурных бланков;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;

самостоятельной работы обучающегося 57 часов.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
практические занятия  
теоретические занятия  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
реферат (презентация)  
другие виды работ  
Итоговая аттестация в форме экзамена  

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Фармакология

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения  
Раздел 1. Введение в дисциплину.          
Тема 1.1. Введение. Фармакология как учебная дисциплина. Содержание учебного материала            
1. Предмет, задачи, структура предмета, определение понятия "фармакология".  
2. Главное содержание фармакологии как учебной дисциплины: изучение механизма действия ЛС, классификации основных групп ЛП, нежелательные эффекты ЛП.  
3. Основные лекарственные формы препаратов и способы их введения в организм больного. Основные источники получения лекарств.  
 
Раздел 2. «Общая рецептура».        
Тема 2.1. Введение в общую рецептуру Содержание учебного материала         2, 3  
1. Рецепт, определение. Структура рецепта. Формы рецептурных бланков. Общие правила составления рецепта. Обозначение концентраций и количеств лекарств в рецептуре. Принятые обозначения и сокращений используемые при выписывании рецептов.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучит нормативную документацию (приказов, информационных писем). Провести анализ структуры рецепта.  
Тема 2.2. Лекарственные формы.   Содержание учебного материала            
1. Мягкие лекарственные формы: мази, пасты, суппозитории. Применение, условия хранения Пластыри: гели, лекарственные пленки применение.  
2. Твердые лекарственные формы. Таблетки, драже, гранулы, порошки, капсулы. Характеристика, правила выписывания в рецепте, особенности применения.  
3. Жидкие лекарственные формы. Растворы для наружного и внутреннего применения. Суспензии. Эмульсин. Настои и отвары. Настойки и экстракты (жидкие). Новогаленовы препараты. Линименты. Микстуры.  
4. Лекарственные формы для инъекций. Условия хранения и способы введения.  
Практическое занятие    
Раздел 3. Общая фармакология        
Тема 3.1. Фармакокинетика лекарственных средств   Содержание учебного материала        
1. Пути введения лекарственных средств.  
2. Всасывание лекарственных веществ при различных путях введения.    
3. Понятие о распределении лекарственных веществ в организме, биотрансформации и путях выведения.  
Практическое занятие    
Тема 3.2 Фармакодинамика лекарственных средств   Содержание учебного материала              
11. Виды действия лекарственных веществ: местное, рефлекторное, резорбтивное, основное и побочное, прямое и косвенное.    
22. Дозы и концентрации. Виды доз. Понятие о терапевтической широте.    
33. Зависимость действия лекарственных препаратов от возраста индивидуальных особенностей организма, патологических состояний.  
44. Комбинированное действие лекарственных средств. Понятие о синергизме и антагонизме.    
Практическое занятие    
Раздел 4. «Частная фармакология». «Противомикробные и противопаразитные средства».        
Тема 4.1. Антисептические и дезинфицирующие средства.   Содержание учебного материала          
1. Значение противомикробных средств, для лечения и профилактики инфекционных заболеваний.  
2. Понятия о бактериостатическом и бактерицидном действии противомикробных средств.  
3. Классификация противомикробных средств.    
4. Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии.  
Практическое занятие      
Тема 4.2.Химиотерапевтические лекарственные средства. Антибиотики. Содержание учебного материала            
1. Общая характеристика химиотерапевтических средств.    
2. Понятие об основных принципах химиотерапии.    
3. Классификация антибиотиков.    
4. Спектр действия и применения антибиотиков.    
5. Побочные эффекты антибиотиков.  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовить реферативные сообщения по теме «Антибиотики». Составить кроссворд по теме «Антибиотики».  
Тема 4.3 Синтетические противомикробные лекарственные средства   Содержание учебного материала          
1. Сульфаниламидные препараты  
2. Механизм антибактериального действия сульфаниламидных препаратов.    
3. Спектр действия, различия между отдельными препаратами по длительности действия и способности всасывания в Ж.К.Т.  
4. Осложнения при применении сульфаниламидных препаратов и их предупреждение.  
Практическое занятие    
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовить реферативные сообщения по теме «Синтетические противомикробные лекарственные средства». Составить кроссворд по теме «Синтетические противомикробные лекарственные средства».  
