Подшипники, в которых используется трение качения благодаря установке шариков или роликов между опорными поверхностями оси или вала, получили название – подшипники качения.
Подшипники подразделяют на:
· радиальные, которые воспринимают радиальные нагрузки;
· упорные, которые воспринимают только осевые нагрузки;
· радиально-упорные, которые воспринимают одновременно радиальные и осевые нагрузки.
По сравнению с подшипниками скольжения подшипники качения имеют следующие преимущества:
· малый коэффициент трения;
· большую грузоподъемность при меньшей ширине подшипника;
· незначительный расход смазочных материалов;
· взаимозаменяемость;
· простоту монтажа, ухода и обслуживания.
К недостаткам относятся:
· значительно меньшая долговечность при больших частотах вращения и при больших нагрузках;
· ограниченная способность воспринимать ударные нагрузки;
· большие наружные диаметры по сравнению с подшипниками скольжения.
По форме тел качения (рис. 1) подшипники качения делят на шариковые и роликовые. Ролики могут быть цилиндрические короткие, цилиндрические длинные, витые, игольчатые, бочкообразные и конические. По числу рядов тел качения различают подшипники однорядные, двухрядные и специальные с большим числом рядов.
Рис. 1. Типы подшипников качения: а – шариковый радиальный; б – шариковый радиальный сферический двухрядный; в – роликовый радиальный; г – роликовый радиальный сферический двухрядный; д – роликовый радиальный двухрядный; е – шариковый радиально-упорный; ж – роликовый конический
По способу компенсации перекосов вала подшипники делят на несамоустанавливающиеся и самоустанавливающиеся (со сферической внутренней поверхностью наружного кольца у радиальных подшипников).
|
По направлению воспринимаемой нагрузки бывают радиальные, радиально-упорные и упорные подшипники.
По радиальным габаритам при одинаковом внутреннем диаметре подшипники делят на следующие серии: сверхлегкие, особолегкие, легкие, средние, тяжелые; по ширине подшипники различают: узкие, нормальные, широкие и особо широкие.
Маркировка подшипников качения отражает основные параметры и конструктивные особенности подшипников. Обозначения наносят на торец колец подшипников.
Первые две цифры, считая справа налево, означают внутренний диаметр подшипника. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм эти две цифры следует умножить на 5, чтобы получить фактический внутренний диаметр в миллиметрах. Для подшипников с диаметром от 20 мм принято следующее обозначение внутреннего диаметра:
· 00 для диаметра 10 мм,
· 01 – 12 мм,
· 02 – 15 мм
· 03 – 17 мм.
Третья цифра справа указывает серию подшипника по диаметральным размерам и ширине. Приняты следующие обозначения:
· 1 – особо легкая серия;
· 2 – легкая серия;
· 3 – средняя серия;
· 4 – тяжелая серия;
· 5 – легкая широкая серия;
· 6 – средняя широкая серия.
Четвертая цифра справа означает тип подшипника. Приняты следующие обозначения типов:
· 0 – радиальный шариковый однорядный;
· 1 – радиальный шариковый двухрядный сферический;
· 2 — радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
· 3 – радиальный двухрядный сферический с бочкообразными роликами;
· 4 — радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами и игольчатый;
|
· 5 – радиальный с витыми роликами;
· 6 – радиально-упорный шариковый;
· 7 – роликовый конический радиальноупорный;
· 8 – упорный шариковый;
· 9 – упорный роликовый.
Пятая и шестая цифры справа характеризуют конструктивные особенности подшипника.
Седьмая цифра справа означает серию подшипника по ширине.
Совместно с седьмой цифрой справа, используемой для обозначения серии по ширине подшипника, третья цифра определяет размерную серию подшипника по диаметру (см. табл. 1).
Таблица 1. Обозначение серий подшипников
Серия диаметра | Серия ширины | Обозначение | Пример обозначения подшипника | Серия диаметра | Серия ширины | Обозначение | Пример обозначения подшипника | ||
3-я цифра справа | 7-я цифра справа | 3-я цифра справа | 7-я цифра справа | ||||||
сверхлегкая | узкая | особоширокая | |||||||
нормальная | |||||||||
широкая | Легкая или | особоузкая | |||||||
особоширокая | узкая | ||||||||
нормальная | |||||||||
широкая | |||||||||
особоширокая | |||||||||
узкая | |||||||||
нормальная | Средняя или | особоузкая | |||||||
широкая | узкая | ||||||||
особошорокая | нормальная | ||||||||
широкая | |||||||||
Тяжелая | узкая | ||||||||
широкая | |||||||||
особолегкая | узкая | ненормальные внутренние диаметры | неопределенная | ||||||
нормальная | |||||||||
широкая | |||||||||
особоширокая | |||||||||
узкая | |||||||||
нормальная | |||||||||
широкая |
Примеры:
|
Примеры маркировки подшипников:
23 — подшипник шариковый радиальный однорядный (четвертая цифра 0) легкой серии (цифра 2) с внутренним диаметром 3 мм.
203 — подшипник шариковый радиальный однорядный (четвертая цифра 0) легкой серии (третья цифра 2) с внутренним диаметром 17 мм (03).
2230 — подшипник роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами (четвертая цифра 2) легкой серии (третья цифра 2) с внутренним диаметром 150 (30×5)мм.
3613 — подшипник роликовый сферический двухрядный (четвертая цифра 3) средней широкой (третья цифра 6, седьмая 0) серии с внутренним диаметром 65 (15×5) мм.
60018 — подшипник шариковый радиальный однорядный (четвертая цифра 0) особо-легкой серии (вторая цифра 1) с внутренним диаметром 8 мм, с одной защитной шайбой (пятая цифра 6).
150212 — подшипник шариковый радиальный легкой серии с одной защитной шайбой и со стопорной канавкой на наружном кольце (пятая цифра 5 и шестая — 1).
111217 — подшипник шариковый радиальный сферический двухрядный (четвертая цифра 1) легкой серии (третья цифра 2, седьмая – 0) с коническим отверстием внутреннего кольца (пятая цифра 1 и шестая — 1), d = 85 мм.
67202 — подшипник роликовый конический однорядный (четвертая цифра 7) легкой серии (третья цифра 2) с упорным бортом на наружном кольце (пятая цифра 6). Диаметр внутреннего кольца подшипника 15 мм (первая и вторая цифры 02).