Художественный мир произведения включает в себя объект (что изображается) и субъект (кто изображает) изображения. Субъект изображения в эпическом произведении рассказывает о неких событиях, обращаясь к адресату произведения – читателю.
Субъектом изображения является не каждый субъект речи в произведении. Персонажи, ведущие диалог, рассказывающие о событиях другим персонажам, являются субъектами речи, но не являются субъектами изображения, так как их речь адресована не читателю, а другим героям произведения, тогда как субъект изображения – это всегда посредник между миром персонажей и действительностью читателя.
Субъектами изображения в эпическом произведении являются повествователь, рассказчик, образ автора.
Итак, повествование (в широком смысле) – совокупность тех высказываний субъектов речи(повествователя, рассказчика, образа автора), которые являются «посредниками» между изображенным миром и читателем-адресатом всего произведения как единого художественного высказывания.
Задание:
Опираясь на статью Н.Д. Тамарченко, дайте характеристику субъектов изображения в эпическом произведении (повествователь, рассказчик, образ автора), приведите примеры.
Литература:
Тамарченко Н.Д. Акт рассказывания: повествователь рассказчик, образ автора // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 300-310.
Точка зрения
По мнению, Б.А. Успенского «центральной проблемой композиции произведения искусства» является «проблема точки зрения». «Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (описание), и исследовать отношения между ними»[5], - полагает ученый.
|
Б.О. Корман дает следующее определение: «Точка зрения – зафиксированное отношение между субъектом сознания и объектом сознания»[6].
Точка зрения в литературном произведении– «положение «наблюдателя» (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображённом мире (во времени, в пространстве, в социально-идеологической и языковой среде), которое, с одной стороны, определяет его кругозор – как в отношении «объёма» (степень осведомлённости), так и в плане оценки воспринимаемого; с другой – выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора»[7].
Классификации точек зрения:
Б.А. Успенский различает: «идеологическую оценку», «фразеологическую характеристику», «перспективу» (пространственно-временную позицию) и «субъективность/объективность описания» (психологическая точка зрения).
Б.О. Корман выделяет: пространственную («физическую»), временную и «идейно-эмоциональную» точки зрения. Идейно-эмоциональная точка зрения может быть прямо-оценочной и косвенно-оценочной.
Задание:
Опираясь на работыБ.А. Успенского и Б.О. Кормана, раскройте данные понятия (разные типы точек зрения) и приведите примеры.
Литература:
Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 9-199.
Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972, Он же. Практикум по изучению текста художественного произведения. Ижевск, 1977.
Тамарченко Н.Д. Точка зрения // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 379-389.
Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. В 2 томах. – М., 2004, т.1, с.218-223.
|
Текстуальная композиция. Рама текста. Композиционно-речевые формы
Текстуальная композиция существенно отличается от композиции предметного мира. Так, концовка текста не обязательно совпадает с развязкой сюжета и т.д. Текстуальная композиция предполагает характеристику рамы текста (рамочных компонентов), смены композиционно-речевых форм, точек зрения и субъектов изображения.
Рама текста
Текст художественного произведения характеризуется целостностью и наличием определенных границ. Эти границы определяются рамочным текстом.
Компонентами рамочного текста являются: имя (псевдоним) автора, заглавие, авторское определение жанра, подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие (вступление) (эти компоненты составляют заголовочный комплекс); авторские примечания, авторское послесловие, внутренние заглавия (частей, глав), авторские ремарки и список действующих лиц (афиша) в драматическом тексте.
Рамочные компоненты имеют структурообразующую функцию: придают произведению завершенность, подчеркивают его целостность. Кроме того, рамка подчеркивает диалогический характер произведения: во-первых, рамочные компоненты (особенно заголовочный комплекс) подготавливают и направляют восприятие произведения читателем-адресатом; во-вторых, устанавливают диалогические отношения с другими произведениями (например, эпиграф - с текстом-источником эпиграфа и т.д.).
Задание:
Прочитайте статью А.В. Ламзиной «Рама» и дайте характеристику всех компонентов рамочного текста, отметьте их функции, приведите примеры.
|
Литература:
Ламзина А.В. Рама // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 103-118.
Композиционно-речевые формы – это фрагменты текста литературного произведения, имеющие типическую структуру и приписанные автором-творцом кому-либо из субъектов изображения – повествователю, рассказчику, персонажу. Композиционно-речевые формы делятся на изображающие высказывания (повествование-сообщение, описание, рассуждение-характеристика) и изображенные (монологи и диалоги, рассказы, письма, стихи персонажей)[8].
Задание: Используя указанные статьи учебника, дайте определения повествования (как композиционно-речевой формы), описания, рассуждения, диалога и монолога.
Литература:
Тамарченко Н.Д. Повествование в ряду композиционно-речевых форм // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 339-348.
Себина Е.Н. Описание // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 348-355.
Скиба В. А. Рассуждение // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 355-367.
Нестеров И.В. Диалог и монолог // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 3679-379.
План практического занятия 4.