Контрольная работа
по дисциплине: «Общеметодические аспекты обучения и воспитания лиц с ОВЗ»
на тему:
«Дидактические игры и их роль в развитии слабовидящих детей»
Преподаватель:
доцент кафедры СПиП,
канд. пед. наук
_________Т.А. Карандаева
Выполнила:
_______ М.А. Данилевская
Йошкар-Ола
2017 г.
Дидактические игры и их роль в развитиислабовидящих детей
Одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к знаниям. Реализация этой задачи проходит как в учебной работе, так и во внеклассное время. Среди средств и методов, используемых педагогами, большое место принадлежит дидактическим играм.
Особенностью дидактических игр является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие ребенка в процессе дидактической игры состоит в том, что непосредственный интерес к игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам. Это отмечает А. В. Запорожец: «Участвуя в дидактических играх, ребенок уже меньше увлекается процессуальной и сюжетной стороной деятельности, а начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения».
В ходе дидактических игр у детей развивается внимание, воля, воспитываются активность, уверенность в себе, честность и справедливость. Дети приучаются соблюдать правила игры, избегать подсказок, не нарушать ход игры, воздерживаться от ненужных и навязчивых движений.
Дидактические игры построены на совокупности приемов зрительной, слуховой, двигательной наглядности, включают занимательные вопросы, загадки, в них используются моменты неожиданности: удивления, соревнования. Все это способствует активизации мыслительной деятельности детей.
|
Учение, труд и игра в младшем школьном возрасте тесно связаны. Впечатления и знания, полученные на занятиях, дети используют в игре, а игра, в свою очередь, помогает закрепить знания и лучше усвоить учебный материал.
Арсенал дидактических игр слепых и слабовидящих детей в значительной степени зависит от умелого и творческого подхода к этому вопросу со стороны педагогов, воспитателей, родителей. В подавляющем большинстве возможно применение дидактических игр зрячих с изменением какого-либо условия, связанного с использованием зрения. Можно по аналогии создавать специальные игры для слепых детей. Ставя задачу развития слепых и слабовидящих детей в игре, упражнения сохранных анализаторов, педагог или родитель старается использовать разнообразные игры. Например, в играх «Определи форму», «Определи величину», «Из чего они сделаны?», «Путешествие по комнате» и др. дети упражняются в определении предметов, их формы, величины и материала.
Необычайно важно учить слепых детей ориентироваться во времени и в пространстве, и наиболее успешно это происходит в таких играх, как «Ищи по заданию», «Каравай», «Холодно—жарко!» и др. Временные представления формируются в различных играх со стихами, где требуется определить, было это событие или будет, в играх о временах года, играх с часами, где имеется Брайлевский циферблат.
Упражнение слуха слепых происходит как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Дети любят играть в игру «Узнай по голосу», «Посидим в тишине»; сюда же включаются и музыкальные игры, способствующие развитию слуха. Многие игры-считалки, развивающие навыки счета, формирующие понятия о геометрическом материале, также используются и на уроке и во внеклассной работе.
|
Много разделов дидактических игр способствуют активизации речи и словаря слепых школьников, познаванию ими окружающей природы, занятий людей, иностранного языка и т. п.
Все разновидности дидактических игр имеют определенное значение для развития слепого ребенка и должны быть использованы целенаправленно. Проводя эти игры, тифлопедагог вооружает детей знаниями и способствует формированию у слепых школьников умения активизировать, организовывать и регулировать свои психические функции.
Учителя и воспитатели должны помнить о том, что дидактическая игра направлена на формирование познавательной потребности, активного интереса к знаниям и может быть использована как одно из ведущих средств воспитания, готовящее слепого ребенка к правильному восприятию и осознанию окружающего мира.
Игры для детей с нарушениями зрения
ИГРЫВ СЛОВА
“КУЗОВОК”
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет “кузовок”. Ведущий передает “кузовок” одному из играющих и говорит:
- Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься – дашь залог.
Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок:
- Я положу в кузовок грибок.
- А я – платок!
- Я – замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.).
|
Если кто-то ошибся, все говорят:
- Не клади в кузовок пенек. Он оканчивается на “-ёк”! Давай фант!
По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает:
- Чей залог вынется, что тому делать?
Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.
“ЛЮБОПЫТНЫЙ”
1-й вариант:
Играющие садятся в круг. Один водящий – “любопытный” – становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем?
Играющие должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква к. Ответы могут быть следующими: композитор, в кино, каждый день, с керосином и т.д.
Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится “любопытным”, а прежний “любопытный” садится на место. Новый водящий объявляет другую букву.
2-й вариант:
Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может – штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например: теле… Играющие продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телевизор, телеграф и т.п.
ПЯТЬ СЛОВ
Ведущий диктует слово, состоящее из трех-четырех букв. Его записывают в строчку, далеко отставляя одну букву от другой.
Задача играющих – как можно скорее подобрать по пять слов, начинающихся с букв, входящих в это слово. Например, дано слово сова. Запись может быть такой:
С – сокол, сито, сосна, старик, сарай;
О – облако, окно, огород, орех, окунь;
В – вилка, вата, воск, ворот, венок;
А – арфа, арба, арбуз, анкета, алмаз.
Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.
ДВЕ БУКВЫ
Есть много слов (имен существительных), начинающихся с буквы О и оканчивающихся буквой К и наоборот. Пусть каждый из играющих постарается написать как можно больше тех и других слов. Например, огарок, окурок, остаток, отросток и т.п.; кольцо, колесо, колено, копыто и т.п. Тот, кто в условленное время напишет больше слов, выигрывает. Можно договориться так: выигрывает тот, кто первым напишет по десять тех и других слов.
СХОДСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
Надо продиктовать участникам игры ряд слов: сильный, порожний, темнота, спешить, пылкий, древность, зной, горе, спелый, доблесть, юный, ссора.
Играющие должны подобрать к каждому из этих слов еще два: одно – схожее с ним по смыслу, другое – противоположное ему, т.е. синоним и антоним. Например, сильный – мощный, слабый. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задачу и правильно подберет слова.
ИГРЫС ДВИЖЕНИЯМИ
“КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ”
Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой:
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом – слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.
Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.
НАШИ ПОДАРКИ
1-й вариант:
Ведущий: Сегодня в порт корабль придет, груженный:
- веерами (обмахивается одной рукой, как веером);
- ножницами (правой рукой, двумя пальцами, указательным и средним, стрижем, как ножницами);
- ножными швейными машинками (ногами качаем, словно управляя швейной машинкой);
- часами с “кукушкой” (все говорят: Ку-ку, ку-ку).
Повторяем снова.
2-й вариант:
Ведущий: Дед Мороз под Новый год принес нам подарки:
- Папе – расческу (”причесываем” волосы левой рукой);
- Маме – мясорубку (крутим “мясорубку” правой рукой);
- Брату – лыжи (ногами вперед-назад);
- Сестре – куклу с закрывающимися глазами, которая говорит: “Мама” (закрываем и открываем глаза и говорим: Мама).
- Все рады подаркам:
Папа (показываем движения, относящиеся к его подарку), мама, брат, сестра (все показывают соответствующие движения).
СБОР “ГРИБОВ”
В этом аттракционе участвуют два человека. У обоих завязаны глаза, а в руках – мешочки или корзины. На полу в разных местах расставляются игрушечные грибы. По сигналу ведущего начинается сбор “грибов”. Тот, кто наберет “грибов” больше и при этом быстро, получает приз.
ГЛАВНОЕ – НЕ РАССМЕЯТЬСЯ!
Одного из играющих объявляют “скульптором”, а остальные становятся вокруг и по его сигналу превращаются в “статуи”: каждый принимает какую-нибудь выразительную позу и замирает в ней.
“Скульптор” прохаживается между играющими и с глубокомысленным видом рассматривает их, всячески стараясь рассмешить. Но “статуя” должна быть бесстрастной – ни шевелиться, ни улыбаться ей нельзя. Нужна выдержка, чтобы не рассмеяться, а у кого ее не хватает, того “скульптор” “бракует” – удаляет из круга. Кто дольше всех продержится – тот и победитель в игре.
УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ
Все играющие садятся на стулья. Водящий сидит отдельно, глаза у него завязаны, он начинает петь какую-нибудь знакомую всем песню.
Спев один куплет, водящий замолкает. Второй куплет песни поет кто-нибудь из ребят. Водящий должен сказать, кто пел. Если водящий угадал – игра продолжается, но водящим становится уже тот, кто пел второй куплет.
СЕСТЬ, ВСТАТЬ, СЕСТЬ!
Участник игры садится на стул. На глаза ему надевают повязку. Упражнение на первый взгляд несложное: встать, сделать пять шагов вперед, повернуться направо, сделать еще пять шагов, еще раз повернуться направо и отмерить такое же количество шагов, наконец, сделать еще поворот направо, пройти пять шагов и с поворотом направо сесть на стул.