Экономика (гр. oikonomia — управление хозяйством) в современном понимании обозначает: 1) хозяйство — сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь; 2) научная дисциплина, занимающаяся изучением национального хозяйства в целом; 3) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных, культурных и духовных благ и образующих определенную экономическую систему (Е.Ф. Борисов, Ф.Ф. Стерликов, А.А. Петров).
Макроэкономика — изучение общеэкономических процессов; раздел экономической науки, изучающий хозяйство как целое; составная часть экономики, образующая национальный комплекс, в котором органически соединяются все звенья материального и нематериального производства в единый целостный организм.
Микроэкономика — особый раздел экономической теории, в котором изучаются экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. Микроэкономикой изучаются экономические процессы, касающиеся экономики семьи, экономики фирмы, экономики региона, экономики рынков факторов производства, товаров и услуг. Три главных участника экономической жизни: семьи, фирмы, государство.
Факторы производства — ресурсы, труд, земля, капитал, предпринимательство
Производство — процесс создания материальных благ, превращение вещества природы в блага, необходимые людям. Основные факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство (И.В. Липсиц).
Блага — товары и услуги, предназначенные для удовлетворения личных и общественных потребностей.
|
Труд — это использование умственных и физических способностей людей, которые человек затрачивает в процессе производства.
Рабочая сила — это совокупность физических и умственных способностей человека, его способности к труду, являющиеся главным условием производства в любом обществе (личный фактор производства). Работники — главная созидательная сила общества. Рабочая сила — совокупность занятых и безработных.
Предмет труда — это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта.
Средства труда — вещи или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат ему в качестве проводника воздействия человека на этот предмет. Это прежде всего орудия труда (машины, детали, аппараты и др.)
Средства производства — совокупность предметов и средств труда (вещественный фактор производства).
Технология выражает взаимодействие между основными факторами производства, а также открываемые наукой и практикой способы воздействия человека на предметы труда. Технология — способы переработки природных и иных веществ и получения готовых продуктов.
Производительные силы общества — средства произодства+ люди
Производственные отношения — это отношения, возникающие в процессе производства. Зависят от
Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд, как цена (денежное вознаграждение) труда как товара.
Товар — продукт труда, произведенный для продажи на рынке; продукт или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность через покупку или продажу. Товар обладает признаками: 1) он должен быть предназначен для обмена; 2) он должен удовлетворять потребность человека; 3) он должен обладать способностью обмениваться на другой товар.
|
Свойство товара — полезность и стоимость.
Товарное производство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди специализируются в определенных видах деятельности, чтобы производить товары или услуги для обмена друг с другом и получать от этого выгоду. Три вида товарного производства: простое, товарное производство рыночной экономики, товарное производство централизованной экономики.
Услуга — нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности; результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.
Производительность труда — изготовление единицы товара в единицу времени
Интенсификация — расширение производства, основанное на применении более эффективных средств производства, которые воплощают новейшие достижения научно-технического прогресса.
Интенсификация труда — повышение его напряженности, определяемое степенью расходования рабочей силы в единицу времени.
Капитал — различают капитал: 1) как вещь и 2) как отношения собственности (общественные отношения). Капитал как вещь представляет собой денежные средства, затрачиваемые предпринимателями для приобретения факторов производства с целью получения прибыли (дохода предпринимателя), а также может рассматриваться как совокупность используемых в производстве оборудования, зданий и сооружений. С этих позиций различают основной капитал и оборотный капитал. Основной капитал включает оборудование, станки, здания, сооружения, участвует в производстве в течение длительного срока, но переносит свою стоимость на готовые изделия постепенно и возвращается к предпринимателю в денежной форме по частям. Оборотный капитал представлен сырьем, полуфабрикатами, быстроизнашивающимся инструментом, стоимость его полностью переносится на изготовленный продукт и возвращается к предпринимателю в денежной форме в течение одного кругооборота. Капитал представляет собой стоимость в виде денег и товаров, которая используется для получения ее дополнительного прироста — прибыли (дохода предпринимателей).
|
Самостоятельные формы капитала: а) торговый капитал, выполняющий посредническую роль — доводит изготовленные товары от изготовителей до их потребителей; б) ссудный (банковский) капитал.
Капитал как отношения собственности (общественные отношения) представляет общественные отношения между работодателями и наемными работниками в области производства, распределения, обмена и потребления материальных, духовных, культурных благ (товаров и услуг) (Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, А.А. Стерликов).
Земля — все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ.
Предпринимательство — это деятельность по организации и управлению производством.
Информация (специфический вид факторов производства) — все те знания и сведения, которые необходимы людям.
Специализация и торговля — важнейшие элементы хозяйственной деятельности людей.
Стадии движения общественного продукта: производство, распределение, обмен, потребление.
Производство — процесс создания полезного продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей человека. Зависимость уровня жизни людей от создаваемого богатства в самых разнообразных его видах, эффективности производства.
Воспроизводство — постоянно возобновляющийся процесс производства. Воспроизводство бывает простым и расширенным.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — совокупная рыночная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данного государства. ВВП — обобщающий показатель внутренней хозяйственной деятельности страны; выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны без учета хозяйственных результатов внешнеэкономической деятельности.
Валовой национальный продукт (ВНП) — обобщающий показатель социально-экономического развития страны, определяемый как совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных нацией за год в сфере материального и нематериального производства, включая внутреннюю и внешнеэкономическую деятельность.
Уровень жизни — совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутых уровню ее экономического развития. В широком смысле уровень жизни характеризует социально-экономическое положение населения.
Качество жизни — качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
Распределение — фаза (стадия) общественного воспроизводства, связывающая производство и потребление. Оно определяет долю каждого человека в созданном богатстве. Распределение зависит от отношений собственности и от производства: распределяться могут только результаты производства.
Обмен — взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности. Необходимость обмена вызывается общественным разделением труда. Характер и формы обмена определяются типом иформой собственности.
Потребление — использование благ для удовлетворения потребностей. Потребление по назначению потребляемых благ делится на два вида: производственное (производительное) и непроизводственное.
Собственность (от древнерусского «собность» — имение вещи или кого-нибудь как личное достояние) — система исторически изменяющихся объективных экономических и правовых отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления.
Формы собственности: частная (индивидуальная, коллективная), государственная (федеральная, субъектов федерации, муниципальная), смешанная.
Экономический интерес — стремление людей к удовлетворению своих объективных материальных потребностей. Основные группы интересов: индивидуальные, коллективные (групповые), региональные, всенародные. Интересы потребителя и интересы производителя в условиях рыночной экономики.
Право собственности — право конкретного лица (собственника) владеть, пользоваться, распоряжаться определенным имуществом, вещами, ценными бумагами, денежными знаками в пределах, установленных законом. Права владения, пользования, распоряжения составляют содержание собственности.
Государственная собственность — это такая форма собственности, при которой каким-либо имуществом владеют органы государственной власти; форма общей нераздельной собственности, принадлежащей государству и используемой им в общенациональных интересах.
Коллективная собственность — собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность); один из видов присвоения средств производства и продуктов совместного труда работников предприятия.
Кооперативная собственность — общее достояние всех членов кооператива, объединивших свой труд и средства для осуществления совместной производственной или иной деятельности.
Акция — хозяйственная форма соединения средств различных собственников; эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибылей акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция удостоверяет вложение капитала в акционерное общество.
Муниципальная собственность (коммунальная) — форма экономических отношений между людьми, возникающих в государстве по поводу имущества, принадлежащего ассоциациям граждан, живущих в краях, областях, районах и других первичных административно-территориальных образованиях, и совместно ими используемого.
Собственность общественных объединений (организаций) — форма экономических отношений, возникающих в государстве между юридическими лицами, имеющими право полного хозяйственного ведения и право оперативного управления закрепленным за ними имуществом.
Частная собственность — собственность отдельного гражданина или семьи на земельные участки с постройками, жилье, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли и иной сфере предпринимательской деятельности, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги.
Смешанная собственность основана на объединении государственной, муниципальной, частной собственности.
Разгосударствление — ликвидация механизмов прямого государственного управления экономикой путем передачи соответствующих полномочий на уровень предприятия, но без изменения характера собственности.
Приватизация — часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т. е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности. Переход от государственной (муниципальной) к частной собственности.
Способы проведения приватизации. Законодательно (Закон 1992 г. о приватизации государственных и муниципальных предприятий) предусмотрены разные способы приватизации предприятий: акционирование (переход к акционерным предприятиям), продажа государственного имущества по конкурсу и аукционная продажа.
Пути и модели приватизации. Три подхода к приватизации: ориентация на возмездный характер преобразований; бесплатная раздача государственной собственности всем гражданам страны; безвозмездная передача имущества предприятий в собственность трудовым коллективам.
Распределительные отношения — пропорции, в которых произведенный продукт распределяется между участникам производства, а также людьми, не участвующими в нем.
Виды дохода — заработная плата, рента, прибыль, процент.
Доход — средства в денежной и натуральной форме, полученные в результате хозяйственной и финансовой деятельности отдельных лиц, предприятий и государства. Два вида доходов: первичные и вторичные.
Рыночные отношения.
Экономическая система — совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся имущественных отношений и организационных форм.
Экономические системы — формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства и 2) типу собственности на экономические ресурсы.
Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, базирующейся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Активная роль государства в распределении национального дохода.
Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции. Личная свобода всех участников экономической деятельности (капиталиста-предпринимателя и наемного работника).
Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства. Централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Государство регулирует все аспекты экономической жизни, включая установление цен и заработной платы.
Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Сущность рынка.
Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести.
Рыночная система — это сложный механизм координации, действующий через систему цен и рынков, механизм связи, служащий для объединения действий миллионов различных индивидуумов.
Рыночное хозяйство — хозяйство экономически обособленных самостоятельных производителей, ориентирующихся в своей деятельности на рынок.
Основные признаки свободного рынка:
1) неограниченное число его субъектов и свободный доступ на рынок любого производителя товаров и услуг;
2) наличие у каждого участника конкурентной рыночной системы полного объема информации о ситуации на рынке;
3) наиболее эффективная организация и технология производства, мобильность материальных и финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
4) распределение рыночного продукта между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую рыночную цену;
5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.
Товар — продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Свойства товара: полезность и стоимость.
Полезность товара представляет собой общественную полезность, поступающую в потребление через рыночную куплю-продажу.
Стоимость — 1) выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо; 2) общественный труд, затраченный на производство товара и овеществленный в нем. Различают потребительную и меновую стоимость.
Закон стоимости — основной закон товарного производства. Закон выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами. Стоимость создается не только в процессе производства, но и в ходе рыночного обмена. Величина стоимости определяется не индивидуальными, а общественными условиями производства, затратами общественно необходимого рабочего времени на производство товаров.
Спрос — намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар; платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос характеризуется его величиной, т. е. количеством товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. На спрос воздействует ряд факторов: денежные доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, величина налогового бремени, стремление к сбережению и цены на запрашиваемые товары. Воздействие рыночной цены на спрос отражается в законе спроса: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается, и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается (Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Ф.Ф. Стерликовых).
Условия, при которых не действует закон спроса: 1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; 2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством помещения денег; 3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
На изменение спроса влияют: а) изменения в денежных доходах населения; б) изменения в структуре населения; в) изменения цен на другие товары; г) экономическая политика правительства; е) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др.
Закон спроса — определяет связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене; при прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой.
Предложение — стремление производителя предложить к продаже свои товары. Величина предложения характеризуется количеством товаров и услуг, которые производитель желает и может продать по данной цене в определенный период времени. Предложение зависит от цены и от неценового факторов (издержки, ожидания).
Закон предложения характеризует количественную взаимосвязь предложения и рыночной цены; выражает функциональную зависимость: количество предлагаемых товаров зависит от цены
на них.
Влияние неценовых факторов на предложение: а) изменения в себестоимости производства; б) другие источники получения прибылей; в) перспективное ожидание.
Взаимодействие спроса и предложения. Последствия государственного вмешательства в действие механизма спроса и предложения (фиксированные цены на продукты, введение карточек, талонов, установление налогов на продажу).
Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг. Цена как рыночный фактор, влияние на нее рыночных законов: соотношения спроса и предложения, конкуренции, монополизации. Цена, при которой объем спроса в точности равен предложению, есть рыночная цена, или точка равновесия. Избыток (затоваривание) и дефицит товаров. Цена как отражение эффективной предпринимательской деятельности.
Рыночная цена — результат взаимодействия спроса и предложения. Установление равновесной цены при совпадении намерений продавцов и покупателей.
Равновесная цена — цена, позволяющая продать весь объем товаров, который продавцы согласны при такой цене предложить на продажу. Колебание цен вокруг стоимости, образование равновесной цены — эффективный способ создания незатратной экономики.
Конкуренция (позднелатинское concurentia, от concurrere — сталкиваться) — состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, а в общем случае — между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов. Конкуренция — это форма борьбы за существование и механизм отбора, регулирования в рыночной экономике.
Конкуренция — элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики.
Типы конкуренции, основанные на частной собственности: 1) простых товаропроизводителей; 2) единоличных капиталов; 3) монополий; 4) национальных капиталов; 5) интернациональных капиталов.
Конкуренция как «война всех против всех»: а) конкуренция среди продавцов; б) конкуренция среди покупателей; в) конкуренция между продавцами и покупателями. Конкуренция как сила, уравнивающая рыночные цены.
Рынок и конкуренция. Четыре модели рынка: 1) чистая (свободная) конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия.
Чистая конкуренция: существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию (стандартизированная продукция); при этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает товар; нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль; вход и выход из отрасли свободен; нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги) и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т. д.; продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.
Чистая монополия — это отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции. Продукт уникален, ему нет заменителей. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
Монополистическая конкуренция: большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Однако товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.
Олигополия — существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. В странах с развитой рыночной экономикой существуют монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая конкуренция и чистая монополия могут рассматриваться только как
модели.
Конкурентная борьба — необходимое условие рыночной экономики, повышения эффективности производства.
Свободная конкуренция и ее характеристика: 1) наиболее рациональное и эффективное развитие экономики; 2) постоянное усовершенствование техники и организации управления; 3) внедрение научно-технических достижений в производство; 4) снижение издержек производства; 5) повышение качества товаров; 6) расширение ассортимента; 7) улучшение торгового и послеторгового обслуживания покупателей. Негативные последствия конкуренции: возможности перерождения конкуренции в свою противоположность — монополию (Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Ф.Ф. Стерликов).
Монополия (от греч. monos — один, единственный и poleo — продаю) — исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами через приобретение господствующего положения на рынке товаров и услуг.
Монополистическая конкуренция — господство одной компании в производстве и сбыте определенного товара (услуги), позволяющее ей устанавливать цены с учетом полных конкурентных издержек, включающих обычную норму прибыли вне зависимости от того, какая часть основного капитала бездействовала; ограничивает другим компаниям выход и вход в данную сферу хозяйственной деятельности.
Конкуренция качества (неценовая конкуренция) — соперничество товаропроизводителей на основе технического превосходства, параметров качества и надежности товаров и услуг, более эффективных методов реализации, расширения видов предоставляемых сбытовых и послесбытовых услуг, применения маркетинга (англ. marketing < market — рынок, сбыт — деятельность в сфере рынка — рынковедение).
Маркетинг — деятельность в сфере рынка, комплекс мероприятий по удовлетворению интересов всех субъектов рынка; процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.
Фирма — основной экономический агент рыночной экономики; юридически самостоятельная коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.
Биржа (фр. bourse – кошелёк) — организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок оптовой торговли товарами стандартных параметров, валюты, ценных бумаг и рабочей силы; классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок товаров путём организации и реформирования биржевой торговли. Биржевой механизм предполагает открытый рынок, свободное ценообразование, свободные торги по определённым правилам.
Маклер (нем. Makler) — посредник при заключении сделок; лицо, имеющее постоянное поручение способствовать заключению сделок. Маклер — необходимый посредник при операциях на бирже с товарами и ценными бумагами.
Брокер (англ. broker) — посредник при заключении сделок купли-продажи между покупателями и продавцами товаров, ценных бумаг, валют и других ценностей на валютных, страховых, фрахтовых рынках и биржах. Брокер действует по поручению и за счёт клиентов, получая за посредничество определённую плату.
Дилер — в отличие от брокера, как правило, юридическое лицо, которое занимается биржевым или товарным посредничеством от своего имени и за свой счёт. Основа деятельности дилера — получение прибыли от сделок (купли-продажи ценных бумаг, товаров и т.п.) за счёт разницы цен, по которым они продаются и приобретаются.
Научно-техническая революция (НТР) – кардинальное преобразование производства и сферы услуг на основе использования принципиально новых достижений науки и техники, переход к качественно новому этапу развития экономики; качественное преобразование производительных сил на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу, ведущий фактор развития общества.
Научно-технический прогресс (НТП) – взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления.
Две основные формы НТП:
- эволюционная, воплощающаяся в насыщении производства традиционной, постепенно совершенствующейся техникой;
- революционная, воплощающаяся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.
Научно-технический потенциал – совокупность факторов, характеризующих состояние и возможности развития технического прогресса в данной стране или отрасли.
Интенсивный тип экономического роста – характеризуется ростом, основанном на качественном совершенствовании и интенсивном использовании факторов производства на базе научно-технического прогресса (НТП).
Экстенсивный тип экономического роста – характеризуется ростом, основанном на количественном увеличении трудовых и материальных ресурсов, вовлекаемых в производство.
Социокультурные аспекты НТП:
1. Культуризация НТП — превращение развития техники, технологии, науки, прогресса в возрастающую культурную ценность.
2. Персонизация НТП — возрастание значимости действий отдельного работника, необходимость принятия им многочисленных решений предполагают расширение кругозора личности, повышение ответственности в условиях интеллектуализации труда.
3. Урбанизация при НТП — искусственно завышенный уровень высокой миграции сельского населения в города, особенно большие и сверхбольшие, по мотивам отсутствия на селе и в малых городах многих факторов образа жизни, ценных для личности.
4. Технологическая безработица, постоянно возрастающая вместе с расширением процессов автоматизации и электронизации.
Отношения собственности как общественные отношения, как право собственности. Различные пути создания собственности.
Имущественные отношения как отношения по поводу собственности, их основа — право собственности.
Права человека как собственника: владение, пользование, распоряжение имуществом. Проблемы преодоления отчуждения человека от собственности, пути ее решения.
Ноу-хау (англ. — знаю как) — совокупность знаний, приемов работы, которые обеспечивают освоение новых технологий.
Современный «экономический человек» как производитель всей совокупности материальных и духовных благ, носитель всех воспроизводственных видов деятельности, создатель «второй природы», сознательный субъект глобальных экономических процессов, носитель индивидуальных и коллективных целей и средств научно-технического, экономического, духовного и социального развития. Человек как воплощение экономических интересов, стимулов и критериев развития. Человеческий фактор производства — комплекс всех отрядов совокупной рабочей силы, включая занятия в материальном и духовном производствах.
Неразрывная внутренняя связь человеческого фактора с проблемами социально-экономической эффективности современного этапа цивилизационного развития (В.И. Марцинкевич, И.В. Соболева).
Условия труда — существенный элемент трудового процесса, формирующийся под воздействием взаимосвязанных факторов социально-экономического, технико-организационного, естественно-природного характера и влияющий на здоровье, работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности им, на эффективность производства, уровень жизни и всестороннее развитие личности.
Рынок труда — совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги. Рынок труда — соотношение спроса и предложения рабочей силы. Равновесная рыночная цена товара «рабочая сила».
Основные направления государственного регулирования рабочей силы.
Предпринимательство и его основные принципы: производство нужных товаров (услуг) покупателям; их качественное изготовление (оказание услуг); продажа товаров по цене, не дороже, чем у конкурентов и получение при этом прибыли; наличие определенной суммы для развития своей деятельности и др.
Предпринимательская деятельность — самостоятельная инициативная деятельность граждан и (или) их объединений, направленная на получение прибыли. Свобода предпринимательства и выбора. Место фирмы в предпринимательстве. Индивидуальное предпринимательство, его трудности. Прибыль предприятия.
Прибыль — экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.
Нормальная прибыль — прибыль, равная вмененным издержкам, вложенным в производство владельцем фирмы.
Бизнес — экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.
Менеджер — наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем; управляющий, работник, осуществляющий функции управления предприятием.
Доход — средства в денежной или натуральной форме, полученные в результате хозяйственной и финансовой деятельности отдельных лиц, предприятий и государства. Виды дохода: заработная плата, прибыль, рента, ссудный процент.