Тема 4.4 Противовирусные, противотуберкулезные, противохламидийные, Противогрибковые лекарственные средства. Содержание учебного материала     1, 2 1, 2 1, 2 1, 2  
1. Особенности применения противовирусных препаратов.  
2. Особенности применения противотуберкулезных препаратов  
3. Особенности применения противохламидийных препаратов  
4. Особенности применения противогрибковых препаратов  
Практическое занятие        
Тема 4.5. Противотрихомонадные, противолямблиозные, противосифилитические, противоглистные средства Содержание учебного материала         1,.2 1, 2   1, 2   1, 2  
1. Противотрихомонадные средства: показание к применению.  
2. Противоспирохетозные средства: особенности применения, противопоказания к применению ЛС.  
3. Противоглистные средства. Определение, характеристика группы, фармакологическое действие ЛС, нежелательные эффекты ЛП:  
4. Противолямблиозные средства. Характеристика группы, особенности действия, побочные эффекты, показания к применению.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Составить словарь терминов по теме «Противотрихомонадные, противолямблиозные, противосифилитические, противоглистные средства». Подготовить реферат по теме «Противотрихомонадные, противолямблиозные, противосифилитические, противоглистные средства». Составить кроссворд по теме: «Противотрихомонадные, противолямблиозные, противосифилитические, противоглистные средства».  
Тема 4.6. Средства, действующие на периферическую нервную систему Содержание учебного материала     1, 2 1, 2 1, 2   1, 2 1, 2 1, 2 1, 2 1, 2  
1. Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему.  
2. Общая характеристика анестетиков.  
3. Виды анестезии.    
4. Вяжущие вещества  
5. Адсорбирующие вещества  
6. Обволакивающие средства  
7. Раздражающие вещества  
Самостоятельная работа обучающихся  
Подготовить реферативные сообщения по теме «Средства, влияющих на афферентную нервную систему». Составить кроссворд по теме «Средства, влияющих на афферентную нервную систему».    
Тема 4.7. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Адренергические средства. Содержание учебного материала       1, 2 1, 2       1, 2   1, 2   1, 2   1, 2 1, 2  
1. Классификация лекарственных средств, влияющих на эфферентную нервную систему.  
2. Вещества, действующие на адренергические синапсы.  
3. Понятие об α и β–адренорецепторах. Классификация веществ, действующих на адренергические синапсы.  
4. α- адреномиметические вещества. Принцип действия. Применение. (мезатон, нафтизин, изадрин, норадреналина гидротартат, адреналина гидрохлорид).    
5. β- Адреномиметики (изадрин, салбутамол, фенотерол). Принцип действия. Применение. Побочные эффекты  
6. Норадреналин. Влияние на сердечно-сосудистую систему. α – β - Адреналин. Особенности механизма действия. Применение. Побочные эффекты.  
7. Адреноблокаторы. Применение. Побочные эффекты.    
8. Симпатолитические вещества. Применение. Побочные эффекты.    
Практическое занятие    
Тема 4.8. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Холинергические средства. Содержание учебного материала     1, 2 1, 2 1, 2   1, 2 1, 2   1, 2   1, 2 1, 2 1, 2      
1. Классификация лекарственных средств, влияющих на эфферентную нервную систему.  
2. Классификация веществ, действующих на холинергические синапсы.  
3. М-холиномиметические вещества (пиликарпина гидрохлорид, ацеклидин) Применение в медицинской практике, побочные эффекты.  
4. Н-холиномиметические вещества Применение, особенности действия.  
5. М- и Н-холиномиметки: фармакологические эффекты, показание к применению и побочные эффекты.  
6. Антихолинэстеразные средства. Применение в медицинской практике. Токсическое действие фосфорорганические соединений, принципы лечения отравлений.  
7. М-холиноблокирующие вещества. Применение. Токсическое действие атропина  
8. Ганглиоблокирующие вещества. Применение. Побочные эффекты  
9. Курареподобные вещества. Общая характеристика. Применение.  
Практическое занятие    
Тема 4.9. Средства, действующие на центральную нервную систему Содержание учебного материала     1, 2   1, 2   1, 2   1, 2   1, 2  
1. Средства для ингаляционного наркоза. Стадии наркоза. Особенности действия отдельных препаратов. Применение. Осложнение при наркозе.  
2. Средства, для неингаляционного наркоза. Применение в медицинской практике. Возможные осложнения.  
3. Этанол (спирт этиловый). Влияние на центральную нервную систему. Показания к применению.  
4. Снотворные средства, принцип действия. Влияние на структуру сна. Применение. Побочные эффекты.  
5. Анальгетические средства. Применение. Побочные эффекты.  
Практическое занятие    
Самостоятельная работа обучающихся      
  Составить реферат по теме: "Средства, влияющие на ЦНС" Составить кроссворд по теме: "Средства, влияющие на ЦНС"    
Тема 4.10. Фармакология психотропных средств Содержание учебного материала     1, 2 1, 2 1, 2   1, 2  
1. Психотропные средства.  
2. Классификация нейролептиков.  
3. Классификация транквилизаторов.  
4. Классификация ноотропных средств.  
5. Общетонизирующие средства и адаптогены, фармакологические эффекты, показания к применению.  
Практическое занят    
Тема 4.11. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему Содержание учебного материала     1, 2   1, 2   1, 2   1, 2  
1. Сердечные гликозиды. Эффективность при сердечной недостаточности. Различия между отдельными препаратами.  
2. Токсическое действие сердечных гликозидов и меры по его предупреждению  
3. Антиангинальные средства. Средства, применяемые при коронарной недостаточности (нитроглицерин, анаприлин, верапамил, нифедипин, дилтиазем)  
4. Средства, применяемые для купирования и предупреждения приступов стенокардии.  
Практическое занятие    
Самостоятельная работа обучающихся    
Выполнить задания для закрепления знаний по рецептуре с использованием справочной и методической литературы; Подготовить реферативные сообщения: «Лекарственные растения, обладающие противоаритмическим действием», «Препараты, обладающие антисклеротическим действием», «Применение нитроспрея при приступе стенокардии».  
Тема 4.12. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему Содержание учебного материала     1, 2 1, 2   1, 2 1, 2   1, 2 1, 2  
1. Гипотензивные (антигипертензивные) средств  
2. Классификация.  
3. Гипотензивные средства центрального действия. Показания к применению  
4. Гипотензивные средства миотропного действия.  
5. Применение при гипертонической болезни диуретических средств. Побочные эффекты.  
6. Принципы действия диуретиков. Различия в активности и продолжительности действия. Механизмы действия калийсберегающих диуретиков  
Практическое занятие    
Самостоятельная работа обучающихся    
Выполнить задания для закрепления знаний по рецептуре с использованием справочной и методической литературы; Подготовить реферативное сообщение по теме.  
Тема 4.13. Средства, влияющие на функции органов дыхания Содержание учебного материала     1, 2   1, 2 1, 2 1, 2  
1. Стимуляторы дыхания – аналептики Применение в медицинской практике.  
2. Противокашлевые средства Показания к применению. Возможность развития лекарственной зависимости  
3. Отхаркивающие средства. Применение отхаркивающих средств, побочные эффекты  
4. Бронхолитические средства.Применение отхаркивающих средств, побочные эффекты.  
Практическое занятие    
Тема 4.14. Средства, влияющие на функции органов пищеварения Содержание учебного материала       1, 2   1, 2 1, 2   1, 2 1, 2   1, 2 1, 2  
1. Средства, влияющие на аппетит  
2. Средства, применяемые при недостаточности секреции желез желудка.  
3. Средства, применяемые при избыточной секреции желез желудка  
4. Антацидные средства. Принцип действия  
5. Желчегонные средства Показания к применению желчегонных средств в медицинской практике.  
6. Средства, применяемые при нарушениях экскреторной функции поджелудочной железы.  
7. Слабительные средства. Принцип действия и применение слабительных.  
Практическое занятие    
Самостоятельная работа обучающихся    
Выполнить задания для закрепления знаний по фармакотерапии с использованием справочной и методической литературы. Подготовить реферативные сообщения: «Использование препаратов ферментов при нарушениях секреторной функции пищеварительных желез», «Лекарственные растения, обладающие желчегонным действием».  
Тема 4.15. Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия (мускулатуру матки). Содержание учебного материала         1, 2 1, 2   1, 2   1, 2 1, 2  
1. Классификация средств влияющих на функции и сократительную активность миометрия, фармакологические свойства и применение в медицинской.  
2. Окситоцин, Питуитрин. Характер действия на миометрий. Показания к применению в медицинской практике. Особенности действия препаратов.  
3. Понятие о свойствах и применении препаратов простагландинов.  
4. Уретонические средства  
5. Токолитические средства. Показания к применению токолитических средств, возможные побочные эффекты.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Выполнить заданий для закрепления знаний по рецептуре с использованием справочной и методической литеяатуры; Подготовить реферативные сообщения: «История открытия простагландинов, их значение для организма человека», «Лекарственные растения, обладающие кровоостанавливающим действием» «Токсическое действие алкалоидов спорыньи».    
Тема 4.16. Средства, влияющие на систему крови Содержание учебного материала     1, 2   1, 2   1, 2 1, 2 1, 2 1, 2 1, 2    
1. Средства, влияющие на эритропоэз  
2. Средства, влияющие на свертывание крови.  
3. Средства, способствующие свертыванию крови - коагулянты Применение  
4. Вещества, препятствующие свертыванию крови  
5. Классификация антикоагулянтов. Принцип действия.. Применение, побочные эффекты.  
6. Применение плазмозамещающих средств  
7. Кристаллоидные растворы Показания к применению.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Выполнить задания для закрепления знаний по рецептуре и использованием справочной и методической литературы. Подготовить реферативные сообщения: «Применение комбинированных солевых растворов в медицинской практике», «Лекарственные растения, применяемые для лечения гипохромных анемий» «Лекарственные растения, обладающие кровоостанавливающим действием».  
Тема 4.17. Гормональные препараты Содержание учебного материала       1, 2  
1. Понятие о гормонах, их фармакологической роли.  
2. Понятие о гормональных препаратов, классификация. Механизмы действия, фармакологические эффекты побочного действия и применение препаратов.  
Практическое занятие    
Тема 4.18. Препараты витаминов Содержание учебного материала     1, 2 1, 2 1, 2 1, 2 1, 2  
1. Роль витаминов в обмене веществ  
2. Классификация препаратов витаминов  
3. Препараты водорастворимых витаминов. Показания к применению отдельных препаратов  
4. Препараты жирорастворимых витаминов, действие и применения в медицинской практике.  
5. Поливитаминные препараты, применения.  
Практическое занятие    
Тема 4.19. Противоаллергические лекарственные средства Содержание учебного материала     1, 2   1, 2  
1. Противоаллергические  
2. Антигистаминные вещества. Принцип действия. Показания к применению. Принцип действия кромолин-натрия. Применение.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Выполнить задания для закрепления знаний по фармакотерапии с использованием учебно-методической литературы. Подготовить реферативные сообщения:«Новейшие антигистаминные препараты», «Применение лекарственных препаратов для купирования приступов бронхиальной астмы».  
Тема 4.20. Средства, регулирующие иммунитет (иммунотропные средства) Содержание учебного материала     1, 2   1, 2  
1. Групповая характеристика иммуннотропных средств, особенности действия, показания к применению, пути и способы введения ЛП, побочные эффекты каждой группы ЛС.  
2. Классификация иммунотропных средств:  
Самостоятельная работа обучающихся    
 
Составить словарь терминов по теме «Классификация иммунотропных средств» Написание рефератов по теме «Иммуномодуляторы». Составить кроссворд по теме: «Иммунотропных средств».      
Тема 4.21. Осложнение медикаментозной терапии Содержание учебного материала     1, 2   1, 2   1, 2  
1. Понятия о ятрогенных заболеваниях. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы.  
2. Токсическое действие лекарственных средств.  
3. Общие мероприятия первой помощи при отравлениях:  
Самостоятельная работа обучающихся    
Выполнить задания для закрепления знаний по фармакотерапии. Подготовить реферативные сообщения: «Основные принципы терапии острых отравлений эталоном (этиловым спиртом)» «Основные принципы терапии острых отравлений снотворными» «Основные принципы терапии острых отравлений наркотическими анальгетиками» «Основные принципы терапии острых отравлений сердечными гликозидами» «Основные принципы терапии острых отравлений атропином».    
             

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: