Методические рекомендации по использованию рабочей тетради




Рабочая тетрадь

для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Информационные ресурсы

Литература:

· Панова.Е.Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ. - Воронеж, 2007.

· Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трёх до семи. - С-Пб.: «Акцидент», 1997.

Источники иллюстраций:

· Лебедева О. Сказка -раскраска «Буровичок Югорка».- Департамент информационной политики Ханты - Мансийского автономного округа – Югра, 2009.

· ИП Бурдина С.В. Тетрадь с заданиями для развития детей. – Киров: Дом печати –Вятка, 2011.

· Осенние листья

https://www.google.ru/search?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=TwOJUIqJC zQ4QShwIHAAw&ved=0CB4QsAQ&biw=1270&bih=690

· Овощи и фрукты

https://www.google.ru/search?q=%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8+%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82&aq=0&oq=%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8+%D0%BA%D0%BB&sugexp=chrome,mod=0&sourceid=chrome&ie=UTF-8

«Игралочка-занималочка». Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Практическое пособие для учителей-дефектологов, воспитателей ДОУ.Автор-составитель: Кулешова Н.В., учитель-дефектолог, 2012.-Нижневартовск.

 

Предлагаем вашему вниманию рабочую тетрадь с заданиями для развития внимания детей старшего дошкольного возраста, в которой представлены дидактические игры с использованием «цветных палочек» Кюизенера и логических блоков Дьенеша. Рекомендации и инструкции по применению данных пособий имеются в каждом комплекте.

Занятия по данной рабочей тетради, проводимые в игровой форме, помогут сформировать у детей способность самим находить ответ на вопрос «как?», развить внимание, мышление, что позволит им в будущем избежать трудностей в школе.

Выполняя интересные и увлекательные задания буровичка Югорки, дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, раскрыть секрет, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать различными доступными способами.

Для занятий с детьми разного возраста и уровня развития внимания используется принцип многоуровневой подачи материала. Рабочая тетрадь может быть использована для занятий с детьми, имеющими проблемы в развитии внимания.

Пособие адресовано дефектологам, воспитателям групп компенсирующей направленности и массовых групп, а также оно будет интересно родителям, которые заинтересованы в интеллектуальном развитии детей.

Кулешова Н.В., учитель-дефектолог

Нижневартовск, 2012

 

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради

В настоящее время с учётом введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились. В характеристике выпускника ДОУ, значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий.

В настоящее время в связи с интенсификацией учебного процесса в общеобразовательных школах увеличилось количество детей, имеющих трудности в обучении. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания и, как следствие, нарушения внимания.

Все чаще в дошкольных учреждениях выявляются дети, у которых на первое место выходят исключительно нарушения внимания, осложнённые повышенной двигательной и речевой активностью, т. е дети с "синдромом дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

 

Методика развития внимания у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми.

Реализация подлежащего освоению детьми содержания рабочей тетради, осуществляется при условии применения развивающих технологий логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Использование данных технологий в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами способствует проявлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития.

Кроме того, выполняя интересные и увлекательные задания буровичка Югорки, дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, раскрыть секрет, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать различными доступными способами.

Представленная система работы по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста имеет развивающую направленность: используемые приёмы работы с детьми предполагают освоение содержания в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности. Занятия по данной рабочей тетради, проводимые в игровой форме, сформируют у детей способность самим находить ответ на вопрос «как?». Весь материал расположен в соответствии с лексическими темами по принципу «от простого к сложному», но неизменна игровая интерактивная форма его подачи. Ребенок не просто слушает, пассивно рассматривает картинки, но и активно работает с ними: выбирает, обводит, дорисовывает. Это способствует более эффективному усвоению материала, развивает внимание и позволяет избежать утомления.

 

В построении пособия использованы следующие принципы:

Многоуровневая структура подачи материала, что позволяет использовать рабочую тетрадь в работе с детьми разного возраста и уровня развития внимания; предполагаются задания с усложнением.

задания располагаются в последовательности - от простого к сложному;

В рамках изучения одной лексической темы отрабатываются задания на развитие свойств внимания (концентрация, объём, распределение и т.д.)

На каждой странице есть задания на развитие мыслительных операций, памяти.

Принцип оценивания заданий.

Предусмотрена система оценки выполнения заданий по подобию сигналов светофора:

-зелёный кружок- «Молодец! Ты был очень внимателен. Задание выполнено верно.»

-жёлтый кружок - «Будь внимательнее!»

-красный кружок – «Ты был не внимателен! Не старался при выполнении задания»

Рабочая тетрадь может быть использована для занятий с детьми, имеющими проблемы развития внимания. Тетрадь можно использовать при проведении групповых, индивидуальных и домашних занятий.

 

Условные обозначения:

- маленький

-большой

- не маленький

- не большой

 

 

Осень

Разложи фигуры по коробкам, раскрась, как показано на образце

 

 

                                             
     
 
   
   
     
     
 
         
 
 
 
   
     
         
 
 
 

 


Раскрась все яблоки красным цветом, а листочки зеленым цветом.

Дорисуй и раскрась ягоды так, чтобы все получились одинаковые


 

 

Помоги Югорке собрать листочки

       
   
 
 
               
 
   
 
   
 
   
 

 

 


Овощи

Посмотри на коврик, запомни. А теперь закрой его и нарисуй рядом такой же.

       
   
 
 

 

 


Помоги Югорке найти недостающие овощи, нарисуй их

Разложи овощи по коробкам

       
   
 
 

 

 


 

 
 


 

 

       
   
 
 

 


 

 

Фрукты

Собери цепочку в последовательности, указанной стрелкой

                                                 
   
   
 
 
   
   
     
 
 
 
               

 


 
 

Нарисуй недостающий фрукт

Помоги Югорке собрать фрукты. Расскажи о них (форма, цвет, размер)

                   
   
 
 
 
   
   
   
 
 
   

 


 

Домашние животные

Шаман Огнемех перепутал животных. Найди лишнее животное, раскрась его.

 

Это домик, в котором живёт шаман. Посмотри на него внимательно, а теперь закрой и попробуй нарисовать такой же.

 

 

Помоги Югорке найти домики для животных. Проведи дорожку. Расскажи, у кого какой домик.

 

 

       
 
 
   

 


Дикие животные

Расположи животных на лесенке по росту. Расскажи, кто на какой ступеньке по счету и по цвету, кто выше, а кто ниже? Раскрась.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Кто лишний, почему?

 

Из каких геометрических фигур состоит лисичка, сосчитай их. Попробуй выложить такую же из палочек

 
 


Птицы

Посади птиц на ступеньки. На какой по счету ступеньке нет птички, нарисуй свою птичку.

 
 
2


 
 

                           
   
   
 
 
   
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Посмотри внимательно на кормушку. Нарисуй в пустых окошках недостающий корм.

 
 

 


 

 
 

Сосчитай, сколько голубей прилетело. Обведи их по контуру разными карандашами.

 
 

Мебель

 

Какая картинка лишняя, почему? Раскрась её.

Собери мебель для Югорки. Раскрась палочки в цвет, соответствующий цифре.

       
 
   
 

 

 
 

 
 


Проведи дорожку от самого маленького квадрата к самому большому.

           
   
 
   
 
 

 


Что без чего?

 

Что без чего? Дорисуй недостающие детали.

 
 

Посуда

Помоги Югорке расставить посуду по полочкам: найди недостающую посуду.

Найди посуду, расскажи о ней. Раскрась.

 

 


 

Проведи дорожку от самой большой кастрюли к самой маленькой. Раскрась картинки.

 

 

Сделай так, чтобы все чашки стали одинаковыми.

Одежда, головные уборы

Помоги Югорке: раскрась одежду синим цветом, о головные уборы красным цветом.

 
 

Найди лишний предмет, раскрась его.

 

Проведи дорожку от самого большого треугольника к самому маленькому

                   
   
 
 
   
     
 
 
   

 


Усложнение материала

 

 

Фрукты

Н
Расположи палочки в порядке возрастания и ты узнаешь, какой фрукт загадал Югорка.

               
   
А
 
 
Б
   
Н  
 
 
   
А


Впиши название фрукта

 


Нарисуй этот фрукт

Мебель

Мебель

Расположи палочки в порядке убывания и ты узнаешь какую мебель загадал Югорка.

 

Впиши слово в пустую фигуру

А
 
 
 
Д
Н
В  
И


Сосчитай мебель. Обведи по контуру разными карандашами

Осень

Собери вместе с Югоркой осенний букет. Разложи листья так, чтобы внутри красного обруча оказались только красные листья, внутри зелёного – кленовые, а внутри жёлтого – большие. Какие листья оказались на пересечении обручей? Почему?

           
   
   
 
 

 
 

 
 

Посуда

Помоги Югорке расставить чашки по полочкам.

 

Найди две пары одинаковых чашек

       
   
 
 

 
 

 
 

       
   
 

Овощи

 

Помоги Югорке купить овощи: подбери нужные монеты. Раскрась овощи.

 
 

Животные

 
 

Помоги Югорке расселить животных по домикам: в красный посели диких животных, в синих – домашних. Куда ты поселил слона и оленя, почему?

       
   
 

Птицы

Помоги Югорке: укажи дорогу домой. Звёзды северного сияния укажут тебе путь.


Обувь

Раздели фигуры на две группы по цвету, проведи дорожки. Какможно разложить их на две группы по другому. Сосчитай, каких фигур больше(меньше)?

 

                             
   
   
 
     
     
 
 
 
 
 
   
 
   
 
 

 


Подбери пару. Сосчитай, сколько пар обуви


 
     
     

Одежда

Разложи одежду по коробкам. Расскажи, почему ты так разложил? Раскрась.

Обувь

Помоги Югорке собрать посылку для нефтяников, разложить обувь в коробки. Расскажи, почему ты так разложил? Раскрась.

 
 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: