ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.




 

 

Экономика (гр. oikonomia — управление хозяйством) в со­временном понимании обозначает: 1) хозяйство — сфера про­изводительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь; 2) научная дисциплина, занимающаяся изучением на­ционального хозяйства в целом; 3) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, скла­дывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных, культурных и духовных благ и об­разующих определенную экономическую систему (Е.Ф. Борисов, Ф.Ф. Стерликов, А.А. Петров).

 

Макроэкономика — изучение общеэкономических процессов; раздел экономической науки, изучаю­щий хозяйство как целое; составная часть экономики, образующая национальный комплекс, в ко­тором органически соединяются все звенья материального и нематериального производства в единый целостный организм.

 

Микроэкономика — особый раздел экономической теории, в котором изучаются экономические отношения между отдель­ными хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. Микроэкономикой изучаются экономические процессы, касающиеся экономики семьи, экономики фирмы, экономики региона, экономики рынков факторов производства, товаров и услуг. Три главных участника экономической жизни: семьи, фирмы, государство.

Факторы производства — ресурсы, труд, земля, капитал, предпринимательство

Производство — процесс создания материальных благ, пре­вращение вещества природы в блага, необходимые людям. Основные факторы производства: труд, земля, капитал, пред­принимательство (И.В. Липсиц).

 

Благатовары и услуги, предназначенные для удовлетво­рения личных и общественных потребностей.

 

 

Труд — это использование умственных и физических способ­ностей людей, которые человек затрачивает в процессе произ­водства.

 

Рабочая сила — это совокупность физических и умственных способностей человека, его способности к труду, являющиеся главным условием производства в любом обществе (личный фактор производства). Работ­ники — главная созидательная сила общества. Рабочая сила — совокупность занятых и безработных.

 

Предмет труда — это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта.

 

Средства труда — вещи или комплекс вещей, которые чело­век помещает между собой и предметом труда и которые слу­жат ему в качестве проводника воздействия человека на этот предмет. Это прежде всего орудия труда (машины, детали, аппараты и др.)

 

Средства производства — совокупность предметов и средств труда (вещественный фактор производства).

Технология выражает взаимодействие между ос­новными факторами производства, а также открываемые нау­кой и практикой способы воздействия человека на предметы труда. Технология — способы переработки природных и иных веществ и получения готовых продуктов.

 

Производительные силы общества — средства произодства+ люди

Производственные отношения — это отношения, возникающие в процессе производства. Зависят от

 

 

Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд, как цена (денежное вознаграждение) труда как товара.

 

Товар — продукт труда, произведенный для продажи на рынке; продукт или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность через покупку или продажу. Товар обладает при­знаками: 1) он должен быть предназначен для обмена; 2) он должен удовлетворять потребность человека; 3) он должен об­ладать способностью обмениваться на другой товар.

 

Свойство товара — полезность и стоимость.

 

Товарное производство — способ организации экономичес­кой жизни общества, при котором люди специализируются в определенных видах деятельности, чтобы производить товары или услуги для обмена друг с другом и получать от этого выго­ду. Три вида товарного производства: простое, товарное произ­водство рыночной экономики, товарное производство центра­лизованной экономики.

 

Услуга — нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности; результат полезной деятельности предпри­ятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удов­летворение определенных потребностей населения и общества.

 

Производительность труда — изготовление единицы товара в единицу времени

Интенсификация — расширение производства, основанное на применении более эффективных средств производства, которые воплощают новейшие достижения научно-технического прогресса.

 

Интенсификация труда — повышение его напряженности, определяемое степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

 

Капитал — различают капитал: 1) как вещь и 2) как от­ношения собственности (общественные отношения). Капитал как вещь представляет собой денежные средства, затрачивае­мые предпринимателями для приобретения факторов производ­ства с целью получения прибыли (дохода предпринимателя), а также может рассматриваться как совокупность используемых в производстве оборудования, зданий и сооружений. С этих по­зиций различают основной капитал и оборотный капитал. Основной капитал включает оборудование, станки, здания, со­оружения, участвует в производстве в течение длительного срока, но переносит свою стоимость на готовые изделия по­степенно и возвращается к предпринимателю в денежной форме по частям. Оборотный капитал представлен сырьем, полуфабрикатами, быстроизнашивающимся инструментом, стоимость его полностью переносится на изготовленный про­дукт и возвращается к предпринимателю в денежной форме в течение одного кругооборота. Капитал представляет собой стои­мость в виде денег и товаров, которая используется для получения ее дополнительного прироста — прибыли (дохода предпринимателей).

Самостоятельные формы капитала: а) торговый капитал, вы­полняющий посредническую роль — доводит изготовленные товары от изготовителей до их потребителей; б) ссудный (банковский) капитал.

Капитал как отношения собственности (общественные от­ношения) представляет общественные отношения между ра­ботодателями и наемными работниками в области производст­ва, распределения, обмена и потребления материальных, духовных, культурных благ (товаров и услуг) (Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, А.А. Стерликов).

 

Земля — все виды природных ресурсов, имеющихся на пла­нете и пригодных для производства экономических благ.

Предпринимательство — это деятельность по организации и управлению производством.

Информация (специфический вид факторов производства) — все те знания и сведения, которые необходимы людям.

Специализация и торговля — важнейшие элементы хозяйст­венной деятельности людей.

Стадии движения общественного продукта: производство, рас­пределение, обмен, потребление.

Производство — процесс создания полезного продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей человека. Зависимость уровня жизни людей от создаваемого богатства в самых разнообразных его видах, эффективности производства.

Воспроизводство — постоянно возобновляющийся процесс производства. Воспроизводство бывает простым и расширенным.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — совокупная рыночная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах эко­номики страны независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данного государ­ства. ВВП — обобщающий показатель внутренней хозяйствен­ной деятельности страны; выражает совокупную стоимость ко­нечных товаров и услуг, созданных внутри страны без учета хозяйственных результатов внешнеэкономической деятельности.

Валовой национальный продукт (ВНП) — обобщающий показатель социально-экономического развития страны, опреде­ляемый как совокупная стоимость всех товаров и услуг, произ­веденных нацией за год в сфере материального и нематериаль­ного производства, включая внутреннюю и внешнеэкономическую деятельность.

Уровень жизни — совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутых уровню ее экономичес­кого развития. В широком смысле уровень жизни характеризу­ет социально-экономическое положение населения.

Качество жизни — качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Распределение — фаза (стадия) общественного воспроизвод­ства, связывающая производство и потребление. Оно определяет долю каждого человека в созданном богатстве. Распределение зависит от отношений собственности и от производства: распределяться могут только результаты производства.

Обмен — взаимный обмен результатами хозяйственной дея­тельности. Необходимость обмена вызывается общественным разделением труда. Характер и формы обмена определяются ти­пом иформой собственности.

Потребление — использование благ для удовлетворения потреб­ностей. Потребление по назначению потребляемых благ делится на два вида: производственное (производительное) и непроиз­водственное.

Собственность (от древнерусского «собность» — имение вещи или кого-нибудь как личное достояние) — система исторически из­меняющихся объективных экономических и правовых отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, по­требления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления.

Формы собственности: частная (индивидуальная, коллек­тивная), государственная (федеральная, субъектов федерации, муниципальная), смешанная.

Экономический интерес — стремление людей к удовлетворению своих объективных материальных потребностей. Основные группы интересов: индивидуальные, коллективные (групповые), регио­нальные, всенародные. Интересы потребителя и интересы произво­дителя в условиях рыночной экономики.

Право собственности — право конкретного лица (собственни­ка) владеть, пользоваться, распоряжаться определенным иму­ществом, вещами, ценными бумагами, денежными знаками в пределах, установленных законом. Права владения, пользования, распоряжения составляют содержание собственности.

Государственная собственность — это такая форма собствен­ности, при которой каким-либо имуществом владеют органы го­сударственной власти; форма общей нераздельной собственности, принадлежащей государству и используемой им в общенацио­нальных интересах.

Коллективная собственность — собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждо­го из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность); один из видов присвоения средств производства и продуктов совместного труда работников предприятия.

Кооперативная собственность — общее достояние всех членов кооператива, объединивших свой труд и средства для осуще­ствления совместной производственной или иной деятельности.

Акция — хозяйственная форма соединения средств различных собственников; эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибылей акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управ­лении акционерным обществом и на часть имущества, остаю­щегося после его ликвидации. Акция удостоверяет вложение капитала в акционерное общество.

 

Муниципальная собственность (коммунальная) — форма эко­номических отношений между людьми, возникающих в госу­дарстве по поводу имущества, принадлежащего ассоциациям граждан, живущих в краях, областях, районах и других первичных административно-территориальных образованиях, и совместно ими используемого.

 

Собственность общественных объединений (организаций) — форма экономических отношений, возникающих в государстве между юридическими лицами, имеющими право полного хозяйственного ведения и право оперативного управления за­крепленным за ними имуществом.

 

Частная собственность — собственность отдельного гражда­нина или семьи на земельные участки с постройками, жилье, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслужи­вания, торговли и иной сфере предпринимательской деятельно­сти, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги.

 

Смешанная собственность основана на объединении государ­ственной, муниципальной, частной собственности.

 

Разгосударствление — ликвидация механизмов прямого госу­дарственного управления экономикой путем передачи соответ­ствующих полномочий на уровень предприятия, но без изме­нения характера собственности.

 

Приватизация — часть процесса разгосударствления собствен­ности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе вы­купа или в аренду с правом последующего выкупа, а также без­возмездно, т. е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности. Переход от государственной (муниципальной) к частной собственности.

 

Способы проведения приватизации. Законодательно (Закон 1992 г. о приватизации государственных и муниципальных пред­приятий) предусмотрены разные способы приватизации предприятий: акционирование (переход к акционерным пред­приятиям), продажа государственного имущества по конкурсу и аукционная продажа.

 

Пути и модели приватизации. Три подхода к приватизации: ориентация на возмездный характер преобразований; бесплат­ная раздача государственной собственности всем гражданам страны; безвозмездная передача имущества предприятий в соб­ственность трудовым коллективам.

 

Распределительные отношения — пропорции, в которых про­изведенный продукт распределяется между участникам произ­водства, а также людьми, не участвующими в нем.

 

Виды дохода — заработная плата, рента, прибыль, процент.

 

Доход — средства в денежной и натуральной форме, полученные в результате хозяйственной и финансовой деятель­ности отдельных лиц, предприятий и государства. Два вида до­ходов: первичные и вторичные.

Рыночные отношения.

 

Экономическая система — совокупность экономических про­цессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся имущественных отношений и организационных форм.

 

Экономические системы — формы организации хозяйствен­ной жизни общества, различающиеся по: 1) способу коорди­нации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства и 2) типу собственности на экономические ресурсы.

 

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, базирующейся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности эко­номики. Активная роль государства в распределении националь­ного дохода.

 

Рыночная система (капитализм) — способ организации эко­номической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции. Личная свобода всех участников экономической деятельности (капиталиста-предпринимателя и наемного работника).

 

Командная экономическая система (социализм) — способ ор­ганизации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства. Централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Государ­ство регулирует все аспекты экономической жизни, включая установление цен и заработной платы.

 

Смешанная экономическая система — способ организации эко­номической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

 

Сущность рынка.

 

Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарно­го обмена; механизм взаимодействия производителей и потре­бителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести.

 

Рыночная система — это сложный механизм координации, действующий через систему цен и рынков, механизм связи, служащий для объединения действий миллионов различных ин­дивидуумов.

 

Рыночное хозяйство — хозяйство экономически обособлен­ных самостоятельных производителей, ориентирующихся в своей деятельности на рынок.

 

Основные признаки свободного рынка:

 

1) неограниченное число его субъектов и свободный дос­туп на рынок любого производителя товаров и услуг;

2) наличие у каждого участника конкурентной рыночной системы полного объема информации о ситуации на рынке;

3) наиболее эффективная организация и технология произ­водства, мобильность материальных и финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;

4) распределение рыночного продукта между потребителя­ми на основе их желания и способности заплатить за него су­ществующую рыночную цену;

5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.

 

Товар — продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Свойства товара: полезность и стоимость.

