Различие методов в эстетике




 

Но откуда же берутся разные художественные методы в одну и ту же эпоху? Так, в XX в. существуют романтизм, модернизм, критический реализм, социалистический реализм. Это многообразие объясняется тем, что существуют разные слои и сферы общественной практики, различное мировоззрение у художников и их ориентация на различные традиции в предшествующем искусстве. Художественный метод — результат активного отражения предмета искусства. Мировоззрение и избранная художественная традиция выступают как призма между действительностью и способом мышления художника. Мировоззренческие же позиции и художественно-культурные ориентации на традиции бывают разными у разных школ и групп художников. Отсюда и возникают разные методы в одну и ту же эпоху. В границах одной общественно-экономической формации существуют разнообразные методы художественного творчества, правда, до тех пор, пока одни не умирают, а другие не появляются, становясь более прогрессивными. Так было, например, в XIX в., когда сосуществовали классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, который со временем завоевал господствующие позиции в искусстве.

Самостоятельность и историческая конкретность художественного метода не исключает их диалектической взаимосвязи, преемственности и противоречия. Критический реализм был подготовлен не только реализмом Возрождения и Просветительского, но и художественными методами XVII—XV111 вв. Вряд ли возможным было бы творчество М.Ю. Лермонтова, если бы им не предшествовал творческий опыт В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, Ф. Шиллера и И. Гете, М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, О.М. Радищева и М.М. Карамзина. Часовые границы художественных методов не следует воспринимать как определение. Ростки новых методов чаще всего возникают в произведениях, которые были созданы еще на основе старых методов. Так, В. Гюго до конца жизни (в 1885 г.) оставался романтиком, невзирая на то, что романтизм сдал свои «командные позиции» в искусстве уже в 20—30-ые годы XIX в.; художник Семирадский — представитель классицизма, хотя господствующим методом творчества классицизм стал к середине XIX в., а свои лучшие полотна живописец создал ко второй половине XIX в.

Талантливый художник имеет творчески неповторимую индивидуальность (например, В. Стус, В. Симоненко, Л. Костенко и др.).

Вместе с тем очевидно и другое: группы художников в границах одного и того же художественного метода соединяются между собой по некоторым основным признакам творчества и его практическим результатам. Иногда эти группы совсем небольшие, в других случаях, напротив, — достаточно многочисленны. Бывает, такую группу определяют по одному, наиболее большому и яркому художнику, в творчестве которого достаточно полно и выразительно сконцентрированы характерные признаки искусства (в живописи, например, О. Дейнеко, Т. Яблонская). В других случаях равными называются одновременно несколько имен (например, импрессионисты Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и др.). Такое явление в искусстве получило название «стиль».

Важной эстетичной категорией, которая отображает художественную практику, является художественное направление. Эта категория практически не разработана в литературе и часто отождествляется с методом творчества, стилем. Следовательно, творческий метод — это способ познания действительности и ее художественное моделирование, но сам по себе он еще не является эстетической реальностью.

Реальностью является художественное произведение, которое создано на основе того или другого творческого метода. Поэтому основной единицей измерения истории искусства является не творческий метод, а художественное направление, то есть совокупность произведений, которые становятся близкими друг к другу по ряду существенных идейно - эстетических признаков, иначе говоря, художественный метод материализуется в художественном направлении.

Существующие разнообразные художественные методы отражаются в художественных направлениях.

Направление, как поле напряжения, рождается между двумя полюсами: методом, который ориентирует художника на определенный тип отношения к миру, и стилем, который указывает на конкретное отношение к художественной традиции.

Художественное направление — огромная и наиболее вместительная единица художественного процесса, который охватывает эпохи и системы искусства. Оно дает возможность судить о целом историческом периоде в художественной культуре и о значительной группе художников. В нем отображаются художественно-идеологические и мировоззренческо-эстетические особенности художественного развития.

Формирование и развитие художественного направления, как свидетельствует историко-художественная практика, происходит при разных социальных условиях: национально-своеобразных, провинциально-специфических, исторических, а также при условиях, которые особенным образом находят свое место в той или другой культурной среде. Поэтому внутри направления возможно деление на художественные течения и художественные школы.

Понятие «художественная школа» используется чаще всего для обозначения национальных и провинциальных ветвей художественного направления (например, Итальянская школа эпохи Ренессанса, Новгородская школа российского средневековья и др.).

Художественным течением, как правило, называют такие художественные движения, которые образуются при определенных национальных и исторических условиях и объединяют группы художников, которые базируются на эстетических принципах одного художественного метода в пределах одного вида искусства с целью решения конкретных заданий (искусство передвижников; движение «новой волны» в кинематографе во Франции; деятельность писателей, живописцев, композиторов в 20-ые годы в Украине и др.).

Разграничение внутри художественного направления имеет относительный характер. Понимание природы художественного направления позволяет более глубоко и в то же время пластически охватить всю сложность развития искусства, его относительную самостоятельность, полное различие художественного процесса с историческим.

В художественном методе можно выделить и гносеологические, и аксиологические и семиотические аспекты, а также некоторое средство моделирования действительности.

Исходным (начальным) и определяющим в возникновении и развитии художественного метода является конкретно-историческая действительность, которая составляет, так сказать, его объективную основу, на которой возникает тот или другой метод.

Но на развитие определенного метода имеют наибольшее влияние сами художники, их мировоззрение, идеалы, взгляды, их талант и потребности. Они, в конце концов, также формируются под воздействием общественной среды, в которой живут и создают свои шедевры. Еще немецкий философ Г. Гегель утверждал, что художник причастен к своему собственному времени, он живет его моралью и привычками.

Однако в среде современных искусствоведов, художников можно услышать, что мировоззрение и творческий процесс не взаимосвязаны, что они независимы один от другого (например, экзистенциалисты).

В границах одной общественно-экономической формации существуют разнообразные методы художественного творчества, правда, до тех пор, пока одни не умирают, а другие не появляются, становясь более прогрессивными. Так было, например, в XIX в., когда сосуществовали классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, который со временем завоевал господствующие позиции в искусстве.

Самостоятельность и историческая конкретность художественного метода не исключает их диалектической взаимосвязи, преемственности и противоречия. Критический реализм был подготовлен не только реализмом Возрождения и Просветительского, но и художественными методами XVII—XV111 вв. Вряд ли возможным было бы творчество М.Ю. Лермонтова, если бы им не предшествовал творческий опыт В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, Ф. Шиллера и И. Гете, М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, О.М. Радищева и М.М. Карамзина. Часовые границы художественных методов не следует воспринимать как определение. Ростки новых методов чаще всего возникают в произведениях, которые были созданы еще на основе старых методов. Так, В. Гюго до конца жизни (в 1885 г.) оставался романтиком, невзирая на то, что романтизм сдал свои «командные позиции» в искусстве уже в 20—30-ые годы XIX в.; художник Семирадский — представитель классицизма, хотя господствующим методом творчества классицизм стал к середине XIX в., а свои лучшие полотна живописец создал ко второй половине XIX в.

Талантливый художник имеет творчески неповторимую индивидуальность (например, В. Стус, В. Симоненко, Л. Костенко и др.).

Вместе с тем очевидно и другое: группы художников в границах одного и того же художественного метода соединяются между собой по некоторым основным признакам творчества и его практическим результатам. Иногда эти группы совсем небольшие, в других случаях, напротив, — достаточно многочисленны. Бывает, такую группу определяют по одному, наиболее большому и яркому художнику, в творчестве которого достаточно полно и выразительно сконцентрированы характерные признаки искусства (в живописи, например, О. Дейнеко, Т. Яблонская). В других случаях равными называются одновременно несколько имен (например, импрессионисты Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и др.). Такое явление в искусстве получило название «стиль».

Художественный стиль — это эстетическая категория, которая отображает относительно стойкую общность основных идейно-художественных признаков творчества, которое обусловлено эстетическими принципами художественного метода и свойственная определенному кругу деятелей искусства.

Период формирования и развития капиталистической экономической формации характеризуется следующими принципами исторической периодизации искусства. Барокко, классицизм, сентиментализм и романтизм, классический и критический реализм — вот те исторические формы искусства буржуазной эпохи до ее кризиса на рубеже XIX—XX вв., которые характеризуют искусство со стороны его основных принципов отражения, той концепции человека и культуры, которая лежит в основании мировоззрения художника как выразителя общественных духовных движений своего времени. И если названные художественные направления сменяли друг друга во времени, то, начиная со второй половины XIX в. мы сталкиваемся с особой ситуацией, когда одновременно существует значительное число художественных направлений и течений — как родственных между собой, так и принципиально различающихся: реализм и натурализм, социалистический реализм и модернистские течения — абстракционизм и реализм, экспрессионизм и сюрреализм, дадаизм и т. д. [4, с.215]

Следовательно, историческое развитие искусства есть собственно исторический процесс возникновения и изменения художественных методов, стилей, направлений. На этот процесс распространяется действие объективных законов развития искусства, на которое в первую очередь имеет влияние общественное бытие. В то же время искусство относительно самостоятельно, что и предопределяет существование художественных направлений, школ, методов и стилей, которые непосредственно не совпадают с возникновением новых общественных отношений. Изменения в общественной жизни по большей части несут в себе изменения в художественной отрасли. [5, с.163]


Заключение

 

Таким образом, понятие «творческий метод» помогает эстетической науке раскрыть механизм связи таланта и мировоззрения художника, а затем и механизм социально-идеологического регулирования общего процесса исторического развития искусства. Некоторые аспекты проблемы творческого метода в искусстве, прежде всего определение его структуры, требуют дальнейшей разработки. Есть основания рассматривать творческий метод как сложную и диалектически-вариативную систему установок, реализующихся при создании произведений искусства. Будучи аналогом структуры самого искусства, структура творческого метода в искусстве имеет четыре соответствующие грани, выступая одновременно как способ познания жизни, ее оценки, преображения жизненной данности в образную ткань искусства и построения его образного языка. Конкретная трактовка каждой стороны творческого метода в искусстве, а также их соотношение и характер связи могут быть различными. Отсюда и проистекает многообразие индивидуальных и групповых творческих методов в эстетике.


Литература

 

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. – 496с.

2. Астахов И.Б. Эстетика М.: Московский рабочий, 1971. – 440с.

3. Борев Ю.Б. О природе художественного метода.// Вопросы литературы, 1957, №4, С.58-60

4. Эстетика. Левчук Т. и др. К.: В.ш., 1991. – 302с.

5. Естетика. За ред. В.О.Лозового. К.: Юрінком Інтер, 2003. – 208с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: