Приемы мнемотехники на уроках русского языка




М.Б. Успенский

 

Как известно, чтобы появилось умение правильно употреблять в речи те или иные звуки, морфемы, слова, написания, конструкции, школьник должен прежде всего осознать, почему нужно именно так говорить или писать. Но известно также, что в языке немало речеупотреблений, которые не поддаются обобщению, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы «вне правил». К ним относятся непроверяемые написания гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар). В таких случаях можно сформулировать лишь так называемые недостаточные правила, которые дают лишь общие ориентиры употребления в речи смежных единиц языка, но не содержат приемов их различения. Например: «Существительные, которые обозначают человека по его профессии или роду занятий, образуются с суффиксами -тель (учитель), -ец (кузнец), -ник (колхозник), -чик (летчик), -щик (носильщик), -ист (шахматист)». Как видно, «правило» не говорит, в каких типовых случаях следует пред­почесть каждое из этих словообразовательных средств.

Для неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить». И вот тут-то на помощь ученику и учителю приходят мнемонические приемы, или, иначе, приемы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника (от греч. mnemonikon (technema) «искусство запоминания»), - признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания - обычно того, что не поддается обобщению и алгоритмизации.

Разработка приемов мнемотехники была известна еще во времена античности, а ближе к нашему времени она велась параллельно с исследованием памяти психологами. Так, в 80-е годы прошлого века немецкий психолог Г. Эббингауз поставил задачу изучать память сепаратно, отделив ее от логического мышления; для этого он придумал мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «cap», «лам» и пр.

В нашей стране в советский период интерес к мнемотехнике проявляли лишь отдельные ученые, преимущественно психологи: А.Р. Лурия, К.К. Платонов и др. У советских дидактов и методистов мнемоника признанием не использовалась, поскольку она якобы противоречит сознательному усвоению предмета обучения. А между тем, повторяем, она незаменима там, где объекты запоминания находятся «вне правил и других обобщений».

С такими явлениями дети и подростки нередко встречаются на уроках русского языка как родного и еще чаще - как неродного. Например, существительные с мягкой основой, которые на письме оканчиваются на -ь, бывают мужского и женского рода.

По форме именительного падежа они не различаются. У русскоязычных ребят трудности может вызвать определение рода лишь у нескольких таких слов: лебедь, фасоль, тюль, толь и др. У иноязычных школьников, в особенности если в их родном языке нет категории рода, диапазон трудностей значительно шире. В их русской речи легко предположить ошибки типа «черный тень», «мой обувь», «нет мебеля» и под. И чтобы предупредить такие ошибки, полезно обратиться к мнемотехнике.

Каковы психологические основы этого средства запоминания?

Мнемонические приемы основаны на определенных связях, или, как считают психологи, - на ассоциациях, но не органических (причинно-следственных и под.), а на несколько искусственных связях по смежности.

Эти связи бывают двух типов: внешние и внутренние. В первом случае то, что нужно запомнить, связывается с чем-то вне объекта запоминания. Так, например, часто демонстрируют свою феноменальную память артисты эстрады, запоминая «с ходу» десятки и даже сотни слов. Каждое из названных им слов они мгновенно связывают в словосочетаниях со словами, заранее выученными в определенной последовательности[1].

Этот тип мнемонических ассоциаций мало пригоден для школы. Во-первых, он перегружает память детей и подростков избыточными перечнями и фактами, а во-вторых, может невольно вызвать появление бессмысленных сочетаний слов (типа «гордость на полу», «мешок слез», а река на столе»).

Дидактически целесообразны на уроках, в том числе и русского языка, приемы мнемотехники, которые основаны на ассоциативных связях между запоминаемыми объектами. При этом характер внутренних связей далеко не безразличен ни для психологии, ни для дидактики. Среди элементов запоминания важно выделить признаки, стороны, грани, «которые легко сопрягаются с определенными сторонами или признаками других предметов»[2].

Из числа «естественных» связей на первое место следует поставить смысловые. О преимуществах такой мнемотехники не раз писали наши психологи А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и др. Смысловые ассоциации с мнемоническими целями нетрудно закрепить при соответствующей группировке слов, морфем, словоформ.

Сюда прежде всего относится объединение единиц одного семанти­ческого поля. Обычно, например, по теме «Семья» на одном уроке семантизируются и вводятся в речь учащихся слова: мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка и под.

Мнемоническую значимость имеют и различные тематические подборки. Так, в учебниках и пособиях для начальных классов встречаются группировки слов под рубриками: «Какие предметы нам нужны на уроке?»; «Что нужно положить в портфель?» и т.п.

В основе «мнемонических» рядов могут быть и антонимические связи:

сильный мальчик - слабый мальчик,

громкий голос - тихий голос,

тяжелый чемодан - легкий чемодан,

далекий путь - близкий путь,

темная ночь - светлая ночь,

смелый человек - трусливый человек.

Если достаточен соответствующий запас слов у данного контингента школьников, то мнемоническую группировку можно производить по синонимическим гнездам. Вот один из возможных вариантов записей таких рядов в тетрадях или словариках:

Быстро, скоро.

Владик выполнял задания быстро (скоро).

Большой, огромный, громадный, гигантский.

Мы выполнили большую (огромную, громадную, гигантскую) работу.

Конечно, можно предположить и другие варианты расположения синонимических рядов. Но во всех случаях запоминанию и усвоению помогают семантическая общность и лексическая сочетаемость, которые здесь служат хорошим средством мнемотехники.