 

Полезность товара представляет собой общественную полезность, поступаю­щую в потребление через рыночную куплю-продажу.

 

Стоимость — 1) выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо; 2) общественный труд, затраченный на производство товара и овеществленный в нем. Различают потребительную и меновую стоимость.

 

Закон стоимости — основной закон товарного производства. Закон выражает причинно-следственные связи между общест­венным трудом, стоимостью и ценами. Стоимость создается не только в процессе производства, но и в ходе рыночного об­мена. Величина стоимости определяется не индивидуальными, а общественными условиями производства, затратами общест­венно необходимого рабочего времени на производство това­ров.

 

Спрос — намерение потребителей, обеспеченное платежны­ми средствами, приобрести данный товар; платежеспособная по­требность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос ха­рактеризуется его величиной, т. е. количеством товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в дан­ный период времени. На спрос воздействует ряд факторов: де­нежные доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, величина налогового бремени, стремление к сбере­жению и цены на запрашиваемые товары. Воздействие рыночной цены на спрос отражается в законе спроса: при повышении це­ны платежеспособная потребность людей сокращается, и, наобо­рот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается (Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Ф.Ф. Стерликовых).

Условия, при которых не действует закон спроса: 1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; 2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющих­ся средством помещения денег; 3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

На изменение спроса влияют: а) изменения в денежных до­ходах населения; б) изменения в структуре населения; в) изме­нения цен на другие товары; г) экономическая политика правительства; е) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др.

 

Закон спроса — определяет связь между ценами и количес­твом товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене; при прочих равных условиях по низкой цене удается про­дать больше товаров, чем по высокой.

 

Предложение — стремление производителя предложить к продаже свои товары. Величина предложения характеризуется количеством товаров и услуг, которые производитель желает и может продать по данной цене в определенный период вре­мени. Предложение зависит от цены и от неценового факторов (издержки, ожидания).

 

Закон предложения характеризует количественную взаимо­связь предложения и рыночной цены; выражает функциональную зависимость: количество предлагаемых товаров зависит от цены

на них.

Влияние неценовых факторов на предложение: а) изменения в себестоимости производства; б) другие источники получения прибылей; в) перспективное ожидание.

Взаимодействие спроса и предложения. Последствия государственного вмешательства в действие механизма спроса и предложения (фиксированные цены на продукты, введение кар­точек, талонов, установление налогов на продажу).

 

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг. Цена как рыночный фактор, влияние на нее рыночных зако­нов: соотношения спроса и предложения, конкуренции, моно­полизации. Цена, при которой объем спроса в точности равен предложению, есть рыночная цена, или точка равновесия. Избыток (затоваривание) и дефицит товаров. Цена как отра­жение эффективной предпринимательской деятельности.

 

Рыночная цена — результат взаимодействия спроса и пред­ложения. Установление равновесной цены при совпадении на­мерений продавцов и покупателей.

 

Равновесная цена — цена, позволяющая продать весь объем товаров, который продавцы согласны при такой цене предложить на продажу. Колебание цен вокруг стоимости, образование равновесной цены — эф­фективный способ создания незатратной экономики.

 

Конкуренция (позднелатинское concurentia, от concurrere — стал­киваться) — состязание, соревнование между производителя­ми (продавцами) товаров за лучшие результаты, а в общем случае — между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов. Конкуренция — это форма борьбы за существование и механизм отбора, регулирования в рыночной экономике.

 

Кон­куренция — элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики.

 

Типы конкуренции, основанные на частной собственности: 1) простых товаропроизводителей; 2) единоличных капиталов; 3) монополий; 4) национальных капиталов; 5) интернацио­нальных капиталов.

Конкуренция как «война всех против всех»: а) конкурен­ция среди продавцов; б) конкуренция среди покупателей; в) конкуренция между продавцами и покупателями. Конкурен­ция как сила, уравнивающая рыночные цены.

 

Рынок и конкуренция. Четыре модели рынка: 1) чистая (сво­бодная) конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополи­стическая конкуренция; 4) олигополия.

Чистая конкуренция: существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию (стандартизированная продукция); при этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает товар; нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль; вход и выход из отрасли свободен; нет ограничений на доступ той или другой фирмы к инфор­мации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги) и ресур­сы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т. д.; продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.

Чистая монополия — это отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продук­ции. Продукт уникален, ему нет заменителей. Монополист дик­тует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.

Монополистическая конкуренция: большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограничен­ный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникаль­ным. Однако товары взаимозаменяемы. Экономическое сопер­ничество основано не только на цене, но и на неценовой кон­куренции.

Олигополия — существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависи­мость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. В странах с развитой рыночной экономикой существуют монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая конку­ренция и чистая монополия могут рассматриваться только как

модели.

Конкурентная борьба — необходимое условие рыночной эконо­мики, повышения эффективности производства.

Свободная конку­ренция и ее характеристика: 1) наиболее рациональное и эффек­тивное развитие экономики; 2) постоянное усовершенствование техники и организации управления; 3) внедрение научно-тех­нических достижений в производство; 4) снижение издержек производства; 5) повышение качества товаров; 6) расширение ас­сортимента; 7) улучшение торгового и послеторгового обслужива­ния покупателей. Негативные последствия конкуренции: возмож­ности перерождения конкуренции в свою противоположность — монополию (Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Ф.Ф. Стерликов).

 

Монополия (от греч. monos — один, единственный и poleo — продаю) — исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, груп­пе лиц или государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами через приобретение господствующего положения на рынке товаров и услуг.

 

Монополистическая конкуренция — господство одной ком­пании в производстве и сбыте определенного товара (услуги), позволяющее ей устанавливать цены с учетом полных конку­рентных издержек, включающих обычную норму прибыли вне зависимости от того, какая часть основного капитала бездей­ствовала; ограничивает другим компаниям выход и вход в данную сферу хозяйственной деятельности.

 

Конкуренция качества (неценовая конкуренция) — сопер­ничество товаропроизводителей на основе технического превос­ходства, параметров качества и надежности товаров и услуг, более эффективных методов реализации, расширения видов предоставляемых сбытовых и послесбытовых услуг, применения маркетинга (англ. marketing < market — рынок, сбыт — дея­тельность в сфере рынка — рынковедение).

 

Маркетинг — деятельность в сфере рынка, комплекс меро­приятий по удовлетворению интересов всех субъектов рынка; процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие оп­ределенный уровень жизни.

Фирма — основной экономический агент рыночной экономики; юридически самостоятельная коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.

 

Биржа (фр. bourse – кошелёк) — организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок оптовой торговли товарами стандартных параметров, валюты, ценных бумаг и рабочей силы; классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок товаров путём организации и реформирования биржевой торговли. Биржевой механизм предполагает открытый рынок, свободное ценообразование, свободные торги по определённым правилам.

Маклер (нем. Makler) — посредник при заключении сделок; лицо, имеющее постоянное поручение способствовать заключению сделок. Маклер — необходимый посредник при операциях на бирже с товарами и ценными бумагами.

Брокер (англ. broker) — посредник при заключении сделок купли-продажи между покупателями и продавцами товаров, ценных бумаг, валют и других ценностей на валютных, страховых, фрахтовых рынках и биржах. Брокер действует по поручению и за счёт клиентов, получая за посредничество определённую плату.

Дилер — в отличие от брокера, как правило, юридическое лицо, которое занимается биржевым или товарным посредничеством от своего имени и за свой счёт. Основа деятельности дилера — получение прибыли от сделок (купли-продажи ценных бумаг, товаров и т.п.) за счёт разницы цен, по которым они продаются и приобретаются.

Научно-техническая революция (НТР) – кардинальное преобразование производства и сферы услуг на основе использования принципиально новых достижений науки и техники, переход к качественно новому этапу развития экономики; качественное преобразование производительных сил на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу, ведущий фактор развития общества.

 

Научно-технический прогресс (НТП) – взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления.

 

Две основные формы НТП:

- эволюционная, воплощающаяся в насыщении производства традиционной, постепенно совершенствующейся техникой;

- революционная, воплощающаяся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

 

Научно-технический потенциал – совокупность факторов, характеризующих состояние и возможности развития технического прогресса в данной стране или отрасли.

