Губно-зубный парасигматизм




Подготовительные упражнения

1. Для развития силы и направления воздушной струи.

· Из положения Трубочка подуть на ватку, султанчик, бумагу.

· Из положения Забор положить язык на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить зонд и надавить до образования желобка. Зубы разомкнуты, не удерживают язык. С силой выдувать воздух. Щеки не раздувать. Контроль — ладонь, ватка.

· Из положения Забор упражнение Кто дальше загонит мяч? — плавно, длительно, непрерывно дуть вперед. Затем это же упражнение из положения Трубочка.

· Сблизить губы и, вдохнув, равномерно с силой выдыхать воздух через сближенные губы.

2. Упражнения для губ:

· Забор — Окно (зубы обнажены).

 

3. Упражнения для языка:

· Укрепить мышцы языка, выработать подъем языка вверх, растянуть подъязычную связку:

Наказать непослушный язычок (пошлепать губами, покусать зубами)

Забор — Окно — Мост

Забор — Окно — Мост — Лопата

Забор — Окно — Мост — Парус (рот широко открыт)

Качели (рот широко открыт)

Забор — Окно — Мост — Лопата — Лопата копает

Вкусное варенье

· Выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю по средней линии:

Лопата (высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить)

Чашечка (снаружи)

Чашечка (в полости рта)

Фокус

Маляр


Постановка отсутствующего звука

I. По подражанию:

· Выполнить последовательно упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата— Лопата копает — Вкусное варенье — Чашечка за бугорками верхних зубов — Теплый ветер.

 

II. От опорного звука:

· Произнести с придыханием звук [т]. Постепенно удлинять выдыхаемую воздушную струю и не ударять в бугорки зубов, а только поднимать к ним кончик языка.

· Язык в положении Чашечка вверху за альвеолами — плавно произносить звук [с].

 

III. Смешанный способ:

· Из положения Забор предложить ребенку длительно произносить звук [с] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять его за верхние резцы, при таком положении вместо [с] звучит [ш].

· Из положения Вкусное варенье перевести язык за зубы под альвеолы, подвести под язык шпатель и отталкивать язык назад. Предложить закрыть рот и подуть Теплый ветер — сссс, получается звук шшш. Чтобы не было утечки воздуха в щеки, подводя руки снизу, большим и указательным пальцами левой руки прижимаем щеки ребенка, а правой рукой подводим шпатель под язык, отодвигая язык назад до четкого звука [ш].

 

IV. Механический способ:

· Из положения Мост зондом поднять язык к передней части нёба. Ребенку надо сомкнуть зубы в положение Забор, выдыхая воздух равномерно, контролируя струю ладонью руки (теплая струя).

 

Примечание: при исправлении всех видов сигматизмов звук [ш] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения Теплый ветер для исключения ассоциации с прежним дефектным произнесением.

Призубный сизматизм

· Различение на основе тактильных ощущений: [ш] — теплая, длительная воздушная струя; [т] — толчкообразная, холодная. Логопед подносит руку ребенка тыльной стороной к своему рту при произношении [ш] и [т].

· Различение на слух звуков [ш—т] в словах, близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем.

· Выполнить упражнения Забор — Окно — Мост — Парус.

· Выполнить упражнение Качели, чередуя положения Мост — Парус (язык внизу — язык вверху).

· Из положения Мост выполнить упражнения Лопата — Лопата копает — Вкусное варенье — Фокус —- Теплый ветер (поддерживать язык вверху шпателем).

Межзубный сигматизм

· Выполнить подготовительные упражнения

· Зондом удерживают язык за верхними зубами и вызывают Теплый ветер.

 

Боковой сигматизм

· Выполнить подготовительные упражнения

· Поочередно выполнить упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата.

· Удерживают положение Лопата под счет до 5.

· Удерживают положение Лопата с поочередным пошлепыванием губами и покусыванием зубами широкого языка.

· Из положения Лопата покусывать язык с одновременным выдвижением кончика языка вперед-назад.

· Самомассаж языка. Прикушенный зубами язык вытягивать в полость рта и выдвигать вперед: Кошка пролезает под забором (зубы царапают язык).

· Упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата — Вкусное варенье — Фокус, т. е. в конце подуть на кончик языка в форме чашечки, находящейся на губе.

· Неоднократно выполнять упражнение Фокус, добиваясь сильной выдыхаемой струи воздуха.

· Выполнять упражнение Маляр с одновременным выполнением упражнения Теплый ветер (губы в положении Забор)

· Ручной или зондовый массаж языка.

Носовой сигматизм

· Выполнить подготовительные упражнения

· Дифференциация носового и ротового выдоха.

· Из положения Забор — Окно — Мост — Лопата подуть.

· Из положения Лопата верхнюю губу опустить на язык и подуть (язык между губ) на ватку, султанчик и т. п.

· Забить мяч в ворота (т. е. подуть на язык — зубы видны).

· Из положения Забор — Окно — Мост — Лопата — Лопата копает — Вкусное варенье сильно подуть на язык, который находится на верхней губе. Следить, чтобы не было утечки воздуха в нос (зажимать ноздри).

· Упражнением Фокус добиваться длительного, а затем и толчкообразного ротового выдоха (Подуй на нос, на челку, на ватку на носу). Исключить

· утечку воздуха в нос.

· Поочередно выполнить упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата — Вкусное варенье, а затем перевести язык в полость рта под альвеолы и подуть на язык (Теплый ветер). Исключать утечку воздуха через нос, поднося к носу тонкую полоску бумаги.

· Упражнение Маляр с одновременным выполнением упражнения Теплый ветер.

 

 

Губно-зубный парасигматизм

· Различение на слух звуков [ш—ф] среди слогов, фонем, слов.

· Отработка движений нижней губы вверх-вниз. Вначале пассивно, т. е. удерживать опущенную нижнюю губу.

· Выполнить подготовительные упражнения

· Выполнить последовательно упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата — Вкусное варенье (следить или держать пальцами нижнюю губу) — Фокус — Теплый ветер.

 

Шипящий парасигматизм

· Различение на слух звуков [ш-щ] в словах, в слогах, среди фонем.

· Выполнить подготовительные упражнения

· Упражнения на напряжение и расслабления кончика языка. Для звука [щ] характерны следующие позиции языка: кончик языка напрягается, продвигается вперед и несколько выгибается вниз. Для звука [ш] — язык в форме чашечки.

· Упражнения Маляр, Почистить верхние зубы (движения выполняются по зубам снизу-вверх и обратно).

· Выполнить упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата — Лопата копает — Вкусное варенье — Теплый ветер.

 

Свистящий парасигматизм

· Различение на слух звуков [ш—с], [щ—с] в словах, близких по звуковому составу (каска — кашка, мышка — миска, лес — лещ, плюс — плющ) в слогах, среди фонем.

· Выполнить подготовительные упражнения

· Упражнение Качели на дифференциацию положения кончика языка вверху-внизу.

· Последовательно выполняют упражнения Забор — Окно — Мост — Парус — Мост — Парус.

· Чередуют упражнения Мост — Парус перед зеркалом, без зеркала, с закрытыми глазами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: