Подготовительные упражнения
1. Для развития силы и направления воздушной струи.
· Из положения Трубочка подуть на ватку, султанчик, бумагу.
· Из положения Забор положить язык на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить зонд и надавить до образования желобка. Зубы разомкнуты, не удерживают язык. С силой выдувать воздух. Щеки не раздувать. Контроль — ладонь, ватка.
· Из положения Забор упражнение Кто дальше загонит мяч? — плавно, длительно, непрерывно дуть вперед. Затем это же упражнение из положения Трубочка.
· Сблизить губы и, вдохнув, равномерно с силой выдыхать воздух через сближенные губы.
2. Упражнения для губ:
· Забор — Окно (зубы обнажены).
3. Упражнения для языка:
· Укрепить мышцы языка, выработать подъем языка вверх, растянуть подъязычную связку:
Наказать непослушный язычок (пошлепать губами, покусать зубами)
Забор — Окно — Мост
Забор — Окно — Мост — Лопата
Забор — Окно — Мост — Парус (рот широко открыт)
Качели (рот широко открыт)
Забор — Окно — Мост — Лопата — Лопата копает
Вкусное варенье
· Выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю по средней линии:
Лопата (высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить)
Чашечка (снаружи)
Чашечка (в полости рта)
Фокус
Маляр
Постановка отсутствующего звука
I. По подражанию:
· Выполнить последовательно упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата— Лопата копает — Вкусное варенье — Чашечка за бугорками верхних зубов — Теплый ветер.
II. От опорного звука:
· Произнести с придыханием звук [т]. Постепенно удлинять выдыхаемую воздушную струю и не ударять в бугорки зубов, а только поднимать к ним кончик языка.
· Язык в положении Чашечка вверху за альвеолами — плавно произносить звук [с].
III. Смешанный способ:
· Из положения Забор предложить ребенку длительно произносить звук [с] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять его за верхние резцы, при таком положении вместо [с] звучит [ш].
· Из положения Вкусное варенье перевести язык за зубы под альвеолы, подвести под язык шпатель и отталкивать язык назад. Предложить закрыть рот и подуть Теплый ветер — сссс, получается звук шшш. Чтобы не было утечки воздуха в щеки, подводя руки снизу, большим и указательным пальцами левой руки прижимаем щеки ребенка, а правой рукой подводим шпатель под язык, отодвигая язык назад до четкого звука [ш].
IV. Механический способ:
· Из положения Мост зондом поднять язык к передней части нёба. Ребенку надо сомкнуть зубы в положение Забор, выдыхая воздух равномерно, контролируя струю ладонью руки (теплая струя).
Примечание: при исправлении всех видов сигматизмов звук [ш] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения Теплый ветер для исключения ассоциации с прежним дефектным произнесением.
Призубный сизматизм
· Различение на основе тактильных ощущений: [ш] — теплая, длительная воздушная струя; [т] — толчкообразная, холодная. Логопед подносит руку ребенка тыльной стороной к своему рту при произношении [ш] и [т].
· Различение на слух звуков [ш—т] в словах, близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем.
· Выполнить упражнения Забор — Окно — Мост — Парус.
· Выполнить упражнение Качели, чередуя положения Мост — Парус (язык внизу — язык вверху).
· Из положения Мост выполнить упражнения Лопата — Лопата копает — Вкусное варенье — Фокус —- Теплый ветер (поддерживать язык вверху шпателем).
Межзубный сигматизм
· Выполнить подготовительные упражнения
· Зондом удерживают язык за верхними зубами и вызывают Теплый ветер.
Боковой сигматизм
· Выполнить подготовительные упражнения
· Поочередно выполнить упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата.
· Удерживают положение Лопата под счет до 5.
· Удерживают положение Лопата с поочередным пошлепыванием губами и покусыванием зубами широкого языка.
· Из положения Лопата покусывать язык с одновременным выдвижением кончика языка вперед-назад.
· Самомассаж языка. Прикушенный зубами язык вытягивать в полость рта и выдвигать вперед: Кошка пролезает под забором (зубы царапают язык).
· Упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата — Вкусное варенье — Фокус, т. е. в конце подуть на кончик языка в форме чашечки, находящейся на губе.
· Неоднократно выполнять упражнение Фокус, добиваясь сильной выдыхаемой струи воздуха.
· Выполнять упражнение Маляр с одновременным выполнением упражнения Теплый ветер (губы в положении Забор)
· Ручной или зондовый массаж языка.
Носовой сигматизм
· Выполнить подготовительные упражнения
· Дифференциация носового и ротового выдоха.
· Из положения Забор — Окно — Мост — Лопата подуть.
· Из положения Лопата верхнюю губу опустить на язык и подуть (язык между губ) на ватку, султанчик и т. п.
· Забить мяч в ворота (т. е. подуть на язык — зубы видны).
· Из положения Забор — Окно — Мост — Лопата — Лопата копает — Вкусное варенье сильно подуть на язык, который находится на верхней губе. Следить, чтобы не было утечки воздуха в нос (зажимать ноздри).
· Упражнением Фокус добиваться длительного, а затем и толчкообразного ротового выдоха (Подуй на нос, на челку, на ватку на носу). Исключить
· утечку воздуха в нос.
· Поочередно выполнить упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата — Вкусное варенье, а затем перевести язык в полость рта под альвеолы и подуть на язык (Теплый ветер). Исключать утечку воздуха через нос, поднося к носу тонкую полоску бумаги.
· Упражнение Маляр с одновременным выполнением упражнения Теплый ветер.
Губно-зубный парасигматизм
· Различение на слух звуков [ш—ф] среди слогов, фонем, слов.
· Отработка движений нижней губы вверх-вниз. Вначале пассивно, т. е. удерживать опущенную нижнюю губу.
· Выполнить подготовительные упражнения
· Выполнить последовательно упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата — Вкусное варенье (следить или держать пальцами нижнюю губу) — Фокус — Теплый ветер.
Шипящий парасигматизм
· Различение на слух звуков [ш-щ] в словах, в слогах, среди фонем.
· Выполнить подготовительные упражнения
· Упражнения на напряжение и расслабления кончика языка. Для звука [щ] характерны следующие позиции языка: кончик языка напрягается, продвигается вперед и несколько выгибается вниз. Для звука [ш] — язык в форме чашечки.
· Упражнения Маляр, Почистить верхние зубы (движения выполняются по зубам снизу-вверх и обратно).
· Выполнить упражнения Забор — Окно — Мост — Лопата — Лопата копает — Вкусное варенье — Теплый ветер.
Свистящий парасигматизм
· Различение на слух звуков [ш—с], [щ—с] в словах, близких по звуковому составу (каска — кашка, мышка — миска, лес — лещ, плюс — плющ) в слогах, среди фонем.
· Выполнить подготовительные упражнения
· Упражнение Качели на дифференциацию положения кончика языка вверху-внизу.
· Последовательно выполняют упражнения Забор — Окно — Мост — Парус — Мост — Парус.
· Чередуют упражнения Мост — Парус перед зеркалом, без зеркала, с закрытыми глазами.