Если речь идет о явлениях грамматики, то для мнемонической группировки полезно использовать не только лексическую, но и грамматическую сочетаемость слов. Например, сгруппировать глаголы, которые употребляются с одним и тем же предлогом.

Помимо смысловых связей, в мнемонике внутренних ассоциаций возможны и другие: сходство (хотя бы частичное) звукового или буквенного состава, общность ударения, отнесенность к одному словообразовательному типу и т.д. Семантическая общность в этом случае также имеет место.

В практике работы учителей-словесников известны мнемонические таблицы, рассчитанные на запоминание слов с удвоенными согласными:

 

кк мм лл
хоккей аккуратный аккордеон   грамм килограмм сумма программа аллея коллектив металл троллейбус параллельный  

 

Особенно популярным мнемоническим средством по праву считаются рифма и ритм. Мнемонические «стихи», или, лучше сказать, рифмованные строчки, иногда встречаются в учебниках и других пособиях по русскому языку. Примером может служить широко известная ритмизация и рифмовка глаголов второго спряжения:

 

Видеть, слышать и смотреть,

и зависеть, и терпеть,

гнать, дышать, держать, обидеть,

и вертеть, и ненавидеть.

 

Составить такие рифмованные четверостишия не составляет большого труда. Нужно только срифмовать попарно четыре глагола и приписать к ним остальные семь глаголов вместе со служебными словами для сохранения стихотворного размера каждой строки. По этой методике студенты, будущие учителя-словесники, на одном из практических занятий составили несколько таких мнемонических рифмовок:

 

Гнать, держать, дышать, смотреть,

видеть, слышать и вертеть.

А еще терпеть, обидеть,

и зависеть, ненавидеть.

Обидеть, видеть и дышать,

потом зависеть и держать,

и ненавидеть, и смотреть,

терпеть и слышать, гнать, вертеть.

И т.п.

 

Конечно, логика суждений в таком самодеятельном стихотворстве оставляет желать много лучшего. Но мнемоническая его значимость несомненна.

Приведем другие примеры подобных рифмованных строк.

 

Род имен существительных

Мы все в любое время года

всегда везде мужского рода:

огонь, олень, портфель, вратарь,

рояль, картофель, календарь,

журавль, камень, день и вождь,

корабль, корень, рубль и дождь,

букварь, словарь, кисель и гвоздь,

ремень и лебедь, гусь и гость.

Ну что ж! А мы наоборот.

Мы признаем лишь женский род.

Ладонь, кровать, метель и боль,

морковь, тетрадь, печать и соль,

взаимопомощь и любовь, медаль

и запись, жизнь и кровь,

сирень, шинель, деталь, печаль,

мораль и память, степь и даль.

 

Понятно, что вариантов такой рифмовки может быть бесконечно много.

 

Именительный падеж мн. числа

Запомнить нетрудно такие слова,

В которых всегда окончание а:

глаза, голоса, города и бока,

дома, берега, вечера и века,

сорта, ордена, острова, номера,

рога и снега, рукава, трактора,

борта, паспорта, сторожа, адреса,

цвета и шелка, луга и леса.

Мы все на мягкий знак и я:

деревья, перья и друзья,

все звенья, братья и мужья,

все листья, крылья, сыновья.

 

Родительный падеж мн. числа

В детской сказке колобок

по траве катиться мог

без ботинок, без сапог,

без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов,

яблок, груш и мандаринов,

баклажанов - грядок пять,

помидоров — не собрать.

 

Уважают человека

у туркмен, татар, узбеков,

у таджиков и армян,

у монголов и цыган,

у якутов и тунгусов,

у башкир и белорусов,

у киргизов и грузин,

у бурят и осетин.

 

Неизменяемые существительные

«Нас никому нельзя склонять.

Нас бесполезно изменять.

Об этом в школе знают все», -

сказали радио, шоссе,

бюро, и кофе, и кафе,

кино, пальто, такси, купе.

 

Собирательные числительные с существительными. Можно сказать: двое друзей, двое мужчин, двое саней. Но НЕ говорят: «двое девчат», «двое столов», «двое котят».

 

Глаголы движения

Как люди движутся? Идут,

на чем-то едут и плывут;

когда спешат, летят, бегут;

несут нам что-то иль везут,

ведут кого-то и притом

все в направлении одном.

А если бегают, и ходят,

и плавают, кого-то водят,

к нам ездят или возят вас,

то это делают не раз

и совершают те движения

нередко в разных направлениях.

 

Сравнительная степень прилагательных

 

Нас он моложе. Строгий - нас строже. Крепкий - нас крепче. Легкий - нас легче. Мягкий - нас мягче. Яркий - нас ярче. Громкий - нас громче. Звонкий - нас звонче.

 

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Один раз можно изучить,

а долго изучать.

Один раз можно извинить,

а часто - извинять.

И под.

 

Как видно, все мнемонические группировки слов и словоформ в этой статье соотносятся с определенными аспектами и категориями русского языка. Имеет ли смысл их использовать в тех или иных условиях обучения? Это может определить только сам учитель русского языка, родного или неродного для учащихся.

 

Журнал «Русский язык в школе»

№6, 1996


[1] Подробнее об этом см.: Платонов К.К. Занимательная психология. - 2-е изд. - М., 1964,- С. 238-240.

[2] Хромов В.М. Мнемотехника - искусство запоминания // Наука и жизнь. - 1971. - №1.- С. 77.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: