Задания по дисциплине «Психофизиология»
Преподаватель: Савченко Д.В.
Задания высылать одним документом
по адресу: sdv@sfga.ru
Подготовить презентацию на одну из предлагаемых тем (по распределению преподавателя) – 8-10 слайдов
1. Психофизиологические методы исследования.
2. Основные принципы переработки информации в центральной нервной системе.
3. Основные положения теории функциональных систем.
4. Психофизиология отражения окружающего мира.
5. Нейронные механизмы памяти и обучения.
6. Психофизиология бодрствования и сна.
7. Нейрогуморальные механизмы эмоций.
8. Нейронные механизмы адаптивной деятельности.
9. Психофизиологические основы когнитивной деятельности.
10. Электроэнцефалографический метод исследования и его практическое применение.
11. Основы теории функциональных систем П.К.Анохина.
12. Представления Н.А.Бернштейна об уровнях построения движения.
13. Психофизиологическая проблема в истории психологии.
14. Проблема мозговой локализации функций в психологии.
15. Основные сферы прикладного использования психофизиологии.
16. Психофизиологические основы мотивации.
17. Нейронные механизмы восприятия яркости, цвета и формы.
18. Нейронные механизмы стереоскопического зрения.
19. Психофизиология движений.
20. Активирующая и инактивирующая ретикулярная формация.
21. Функциональная асимметрия мозга и эмоций.
22. Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса.
23. Основные виды биоэлектрической активности мозга.
2. Выбрать один из вариантов заданий, дать письменный ответ на нижеуказанные вопросы с точки зрения психофизиологических знаний.
· Типы высшей нервной деятельности и темперамента, их классификация и характеристика.
|
· Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов). Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе. Художественный, мыслительный и промежуточный типы ВНД.
· Общий план строения нервной системы. Рефлекс как элементарный акт нервной деятельности. Рефлекторная дуга, ее звенья и их функции.
· Биоритмы и педагогический процесс. Причины возникновения и значение десинхроноза. Типы десинхроноза. Меры его профилактики.
· Психоактивные вещества. История происхождения и принципы классификации наркотиков.
· Наркомания и токсикомания. Основные этапы протекания заболевания. Абстинентный синдром.
· Сон. Влияние жизненного опыта и непосредственных раздражителей на характер сновидений. Значение фазовых состояний нервных центров. Теории сна.
· Разделение людей на типы по особенностям высшей нервной деятельности. Особенности характеристик нервных процессов в подростковом возрасте.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Безденежных Б.Н. Психофизиология: учебно-методический комплекс / Б.Н. Безденежных. – М.: ЕАОИ, 2011. – 207 с. - www.biblioclub.ru
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 368 с. - www.biblioclub.ru
- Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 463 с. www.biblioclub.ru
б) дополнительная литература:
- Антропова Л.К. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. пособие / Л.К. Антропова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 70 с. - www.biblioclub.ru
- Ляксо Е.Е. Психофизиология слухового восприятия: учебное пособие / Е.Е. Ляксо, Е.А. Огородикова, Н.П. Алексеев. – СПб.: СПбГИПСР, 2013. – 111 с. - www.biblioclub.ru
- Сапего А.В. Практикум по физиологии человека / А.В. Сапего; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2012. – 84 с. - www.biblioclub.ru
- Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф.Лысова; Новосибирский Государственный Педагогический Университет. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=376897
5. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 340 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=372393
|
6. Корниенко, Д. С. Дифференциальная психология[Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс / Д. С. Корниенко, Е. А. Силина. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 64 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=462798
7. Кривощеков С.Г., Айзман Р.И. Психофизиология: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 249 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=451796
8. Самко Ю.Н. Психофизиология: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 154 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=418981
ü Электронные журналы, электронные книги, электронные книжные серии, электронные справочники электронного ресурса издательства Springer, ЭБС «Университетская библиотека» РГГУ
ü http//stat.hse.ru- Статистический портал Высшей школы экономики
ü https://www.all.edu.ru/ - Электронный сайт «Все образование»
ü https://www.srhe.ac.uk/ - Общество по исследованиям в высшем образовании Society for Research into Higher Education (SRHE)
|
ü www.biblus.ru - Каталог книг «Библус» по всем отраслям науки
ü www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
ü www.inion.ru – Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН)
ü www.itportal.ru – Портал «Инновации и технологии»
ü www.libertarium.ru- Библиотека «Либертариум»
ü www.nlr.ru. – Российская национальная библиотека (РНБ)
ü www.rsl.ru – Российская государственная библиотека (РГБ)
ü https://минобрнауки.рф/ - Министерство образования и науки РФ
ü Мировая цифровая библиотека https://www.wdl.org/ru
ü Библиотека Гумер − гуманитарные науки https://www.gumer.info/
ü Российское образование. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.edu.ru/
Защита презентаций
Критерии оценки | |
«отлично» | выполнены все требования к написанию и защите презентации: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, при защите даны адекватные ответы на дополнительные вопросы |
«хорошо» | основные требования к презентации и ее защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы |
«удовлетворительно» | имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании презентации или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод |
«неудовлетворительно» | тема презентации не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы |