Используемые диагностические методики.




Организация и подбор методик исследования были осуществлены с учетом возрастных особенностей школьников. Были использованы методики: стартовая и итоговая психодиагностика (анкеты, модификация А.И.Копытина), шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина, шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В.Зунга и адаптированная Т.Н.Балашовой, опросник В.К.Гербачевского, анкеты обратной связи.

Стартовая и итоговая психодиагностика представлена анкетами, в модификации А.И.Копытина о групповой работе. (Приложение 1). Анкеты позволяют проследить динамику развития личностных изменений учащихся за время работы в группе.

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Измерение уровня тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.[3]

Методика В. Гербачевского предназначена для оценки уровня притязаний учащихся. С ее помощью можно определить мотивационные компоненты, связанные с уровнем притязаний, непосредственно в ходе эксперимента. Методика позволяет выявить опорные мотивы, на основе которых происходит вовлечение "Я" индивида в ту или иную деятельность и формирование его уровня притязаний, а также роль разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм притязаний.
Эта методика включает в себя 42 вопроса-утверждения. Испытуемый заполняет опросник во время выполнения той или иной деятельности – после выполнения какого-то ее этапа. Инструкция и сам опросник выдаются испытуемым до начала эксперимента.
Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.
При обработке результатов ответы переводятся в баллы с помощью специального ключа для каждого из 15 компонентов мотивационной структуры и происходит их диагностика.

Анализ результатов проводится с учетом того, что при решении проблемы актуализируются различные потребности и мотивы. Исходя из них, человек оценивает трудность задания и прогнозирует свой успех или неудачу.
Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).
В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся:
компонент 1 – внутренний мотив. Выражает увлечённость заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность;
компонент 2 – познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам свой деятельности;
компонент 3 – мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия;
компонент 4 – состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придаёт значение высоким результатам в деятельности других субъектов;
компонент 5 – мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент;
компонент 6 – мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой всё более и более трудные цели в однотипной деятельности. Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определённому виду деятельности.
Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущему положению дел:
компонент 7 – придание личностной значимости результатам деятельности;
компонент 8 – уровень сложности задания;
компонент 9 – проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием;
компонент 10 – оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определённом виде деятельности;
компонент 11 – оценка своего потенциала.
В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта:
компонент 12 – намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности;
компонент 13 – ожидаемый уровень результатов деятельности.
Четвёртая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В неё входят два компонента:
компонент 14 – закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей;
компонент 15 – инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.
Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Ранее было сказано, что центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.
Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.
Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трёх высказываний:
12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.
21. Я хочу ставить всё более и более трудные цели.
30.Чем труднее цель, тем больше желание её достигнуть.
Достоинством этой методики является ее высокая надежность и валидность. Результаты для получения выводов сопоставляются с результатами данной группы. Кроме того, если усредненные нормы по данной методике[4].

Шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В.Зунга и адаптированная Т.Н.Балашовой, содержит 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения – субдепрессии. Весь объем шкальных оценок делится на четыре диапазона:

· диапазон 1 – ниже 50баллов – лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения,

· диапазон 2 – от51 до 59 баллов – незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения,

· диапазон 3 – от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения,

· диапазон 4 – выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. [5]

Анкеты обратной связи используются в конце каждого занятия и содержат следующие вопросы:

1. Оцени по 10 бальной шкале свое настроение

2. Оцени по 10 бальной шкале свою работоспособность на занятии

3. Оцени по 10 бальной шкале уровень знаний, полученный на занятии

4. Что, на твой взгляд, было самым важным для тебя на занятии

5. Твои пожелания, предложения ведущему.

Данная анкета позволяет отследить работу каждого участника группы, получить обратную связь от учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: