Эпос как род литературы. Композиция эпико-повествовательного произведения




Эпос. Анализ эпико-повествовательного произведения.

План практического занятия 3.

Эпос как род литературы. Композиция эпико-повествовательного произведения

Понятия: э пос, композиция, аспекты (уровни) композиции, сюжет, компоненты сюжета, фабула, конфликт, автор, повествователь, рассказчик, композиционно-речевые формы: повествование, описание, рассуждение, монолог, диалог, точка зрения.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте специфику эпоса как литературного рода. Определите значение понятий "повествование", "повествователь", "рассказчик".

2. Определите значения терминов "сюжет" и "фабула", каково их соотношение. Сюжет и тема литературного произведения. Сюжет и конфликт.

3. Дайте понятие композиции, назовите и охарактеризуйте аспекты (уровни) композиции. Речевая композиция произведения.

4. Дайте понятия «точки зрения» в литературном произведении.

 

Обязательная литература:

1. Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С. 35-68. Или: Контекст. – М., 1974.

2. Введение в литературоведение /Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. (Разделы: "Эпос", "Субъект изображения" (в эпосе), "Композиция") – С. 142-147, 300-310, 322-389.

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

4. Пушкин А.С. "Гробовщик" (Любое издание)

5. Федотов О.И. Основы теории литературы. Ч. 1. – М., 2003. (Гл.6, 13 "Сюжет и фабула литературно-художественного произведения", "Композиция литературно-художественного произведения") – С. 57-90, 253-255.

6. Эйхенбаум Б. Болдинские побасенки Пушкина // Б.Эйхенбаум О литературе. – М., 1987.

 

Дополнительная литература

1. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М., 1964.

 

Материалы к занятию:

В эпосе организующим началом является повествование о персонажах их поступках, судьбах, событиях и т.д., составляющее сюжет. Повествование характеризуется временной дистанцией между предметом изображения и временем рассказа о них. Повествование о событиях ведется, как правило, в прошедшем времени.

Вопрос:

Какие еще характеристики эпоса, отличающие его од других литературных родов, вы можете назвать?

 

Композиция (от лат. сomposition – составление, соединение) – построение литературного произведение, художественно-целесообразное расположение его частей и элементов, соединение их в целое. Выделяют разные уровни или аспекты композиции: внешняя композиция (деление текста на определенные части: строфы в лирике, акты и явления в драме, главы и части в эпическом произведении), композиция образного мира произведения, композиция сюжета, речевая композиция (смена таких форм речи, как повествование, описание, рассуждение диалог), смена субъектов речи, точек зрения т. д.

Композиция предметного, образного мира произведения (расстановка персонажей – важнейший пространственный принцип организации художественного (предметного) мира произведения, сюжет играет ключевую роль во временной организации произведения).

Вопрос:

Какие еще аспекты композиции вы знаете?

Сюжет (франц. sujet - предмет) и фабула (лат. fabula - рассказ, повествование) – изображенные события и способ сообщения о них в эпических, драматических, а отчасти и лирических произведениях (С.И. Кормилов) [1]. Это взаимно дополняющие друг друга понятия. В современном литературоведении существуют разные точки зрения на их природу и соотношение.

В 1910-1920 годы представители формальной школы в литературоведении Б.В. Шкловский, Ю.Н. Тынянов, Б.В. Томашевский называли фабулой «материал» - события, составляющие фольклорный, литературный или жизненный источник произведения, а сюжетом – авторскую обработку фабулы, которая нередко нарушает естественную (т. е., хронологическую, причинно-следственную) взаимосвязь событий.

Б.В. Томашевский: фабула - «совокупность событий в их взаимной внутренней связи», сюжет – «художественно построенное распределение событий в произведении»[2].

А.П. Квятковский: сюжет – «структурная основа, костяк художественного, прозаического и стихотворного повествования; рассказ о событиях, которые получают подробную мотивировку и окончательное раскрытие в фабуле; в С. заключены общие положения повествования, в фабуле же разветвляются частности и описывается закономерное развитие событий. Главнейшие элементы С. — завязка, развитие действия, его кульминация и развязка. Единой системы развития С. нет, каждый писатель развивает С. по-своему средствами фабулы. С. легко передать вкратце, фабула же требует длинного изложения и почти не поддается пересказу»[3].

Кожинов В.В. рассматривает сюжет как действие произведения в его полноте: «сюжет — живая последовательность всех многочисленных и многообразных действий, изображенных в произведении...». В сюжет входит любое, самое незначительное происшествие, а также душевные движения, жесты, мимика персонажей.

Под фабулой ученый понимает «систему основных событий, которая может быть пересказана»[4].

 

Задание:

1. Проанализируйте приведенные выше определения сюжета и фабулы. По каким критериям противопоставляются данные понятия учеными?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: