Иванов П.В.
Кандидат юридических наук, профессор
Лекция
ТЕМА 10. Конституционно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев
Обсуждена на заседании ПМС кафедры
«___» ноября 2010 г., протокол № ___
Кафедра конституционного и международного права
Санкт-Петербург
2010 г.
ТЕМА 10. Конституционно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев
Время - 2 часа
План лекции
Введение
1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
3. Право на политическое убежище в России
4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
Заключение
Список литературы
Основная
1. Конституция РФ. М., 2009. Ст. 6, 15, 17, 26, 27, 62, 63, 89.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2002. Ст. 2.6., 18.1 – 18.14., 19.4., 19.15 - 19.18.
3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. ФЗ от 25.07.02 г. // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
4. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. ФЗ от 15.08.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
5. О государственном языке Российской Федерации ФЗ от 1.06.05 г. № 53-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 23 ст. 2199.
6. О беженцах. ФЗ от 19.02.93 г. // ВСНД РФ и ВС РФ от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 425.
7. О вынужденных переселенцах. ФЗ от 19.02.1993 г. // Закон РФ от 19.02.93 г. // ВСНД РФ и ВС РФ от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 427.
8. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом ФЗ от 24.05.1999 г. // СПС «Консультант-Плюс».
9. О Государственной границе Российской Федерации. Закон РФ от 1.04.93 г. // ВСНД РФ и ВС РФ 1993. № 17. Ст. 594.
|
10. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ ФЗ от 18.07.06 г. // СЗ РФ от 24.07.06 г. № 30 ст. 3285.
11. О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики. Указ Президента РФ от 23.02.02 г. // СЗ РФ. 2002. № 8. Ст. 813.
12. Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Указ Президента РФ от 21.07.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601.
13. Положение о Федеральной миграционной службе. Указ Президента РФ от 19.07.04 г. // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150.
14. Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права, № 1, январь 2006 г.
15. Конституционное (государственное) право России: Учебник / Под общей редакцией В.П. Сальникова. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. Гл. 12, 13.
16. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - 5-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г.
Дополнительная
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции Федеральный закон от 18.07.06 г. // СЗ РФ 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3420
2. Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Пост. Правительства РФ от 1.11.02. // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4520.
3. Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Пост. Правительства РФ от 1.11.02 г. // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4516.
4. О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Пост. Правительства РФ от 09.04.01 № 274.
|
5. Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение. Пост. Правительства РФ от 11.10.02 г. № 754 // СЗ РФ. 2002. № 41 ст. 3995.
6. Андрейцо С.Ю. Реализация органами внутренних дел Российской федерации функций федерального органа исполнительной власти по миграционной службе) // Материалы конференции “Правовые проблемы беженцев”. – СПб., 2005.
7. Борьба с незаконной иммиграцией и статус иностранных граждан: материалы международного семинара (8-9 декабря 2005 г.) / МВД РФ МУ. - М.: Щит-М, 2006.
8. Волох В.А. Совершенствование законодательства о беженцах в Российской Федерации Убежище: Вестник УВКБ ООН в Российской Федерации январь-март 2005.
9. Кашапов Р. М. Правовое регулирование миграционных процессов в России: учебное пособие / Р. М. Кашапов, Е. Н. Лихолет; МВД РФ ДЮИ. - Хабаровск: 2005.
10. Правовые аспекты выдворения из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (депортации) в условиях действия договора о реадмиссии: учебно-методическое пособие / МВД РФ КЮИ; И. Ю. Юшкарев. - Калининград: 2005.
11. Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование: научно-практическое пособие / Г. С. Скачкова; РАН ИГП. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
12. Стандарты работы сотрудников органов внутренних дел с мигрантами // Учебно-методическое пособие СПб.: Изд-во Медицинская пресса, 2005.
Введение
По мере углубления международного сотрудничества с другими странами приток иностранных граждан в Россию значительно увеличился. Наряду с этим прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое количество русскоязычных людей оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, бывших в прошлом союзными республиками.
|
В этих государствах далеко не всегда им обеспечиваются по языковым и национальным признакам условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.
Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России также привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри России.
1. Понятие и особенности правового положения
иностранных граждан и лиц без гражданства
В последние годы число приезжающих в Россию иностранных граждан возрастает. Они приезжают для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, на учебу и в туристические поездки. В России постоянно или временно проживает также определенное количество лиц, не принадлежащих к гражданству Российской Федерации и не имеющих гражданства какого-либо государства (лица без гражданства). В отношении этих двух категорий лиц часто применяется собирательное понятие “иностранец”.
В части третьей статьи 62 Конституции РФ закреплен принцип национального режима. Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется Российским гражданам. В силу этого принципа иностранные граждане ставятся в равное с точки зрения права положение с российскими гражданами. Они пользуются теми же правами и должны нести те же обязанности, что и российские граждане, с некоторыми исключениями, которые прямо предусмотрены в федеральном законе или в международном договоре.
При определении правового положения иностранцев Конституция РФ исходит из принципа равенства всех рас и национальностей (часть вторая ст. 19).Часть третья указанной статьи, предусматривает, что мужчины и женщины имеют в России равные права и свободы. Этот принцип полностью распространяется и на иностранцев.
Правовой основой въезда, пребывания и выезда из России иностранных граждан являются федеральные законы и подзаконные акты. К таким правовым актам относятся: Федеральные законы от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. и многие другие.
Понятие иностранный гражданин включает в себя два признака. Во-первых, это лицо постоянно или временно проживает в России, но не является ее гражданином. Во-вторых, это лицо состоит в гражданстве (подданстве) другого государства, что подтверждается наличием у этого лица национального паспорта.
Иностранные граждане - это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то и другое, это состояние двойного, множественного гражданства, а это регулируется уже иначе).
Особенности правового положения иностранцев в России зависят от того, находятся они в этой стране временно или проживают постоянно. Присутствуют в стране законно или являются нелегальными иммигрантами.
Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные российскими законами и международными соглашениями.
В отношении всех иностранных граждан, лиц без гражданства, с множественным гражданством существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам Российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[1]. Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действуют специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней.
В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выпoлнeнию работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год.
От этого порядка следует отличать временное пpoживaниe иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ[2]. Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное пpoживaниe в Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет и может неоднократно продлеваться.
Иностранец может быть приглашен в Российскую Федерацию любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти.
Приглашения для трудовой деятельности оформляются особо - в размере квоты (числа лиц), ежегодно утверждаемой Правительством РФ (на 2008 г. - 140 790 человек, на 2009 г. - первоначально 3,9 млн.[3], но затем это число было несколько сокращено. На 2010 год была утверждена квота на выдачу иностранным гражданам 611080 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учете для получения работы, в приглашении может быть отказано. О приглашении иммигрантов на работу в соответствии с квотой Правительства РФ необходимо уведомлять Федеральную миграционную службу (вместо прежнего разрешения). При законной иммиграции иностранцу выдается особый документ - иммиграционная карта.
Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами.
Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах Российской Федерации и субъектов РФ (но, при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется).
Ограничено право собственности иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приеме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Запрещена деятельность иностранных торговцев на розничных рынках. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение[4].
Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.
Иностранные граждане имеют в России такую же возможность судебной защиты своих прав, как и Российские граждане. Они могут обращаться с исками в суды, а иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, - в арбитражные суды РФ в соответствии сАрбитражным законодательством РФ.
При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация - административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы - МВД России, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Правовой статус беженцев регулируется международной Конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.
Федеральный закон Российской Федерации «О беженцах» в ст. 1 определяет, что беженец: - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В законе даны также определения таким понятиям как: лицо, ходатайствующее о признании беженцем, временное убежище, место временного содержания, центр временного размещения, фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами.
По данным ФМС России, на 1 октября 2007 г. в стране насчитывалось 91,6 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Около 35% из них (31,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 16% (14,3 тыс.) - Грузии, 13% (11,4 тыс.) - Узбекистана, 6,8% (6,2 тыс.) - Таджикистана. Более 21 тыс. человек (23%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.
По разным данным в России насчитывается от 16 до 20 млн. трудовых мигрантов, из них легально работают от 4 до 8 млн. Больше всего приезжих из Узбекистана — примерно 1 млн. человек в год. Самые многочисленные приезжие из дальнего зарубежья — китайцы — до полумиллиона ежегодно[5].
К нам за последний год приехало жить и работать 12,3 миллиона человек. То есть почти каждый десятый в стране - приезжий. При этом и по числу эмигрировавших наша страна оказалась в мире третьей - сразу за Мексикой и Индией. Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. В то же время от нас уехало на более или менее постоянное жительство за границу 11,1 миллиона человек.
Признание лица беженцем предусматривает(ст. 3):
1) обращение с ходатайством о признании беженцем;
2) предварительное рассмотрение ходатайства;
3) принятие решения о выдаче свидетельства[6] о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи.
Вместе с тем беженцем не может быть признано лицо:
1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;
2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основания для отказа в рассмотрении ходатайства о признании беженцем (ст. 5):
1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
3) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;
4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве;
5) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;
6) если покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по другим обстоятельствам, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;
7) если лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном законом;
8) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;
9) если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
10) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.
Лицу, получившему статус беженца, может быть предоставлено гражданство Российской Федерации.
Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, регистрируется Федеральной миграционной службой МВД России. С этого момента лицо приобретает ряд прав (проживать в месте временного поселения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие) и несет определенные обязанности (отбыть в место временного поселения, соблюдать установленный порядок, проходить медицинские осмотры и т.п.).
Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства.
Правовой статус вынужденных переселенцев. В отличие от беженца вынужденный переселенец является, как правило, гражданином РФ, но по тем же причинам покинул иностранное государство и прибыл в Россию или переселился из одного субъекта РФ в другой. Вынужденным переселенцем может быть также иностранец, постоянно проживающий в России на законных основаниях, но по указанным причинам изменивший место своего постоянного жительства.
Правовое положение вынужденных переселенцев определяет Федеральный закон «О вынужденных переселенцах». В законе определено,что вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по определенным обстоятельствам.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ;
2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Права и обязанности вынужденного переселенца определены в ст. 6 вынужденный переселенец имеет право:
1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации[7], направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.
Вынужденный переселенец обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.