 

Интенсивный тип экономического роста – характеризуется ростом, основанном на качественном совершенствовании и интенсивном использовании факторов производства на базе научно-технического прогресса (НТП).

 

Экстенсивный тип экономического роста – характеризуется ростом, основанном на количественном увеличении трудовых и материальных ресурсов, вовлекаемых в производство.

 

Социокультурные аспекты НТП:

1. Культуризация НТП — превращение развития техники, технологии, науки, прогресса в возрастающую культурную цен­ность.

2. Персонизация НТП — возрастание значимости действий от­дельного работника, необходимость принятия им многочислен­ных решений предполагают расширение кругозора личности, по­вышение ответственности в условиях интеллектуализации труда.

3. Урбанизация при НТП — искусственно завышенный уро­вень высокой миграции сельского населения в города, особенно большие и сверхбольшие, по мотивам отсутствия на селе и в малых городах многих факторов образа жизни, ценных для личности.

4. Технологическая безработица, постоянно возрастающая вме­сте с расширением процессов автоматизации и электронизации.

Отношения собственности как общественные отношения, как право собственности. Различные пути создания собственности.

Имущественные отношения как отношения по поводу соб­ственности, их основа — право собственности.

Права человека как собственника: владение, пользование, распоряжение имуществом. Проблемы преодоления отчуждения человека от собственности, пути ее решения.

Ноу-хау (англ. — знаю как) — совокупность знаний, прие­мов работы, которые обеспечивают освоение новых технологий.

Современный «экономический человек» как производитель всей совокупности материальных и духовных благ, носитель всех вос­производственных видов деятельности, создатель «второй приро­ды», сознательный субъект глобальных экономических процес­сов, носитель индивидуальных и коллективных целей и средств научно-технического, экономического, духовного и социального развития. Человек как воплощение экономических интересов, стимулов и критериев развития. Человеческий фактор производ­ства — комплекс всех отрядов совокупной рабочей силы, включая занятия в материальном и духовном производствах.

Неразрывная внутренняя связь человеческого фактора с про­блемами социально-экономической эффективности современ­ного этапа цивилизационного развития (В.И. Марцинкевич, И.В. Соболева).

Условия труда — существенный элемент трудового процесса, формирующийся под воздействием взаимосвязанных факторов социально-экономического, технико-организационного, естест­венно-природного характера и влияющий на здоровье, рабо­тоспособность человека, его отношение к труду, степень удов­летворенности им, на эффективность производства, уровень жизни и всестороннее развитие личности.

Рынок труда — совокупность экономических и юридичес­ких процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фир­мы согласны им предоставить в обмен на эти услуги. Рынок труда — соотношение спроса и предложения рабочей силы. Рав­новесная рыночная цена товара «рабочая сила».

Основные направления государственного регулирования ра­бочей силы.

Предпринимательство и его основные принципы: производство нужных товаров (услуг) покупателям; их качественное изготов­ление (оказание услуг); продажа товаров по цене, не дороже, чем у конкурентов и получение при этом прибыли; наличие определенной суммы для развития своей деятельности и др.

Предпринимательская деятельность — самостоятельная инициа­тивная деятельность граждан и (или) их объединений, направ­ленная на получение прибыли. Свобода предпринимательства и выбора. Место фирмы в предпринимательстве. Индивидуальное предпринимательство, его трудности. Прибыль предприятия.

Прибыль — экономическая величина, определяемая как раз­ница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Нормальная прибыль — прибыль, равная вмененным издерж­кам, вложенным в производство владельцем фирмы.

Бизнес — экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли пу­тем создания и реализации определенной продукции или услуг.

Менеджер — наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем; управляющий, работ­ник, осуществляющий функции управления предприятием.

Доход — средства в денежной или натуральной форме, полученные в результате хозяйственной и финансовой деятель­ности отдельных лиц, предприятий и государства. Виды дохода: заработная плата, прибыль, рента, ссудный процент.

 

Заработная плата — форма материального вознаграждения, за труд (часть стоимости созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений. Заработная плата как цена (денежное вознагра­ждение) труда как товара. Формы заработной платы: повременна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: