Проблема использования национальных традиций в воспитании детей




 

Человек становится личностью лишь в том случае, когда он руководствуется высшими ценностями. Они зафиксированы и выражены в устном народном творчестве (фольклоре) в виде пословиц и поговорок, притч и сказок, песен, мифов и преданий, и нет оснований полагать, что они потеряли свою значимость в современной жизни. Напротив, они дают верную ориентацию и смысл бытия. Ценности народа пережиты, проверены в критических ситуациях и сохранены в устном народном творчестве.

В процессе развития общества каждый народ вырабатывает свои особые способы ориентации человека в мире. Эти способы суть формы жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей определяет поведение человека, общества в целом. Анализируя иерархию ценностей, имплицитно заключенную в структуре устного народного творчества, мы познаем не только поведение исторических личностей и народов, но и можем спрогнозировать будущее нашего общества, поскольку основа ориентации, несмотря на инновации, остается неизменной. Основой ценностной ориентации личности является весь нравственный опыт народа, зафиксированный в пословицах и поговорках как ценностных моделях. Эти модели обладают свойством ситуативности и относительности. Возникает вопрос: от чего зависит поведение личности? Ориентация человека в мире детерминируется не только сложившимися объективными обстоятельствами, но и ценностями, усвоенными и осознанными в процессе социализации или выработанными как совокупность накопленных духовных переживаний, которые можно назвать нравственным опытом личности. Именно нравственный опыт формирует и регулирует поведение человека в мире.

Поэтому выявление сущности поведения человека становится особо актуальным, т.к. моральная основа общества деградирует. Ее восстановление возможно, если мы обратимся к истории возникновения ценностей, запечатленных в устном народном творчестве, раскроем их структурную организацию, осознаем общечеловеческое наследие исторического пути народа.

Безусловно, личность руководствуется не только общечеловеческими ценностями, но и особыми, присущими той общности, в которой происходит ее самореализация. Ценности, познаваемые в устном народном творчестве, есть особенные ценности народа, становящиеся личностными в конкретных ситуациях. В исследовании ценностных ориентаций личности мы ограничиваемся тем, что выражено в пословицах и поговорках, притчах и сказках, мифах и легендах, благопожеланиях и молитвословиях, которыми человек всегда ориентируется в повседневной жизни.

У каждого из народов, населяющих нашу многонациональную Родину, сформировалась своя «система» правил и норм поведения, нашедшая воплощение в моральном кодексе, закрепленном в специфических формах народного творчества. Например, у русских моральный кодекс нашел свое высшее воплощение в былинах, пословицах, поговорках, песнях, сказках, у белорусов – в пословицах, поговорках, сказках и песнях, у эстонцев – в знаменитом «Калевипоэге», у узбеков – в дастанах, сказках, пословицах и поговорках, у чувашей – в колыбельных песнях, полевых моленьях, в похоронных плачах, у грузин – в мифологических сказаниях, песнях, пословицах и поговорках, сказках, у азербайджанцев – в эпосе «Китаби-деде Коркуд», у киргизов – в эпосе «Манас».

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Неоценимым воспитательным потенциалом обладают семейные архивы, где хранятся фотографии предков, старинные реликвии. В этом – залог преемственной связи поколений, сохранения фамильной чести, уважении я к предкам.

В развитии, воспитании и формировании личности главное и решающее место принадлежит семье, от нравственного климата которой зависит, каким будет подрастающий человек. Недаром в народе говорят: «Где в семье лад, там и дети хорошо воспитываются». Поэтому одной из важнейших забот народной педагогики является подготовка молодежи к семейной жизни.

Большую роль в формировании духовной культуры веками играла религия: она была своеобразным регулятором нравственности, так как человек соизмеряя свое поведение с богом, с высшим мерилом совести и справедливости, с идеалом, который исторически сложился в сознании народа.

Воспитанию целомудренных отношений между юношами и девушками способствовал обычай «посиделок», где занимались рукоделием, пели песни, сказывали сказки, загадывали загадки, проводили различные игры. Как правило, в этих действах участвовали взрослые, опытные люди.

Немаловажное воспитательное значение в формировании целомудрия имеют свадебные традиции, обычаи, обряды. Например, так называемый «посад на дежу» у белорусов. Еще в начале нашего столетия этнографы отмечали, что главное условие посада – это целомудрие как жениха, так и невесты. Они же приводили примеры, когда родители отказывались благословлять сына или дочь, не сохранивших целомудрие. Гласность, общественное мнение стоят на страже чистоты взаимоотношений юноши и девушки.

Изучение многообразных аспектов целей воспитания у народов России в последние десятилетие уделяется значительное внимание. Они в широком социальном и более конкретном образовательном планах фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа или провозглашено различными способами как норма. Дагестан, с свойственными ему полиэтничностью и многообразием культурных традиций, представляет в этом отношении несомненный интерес.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: